
"Пуля в голове" в кинотеатрах: И вновь продолжается «Рейд»

В прокате – «Пуля в голове», сиквел суперуспешного индонезийского боевика «Рейд». Который доказывает, что иногда удачная франшиза вполне может создать национальную кинематографию.
Когда в 2011 году на экраны вышел «Рейд», он стал сенсацией. Британский режиссер Гарет Эванс приехал в Индонезию, влюбился в страну и ее колорит. Особенно в местные боевые искусства, пенчак силат. Настолько, что захотел снять про них фильм. Получился «Рейд» – самый необычный боевик из всех возможных. Помимо здорово прописанного сюжета (начальство отправляет полицейских, чтобы от них избавиться, на штурм логова наркобаронов), здесь было еще и оригинальное решение боевых сцен. Почти как балетов – глаз не оторвать. Эванс скрестил европейское мастерство с азиатским колоритом и построил свой фильм на таком вывернутом наизнанку чеховском принципе: если в кадре есть флажок (пишущая машинка, телевизор – что угодно), через несколько сцен его обязательно воткнут в глаз (наденут на голову, врежут им по ноге).
Спустя три года, тот же Эванс снял сиквел «Рейда». Лента уже такого ажиотажа у западной публики не вызвала, к ней отнеслись как к чему-то само собой разумеющемуся. «Пуля в голове», которая сейчас выходит на экраны – новый этап в судьбе франшизы. Фильм стал такой же естественной частью азиатской культуры, как боевики с Джеки Чаном, колоритная местная музыка и мифологические романы, неизменно получающие «Букеров» и прочие престижные премии.
Сюжет «Пули» бесхитростный – не в пример первому «Рейду». На морском пляже находят парня, которого кто-то искалечил. После комы тот приходит в себя, но вспомнить, кто он и что произошло, не может. Зато влюбляется в своего спасителя, милую барышню-врача. Возлюбленную похищает мафия, и юноше приходится волей-неволей вспомнить, что он отлично дерется и обладает выдающимися криминальными способностями.
Важен в «Пуле» не сюжет, а то, как эстетски он реализуется на экране. Британец Эванс тут уже не нужен: сменившие его в качестве режиссеров Кимо Стамбол и Тимо Тьяджанто ничуть не уступают ему в изобретательности и умении строить ленту как захватывающий аттракцион. До сих пор этот дуэт работал под псевдонимом Братья Мо, и только над ужастиками. Ничего страшного: искусство создавать экшен у них в крови. У Стамбола и Тьяджанто глаз – алмаз: в кадре нет ни одной лишней детали, которая бы не срабатывала на драматургию. Ничего, что бы не было втянуто в бесконечную вереницу подсечек и ударов. С собой в «Рейд» они привели и оператора Юнуса Пасоланга, который виртуозно строит визуальную партитуру фильма на череде крупных планов, пришпиливает камеру к героям, мастерски акцентирует детали и нюансы.
От прошлых «Рейдов» осталась главная звезда, Ико Ювайс. Его Гарет Эванс в свое время нашел на спортивной тренировке, парень работал курьером и просто очень любил драться. К третьему «Рейду» Ювайс вырос в большого актера. Успел сняться в «Звездных войнах», да и способности у него действительно экстраординарные. Здесь он выполняет сложнейший пластический этюд: играет человека, тело которого существует как будто против его воли. Герой всё-таки потерял память, и все приемы-удары-прихваты из него как будто вылезают случайно, в экстремальных ситуациях.
Первый «Рейд» был данью моде. В начале 2010-х по рукам ходили сборники камбоджийского и индонезийского рока, книжные полки завалены томами «большой тройки» восточных писателей – Видиа Найпола, Салмана Рушди, Аравинда Адиги. Даже европейцы, вроде Яна Мартелла, очарованию юго-восточной Азии поддались и начали писать в стилистике восточной литературы. Кино тоже мимо популярной темы не прошло: главной сенсацией в документалистике стал «Акт убийства», рассказ о палачах, вырезавших целые малайзийские деревни. «Пуля» к этой моде не имеет уже никакого отношения. Эванс сделал нечто много большее, чем просто увлекательный и экзотичный боевик. Он создал национальную кинематографию, популярную за рубежом. «Пуля» получила восторженные оценки критиков американских и британских газет, а мировая премьера состоялась не в каком-нибудь Бангкоке, а на самом крупном в мире кинорынке в Торонто. Это уже знак качества. Волей британского любителя единоборств Индонезия стала ассоциироваться не с отдыхом и дауншифтингом, а с чистым искусством. Пластичными драками и эстетским визуальным решением лент. Наверняка стоит ждать продолжения – и «Рейда», и традиции индонезийских боевиков в целом. Гонконг засиделся в статусе главного поставщика красивого, быстрого и жестокого кино.
Иван Чувиялев, специально для «Фонтанки.ру»

Куда пойти 18–20 июля: Ночь музыки в Гатчине, фестиваль уличных театров «Елагин Парк» и сериал в кино
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 18 июля 2025 - В Александровском дворце показывают после реставрации еще три зала парадной анфилады — отсюда царская семья отбывала в ссылку
- 17 июля 2025 - Драма о семье экстрасенсов и фантастика про бандитов из 1990-х. Минкульт рассказал, на съемки какого кино даст субсидии
- 17 июля 2025 - Умер режиссер фильмов «Завтра была война» и «Мастер и Маргарита» Юрий Кара
- 16 июля 2025 - Вышел тизер финального сезона «Очень странных дел» — надвигается последняя битва, а с ней и тьма
- 16 июля 2025 - В Сети вышел сериал о 90-х «Путешествие на солнце и обратно». Режиссер рассказал «Фонтанке», как прошли согласования
Статьи
-
16 июля 2025, 00:03Еще со школьных времен мы привыкаем к спискам летнего чтения — но это как тихий час в детском саду: бесит, только пока обязательно, а потом вспоминается в мечтах. Кто бы уложил нас сейчас посреди дня вздремнуть на час! Кто бы заставил летом вместо работы читать медленную, великолепную прозу, похожую на нагретый солнцем мед! Теперь никто, придется самим как-то справляться. И давайте признаемся: сил на Толстого, Джойса и Пруста мало у кого хватит, да и половина лета уже позади, так что можно выбрать что-нибудь менее объемное. Например, шесть недавно вышедших книг с захватывающим сюжетом и теплой атмосферой.
-
05 июля 2025, 23:26
-
11 июля 2025, 08:30
-
04 июля 2025, 08:30