На Новой сцене Александринки напугали человечество потерей памяти

Фестиваль медиапоэзии 101 на Новой сцене Александринки представил аудиовизуальный перформанс «Темные века», которую со студентами Лаборатория новых медиа подготовили приглашенные из Франции режиссеры Жюдит Деполь и Лоран Голон.
В истории «Темными веками» называют период античности, про который не сохранилось почти никакой информации – от распада микенской цивилизации до возникновения знаменитых греческих городов-государств: то есть XIV–XII века до нашей эры. Однако организаторы перформанса убеждены, что и наше время может при известных обстоятельствах прекратиться в «темный век».
- Название «Темные века» отражает ситуацию нашей зависимости от технологий в сочетании с тем фактом, что технологии стремительно устаревают, – рассказывает Жюдит Деполь. – Ведь уже сейчас та информация, которая была сохранена, скажем, на кассетах типа VHS, стала практически недоступной, если вы не успели ее перегнать на другие, более современные носители. А прошло-то совсем немного времени. Это значит, что и другой носитель тоже устареет совсем скоро, а потом следующий. При таком раскладе есть опасность, что у человечества, в конце концов, может совсем не остаться памяти. Не говоря уже о том, что любая серьезная проблема с электричеством может уничтожить все серверы – и вместо терабайт информации у нас останется белая страница. Прежде всего, мы хотели сделать акцию об этом. Но не только. Поскольку у нас у всех есть ностальгия по гаджетам времен юности – мой первый компьютер, моя первая камера – мы решили взять все эти старые машины, разобрать их на детали и дать им вторую жизнь, собрав из них новое действующее устройство.

Действующий механизм, собранный из деталей давно снесенных на свалку электронных устройств, растянулся во всю ширину экрана медиастудии Новой сцены, стал центральным объектом интерактивного перформанса, в котором приняли участия все собравшиеся в зале. Зрители получили бумажки со списками тех устройств, которые понадобились «лаборантам» для создания машины: cd-rom, детали от VHS-проигрывателя, флоппи-диск, детали кассетного плеера и принтера, пьезодатчики, микрофоны, отладочная и монтажная платы, транзисторы и резисторы, компьютерные вентиляторы охлаждения, радиоприемник и т.д. Эти детали, как пояснили руководители проекта, работают, другое дело, что их нельзя включить в единую систему информации, подключить к интернету. «Но нам это и не нужно, – уточнила Жюдит Деполь. – Нам важно, чтобы машина звучала, создавала музыку, и заставила нас задуматься, что будет завтра. Потому что есть еще та проблема, что нам каждый день требуется все больше электронных носителей памяти, а они занимают реальное пространство. Например, я как видеохудожник храню дома несколько терабайт памяти, и это достаточно большое физическое пространство. Сейчас ученые пытаются записывать информацию на живые клетки, но пока это только разработки».

Режиссеры интерактивного аудиовизуального перформанса "Темные века" Жюдит Деполь и Лоран Голон (Франция)
Впрочем, про завтра действительно надо было только лишь подумать. А действия всех собравшихся призваны были реанимировать прошлое, попытаться сделать его фактом реального времени. Сначала «лаборанты» в белых халатах назвали и показали на экране те электронные машины, которые «поделились» с организаторами перформанса своими деталями: звучали названия аппаратов от 1980 года выпуска. Даже в рамках человеческой жизни время с тех пор прошло небольшое, а уж в рамках истории — и говорить нечего. То есть, проблема того, что наши гаджеты, даже самые совершенные, практически от момента своего создания стремительно теряют способность сохранять информацию, устаревают, стала ощущаться практически осязаемо. Затем публике было предложено спеть в электронном караоке. Фраза «Я не мыслю, но я существую, пока я обновляюсь» (фактически это и есть определение электронного носителя информации) была переведена на бинарный язык — язык нулей и единиц. Зрители, выбравшие на входе синие проводки, проговаривали слово «ноль», оранжевые – «один». Каждая буква на бинарном языке — восьмизначная комбинация из нолей и единиц. В итоге на исполнение короткой строки ушло более пяти минут.
Затем машина, которую создатели окрестили «органом» – поскольку управляется он с нескольких компьютерных клавиатур, – уже только с помощью «лаборантов», исполнила еще несколько композиций.
Как сообщила Жюдит Деполь, у этой машины есть прототип, гораздо более мощный – во Франции. Там орган – четырехсторонний, и люди во время перформанса ходят вокруг этой машины. По словам организаторов интерактивного перформанса «Темные века», они намерены устраивать подобные акции везде по миру, призывая людей, заглядывая в прошлое, соединять его с будущим.
Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

Куда пойти 28 — 30 марта: книжный фестиваль на «Левашовском Хлебзаводе», Париж в кино и разговор о Пушкине с Львом Лурье
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 28 марта 2025 - Найден неопубликованный роман Эдуарда Лимонова. Его готовят к первому изданию
- 27 марта 2025 - Издательство «Индивидуум» впервые не пустили на ярмарку Non/Fiction
- 27 марта 2025 - СМИ: Против экс-директора Музея современного искусства PERMM Аллахвердиевой возбудили уголовное дело
- 26 марта 2025 - Пушкинский музей пересмотрит закупки последних лет, в их числе оказалась картина Никаса Сафронова
- 25 марта 2025 - Летающая леди, выпавший зуб и купание в фонтане. Вышел первый трейлер продолжения «Чебурашки»
Статьи
-
26 марта 2025, 21:00Эрмитаж открыл новую выставку в Галерее графики Зимнего дворца — «Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века». Это следующий шаг за графикой немецкой, cтаронидерландской и итальянской, что музей показывал в предыдущие месяцы. Выставку можно смотреть до 13 июля, удивляясь переплетениям известных судеб, литературных и художественных произведений и крупных исторических событий, свидетелями которых становились эти тонкие и хрупкие листы бумаги.
-
25 марта 2025, 15:10Ежегодный праздник для всех, кто интересуется балетом и современным танцем, — Международный фестиваль Dance Open откроется в Петербурге уже 18 апреля. В преддверии события основатель и художественный руководитель фестиваля Екатерина Галанова рассказала «Фонтанке» о юморе и философии в танце, «эзотерическом балете», барочной музыке и вызовах для организаторов.
-
24 марта 2025, 18:50Петербуржец Петр Шерешевский хорошо известен театралам не только в двух столицах, но и по всей России. География его спектаклей настолько обширна, что можно запускать специальный туристический маршрут: и в театр с удовольствием сходишь, и страну узнаешь. Сейчас Шерешевский — главный режиссер сразу двух театров в Москве и Петербурге; на премьеру «Три» в Камерном театре Малыщицкого не достать билетов; МХТ в составе Больших гастролей привез в Петербург спектакль «Маскарад с закрытыми глазами». Мы встретились с режиссером в рамках проекта «(От)Личный Петербург» и поговорили об агрессивных птицах мира, израильском Чехове и спектаклях, на которые можно приходить голодными.