
Чемодан с русской литературой

В издательстве АСТ вышел сборник малой прозы Евгения Бабушкина «Библия бедных», одна из самых ожидаемых книжных новинок 2017 года по версии «Фонтанки». Литературный обозреватель «Фонтанки» объясняет, почему автор этой книги – возможно, лучший современный российский писатель, а также почему ее необходимо прочесть как можно большему количеству людей.
«Библия бедных» Евгения Бабушкина – настоящая пытка для рецензента. Ее практически невозможно осилить за один-два присеста, и не потому, что книга большая, а потому, что очень плотная, щедрая, густонаселенная. Это медленное чтение, которым хочется от случая к случаю делиться с друзьями, зачитывая вслух особенно полюбившиеся куски, прихлебывать неравномерными глотками, как грузинское вино из вошедшего в сборник эссе «Забытый русский» (впервые я прочел его несколько лет назад, и до сих пор считаю, что это лучший текст о Тбилиси, написанный на русском языке).

Фото: Издательство АСТ
Здесь во всем присутствует какая-то джойсовская – времен «Дублинцев» и «Портрета художника» – простота и выпуклость: обычными, на первый взгляд, словами тебе говорят о вполне обыденных вроде бы вещах; вот то самое вино, а вот вынужденные песни под гитару на детской площадке, а еще сказки, которые не такие уж сказки, если приглядеться. В итоге складывается ощущение, что в этой книге есть абсолютно все для полноценной жизни – еда, питье, путешествия и примерно вся русская литература, уместившаяся в один чемодан. К слову, о русской литературе. Речь не о влияниях, хотя то здесь, то там будто бы подмигивает Гоголь, и вертится на языке Хармс, и смотрит исподлобья Платонов, а вот щепотка Паустовского с Пришвиным, но только чтобы оттенить вкус, совместить несовместимое. Скорее, все эти имена всплывают в уме как имена прошлых участников команды, за которую сегодня играет Бабушкин. Раньше это было их поле, а теперь – его. Эхо голосов не смолкло, память жива, традиция продолжается, но этот молодой и дерзкий – наш сегодняшний игрок, а потому все внимание к нему. И с литературным инструментарием он обращается не хуже и не лучше тех, кто был до него. Как у любого настоящего писателя, у него свой набор этих самых инструментов, а потому и сравнивать его напрямую с кем бы то ни было не вполне уместно.
Во второй части книги собраны документальные очерки, и интонация здесь несколько меняется, читать «Библию бедных» становится уже не весело и жутко, а скорее жутко и местами весело, восхищение красотой сменяется эсхатологическим восторгом (здравствуйте, Сергей Владимирович Шнуров). Бабушкин отправляется на Донбасс, проезжает, проходит, проползает сотни километров с заполонившими Европу беженцами, ночует с цыганами, ведет репортаж с баррикад Майдана. Читая все это, с одной стороны думаешь, что у нашей планеты окончательно и бесповоротно сорвало кепку, но есть и другое чувство.
Проявления жизни, свидетелем которым становится этот бесстрашный писатель, могут раздавить, вжать в землю абсолютно любого, даже самого сильного человека, хотя не в силе тут дело. Жизнь, балансирующая на кончике бабушкинского карандаша, пугает, она способна выдавить из человека писателя, выдавить из человека – человека, раз уж на то пошло. Но вот есть Женя, входящий вместо дикого зверя в клетку, из любой ситуации выходящий не с переломанной спиной, а с прозаическим материалом. И при том, что книга скорее грустная (а ближе к концу откровенно пугающая, но об этом позже), она все равно оставляет светлое чувство, что-то вроде надежды. Вот же, есть человек, который все это своими глазами увидел, что-то важное понял и нашел слова для того, к чему невозможно, казалось бы, подобрать языковой код. А значит, это могут увидеть и понять другие. И одна из совсем уж наивных, но неотвязных мыслей, приходящих в голову во время чтения, примерно такова: если «Библию бедных» прочтут многие, возможно, плохих людей в мире станет меньше. Потому что, читая эту книгу, ты действительно как будто становишься немножечко лучше, жизнь – понятнее, прозрачнее, а значит, и надежда имеет право на существование.
Последняя часть книги, «Апокрифы», состоит из исторических очерков, и она во всем сборнике самая страшная. События, которые описывает здесь Бабушкин, в первую очередь предмет не литературы, но истории, однако поданы они с таким изобразительным совершенством и беспощадностью, пересказаны с таким тщательно синкопированным ритмом, что, с одной стороны, не оторваться, а с другой, уже и не вырваться.
Закрывая последнюю страницу, ты чувствуешь себя обновленным. Потому что столкнулся с живой литературой, с подлинной жизнью, прошел через невообразимые ужасы (а до тебя через них прошел автор книги, а до него сотни тысяч, миллионы человек) и вдруг понял, что для описания настоящего ужаса тоже есть язык. Этот язык, в данном конкретном случае нашел, присвоил, придумал писатель Евгений Бабушкин. А значит, искусство по-прежнему способно подниматься над жизнью, находить слова там, где слова, казалось бы, невозможны, где тупик, конец языка, смерть духа и разума.
Сергей Кумыш, специально для «Фонтанки.ру»

Каменная гостья: люди, лисы и оборотни стали героями спектакля по роману соавтора песен Бьорк
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
- 28 марта 2025 - 12-летней исполнительнице песни «Сигма Бой» предложили стать консультантом Росмолодежи
- 28 марта 2025 - Найден неопубликованный роман Эдуарда Лимонова. Его готовят к первому изданию
Статьи
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».
-
26 марта 2025, 21:00Эрмитаж открыл новую выставку в Галерее графики Зимнего дворца — «Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века». Это следующий шаг за графикой немецкой, cтаронидерландской и итальянской, что музей показывал в предыдущие месяцы. Выставку можно смотреть до 13 июля, удивляясь переплетениям известных судеб, литературных и художественных произведений и крупных исторических событий, свидетелями которых становились эти тонкие и хрупкие листы бумаги.