Ђ—фераї на экранах: ∆уткий новый мир

27 апрел€ 2017, 15:04
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

¬ прокате – «—фера», цифрова€ антиутопи€ с Ёммой ”отсон и “омом ’энксом в главных рол€х. ѕодбор актеров не только беспроигрышный, но и очень точный. » картинка порой впечатл€ет. Ќо режиссеру зачем-то понадобилось рубить сук, на котором сидит.

ќтечественному зрителю название ленты ничего не говорит. Ќам интереснее ’энкс и ”отсон в главных рол€х. ƒл€ американцев же «—фера» – в первую очередь, экранизаци€ бестселлера ƒэйва Ёггерса (он же написал сценарий). –омана-антиутопии про наивную барышню, котора€ устраиваетс€ работать в гигантскую империю, компанию «—фера». ‘ирма создает аккаунт любого пользовател€, собира€ информацию о нем: данные кредиток, пароли от почты и социальных сетей и так далее. ѕод видом создани€ простого и удобного сервиса, «—фера» добиваетс€ пр€мо противоположного эффекта. √оворит, что боретс€ с тоталитарными режимами (с аккаунтов «—феры» можно голосовать на выборах, и подтасовка невозможна) – и сама же строит жуткую диктатуру. ќбещает прозрачность всех сервисов – и сама же мутит воду. √ероин€ объ€вл€ет компании войну, которую, пусть с огромными потер€ми, но выигрывает в финале.

 

ћатериал, в общем, козырный: режиссер ƒжеймс ѕонсольдт может здесь играть с новой визуальностью, сменой оптики – «—фера» транслирует видео в сеть, так что можно разворачивать событи€, стилизу€ картинку под веб-камеру, скайп и так далее. ћожет строить сюжет вокруг злободневных проблем – честных выборов, политики, цифровых технологий, коррупционных скандалов. ¬ «—фере» есть все сюжеты нового американского кино: цифровой мир, как в «—оциальной сети» ‘инчера, тайны, как во всех лентах про «¬икиликс», да и ѕутину, и ќбаме, и “рампу здесь найдетс€ место. ¬ общем, роман Ёггерса – находка дл€ режиссера, которого волнует чистота формы и актуальность. ѕонсольдт – ровно такой. «—феру» он строит на €сных, читаемых образах. ѕротивосто€ние главы компании, геро€ ’энкса, и героини ”отсон реализуетс€ через их хобби. ќдна плавает по озеру на ка€ке, другой любит серфинг.

— выбором актеров ѕонсольдт не облажалс€. Ёмма ”отсон выступает в своей фирменной, знакомой еще по √ермионе из «ѕоттера», роли старательной умницы-отличницы. ќбраз наращивает объем за счет драматургии: героине «—феры» нужно не только блистать эрудицией, но и переживать трагедии. Ёто ”отсон тоже умеет играть отлично. “ом ’энкс тоже легко входит в образ цифрового фрика в кросовках, эдакого —тива ƒжобса, мастера задушевной риторики. Ётот образ, разумеетс€, оказываетс€ не так прост, как кажетс€ на первый взгл€д. ќбраз чудика усложн€етс€ за счет того, что за героем ’энкса посто€нно следует его напарник, мордатый зануда-функционер (ѕаттон ќсвальт его играет €рко и узнаваемо, таких персонажей в русском кино обычно представл€ет –оман ћад€нов).

ѕонсольдт в полной мере реализовал и весь визуальный потенциал, который в сюжете «—феры» содержитс€. ѕосто€нный соавтор ƒаррена јронофского и —пайка Ћи, оператор ћэттью Ћибатик строит картину как клаустрофобический фильм о жизни в замкнутом пространстве, в сообщающихс€ между собой корпусах гигантского комплекса. ¬есь ужас «дивного нового мира» реализуетс€ в бетонных коробках, коридорах, стекл€нных перегородках.

≈динственное, с чем ѕонсольдту не удалось справитьс€ – так это, как ни странно, сам сюжет романа. » вот тут без комментариев по поводу книжки Ёггерса не обойтись. ќтечественный зритель наверн€ка будет озадачен тем, что после кульминации – осознани€ героиней всей адской сути компании, куда она трудоустроилась, – действие становитс€ скомканным, а все фабульные ходы разрешаютс€ в два счета самым водевильным путем. ќбъ€сн€етс€ такой драматургический л€п просто. –оман Ёггерса не только кинематографичный и выигрышный. ќн еще и дико неудобный. „ем и заслужил статус бестселлера.  ак сериал «–одина», он наполнен аллюзи€ми к актуальным новост€м. “ут есть намеки на корейскую €дерную программу, «русский след» в американских цифровых технологи€х и еще на очень и очень многое. Ќапример, один из главных героев – компьютерный гений “ай √осподинофф. ѕо фамилии €сно, кто он по национальности. ¬ фильме он переименован в “а€ Ћатиффа, а роль отдана темнокожему актеру ƒжону Ѕойеге. ѕока-пока, русский след. ¬ книжке «—фера» занимаетс€ махинаци€ми на выборах. »з-за того, что всем предлагаетс€ голосовать через свои компьютерные аккаунты, голоса можно подтасовывать, результаты выборов мен€ть. ¬ фильме об этом не говоритс€ ни слова. ѕока-пока, “рамп, «брексит» и честные выборы вообще. ¬ книге лучша€ подруга главной героини становитс€ жертвой очередного проекта «—феры» – в фильме попросту исчезает.

ѕеренос любого романа на экран – всегда проблема. ѕолифоничность, хитра€ скроенность сюжета не позвол€ют показать на экране всЄ, что есть в книжке. ƒаже в самой простой однодневке – каковой, в общем, произведение Ёггерса и €вл€етс€. Ќо тут проблема даже не в многослойности действи€ «—феры», которое не получилось перенести на экран. ≈динственный виновник того, что фильм оказалс€ сделан только наполовину – ѕонсольдт. Ёто он врубил самоцензуру такого уровн€, что выкинул из сюжета, с которым работал, все несущие конструкции. ќставил только модную картинку и хороших актеров. ƒл€ какой-то другой ленты этого, возможно, было бы достаточно. ƒл€ «—феры» – чудовищно мало.

»ван „увил€ев, специально дл€ «‘онтанки.ру» 

Ђ«десь есть лючок...ї Ёрмитаж открыл дл€ публики церковь, где реставрировали Ђƒанаюї

ѕосетители Ёрмитажа, покупающие билет на второй маршрут, с 5 ма€ могут увидеть еще один роскошный зал, доселе недоступный: после реставрации открылась ћала€ церковь «имнего дворца. Ђ‘онтанкаї загл€нула туда среди первых и узнала ее секреты.

—татьи

>