
"Пуля в голове" в кинотеатрах: И вновь продолжается «Рейд»

В прокате – «Пуля в голове», сиквел суперуспешного индонезийского боевика «Рейд». Который доказывает, что иногда удачная франшиза вполне может создать национальную кинематографию.
Когда в 2011 году на экраны вышел «Рейд», он стал сенсацией. Британский режиссер Гарет Эванс приехал в Индонезию, влюбился в страну и ее колорит. Особенно в местные боевые искусства, пенчак силат. Настолько, что захотел снять про них фильм. Получился «Рейд» – самый необычный боевик из всех возможных. Помимо здорово прописанного сюжета (начальство отправляет полицейских, чтобы от них избавиться, на штурм логова наркобаронов), здесь было еще и оригинальное решение боевых сцен. Почти как балетов – глаз не оторвать. Эванс скрестил европейское мастерство с азиатским колоритом и построил свой фильм на таком вывернутом наизнанку чеховском принципе: если в кадре есть флажок (пишущая машинка, телевизор – что угодно), через несколько сцен его обязательно воткнут в глаз (наденут на голову, врежут им по ноге).
Спустя три года, тот же Эванс снял сиквел «Рейда». Лента уже такого ажиотажа у западной публики не вызвала, к ней отнеслись как к чему-то само собой разумеющемуся. «Пуля в голове», которая сейчас выходит на экраны – новый этап в судьбе франшизы. Фильм стал такой же естественной частью азиатской культуры, как боевики с Джеки Чаном, колоритная местная музыка и мифологические романы, неизменно получающие «Букеров» и прочие престижные премии.
Сюжет «Пули» бесхитростный – не в пример первому «Рейду». На морском пляже находят парня, которого кто-то искалечил. После комы тот приходит в себя, но вспомнить, кто он и что произошло, не может. Зато влюбляется в своего спасителя, милую барышню-врача. Возлюбленную похищает мафия, и юноше приходится волей-неволей вспомнить, что он отлично дерется и обладает выдающимися криминальными способностями.
Важен в «Пуле» не сюжет, а то, как эстетски он реализуется на экране. Британец Эванс тут уже не нужен: сменившие его в качестве режиссеров Кимо Стамбол и Тимо Тьяджанто ничуть не уступают ему в изобретательности и умении строить ленту как захватывающий аттракцион. До сих пор этот дуэт работал под псевдонимом Братья Мо, и только над ужастиками. Ничего страшного: искусство создавать экшен у них в крови. У Стамбола и Тьяджанто глаз – алмаз: в кадре нет ни одной лишней детали, которая бы не срабатывала на драматургию. Ничего, что бы не было втянуто в бесконечную вереницу подсечек и ударов. С собой в «Рейд» они привели и оператора Юнуса Пасоланга, который виртуозно строит визуальную партитуру фильма на череде крупных планов, пришпиливает камеру к героям, мастерски акцентирует детали и нюансы.
От прошлых «Рейдов» осталась главная звезда, Ико Ювайс. Его Гарет Эванс в свое время нашел на спортивной тренировке, парень работал курьером и просто очень любил драться. К третьему «Рейду» Ювайс вырос в большого актера. Успел сняться в «Звездных войнах», да и способности у него действительно экстраординарные. Здесь он выполняет сложнейший пластический этюд: играет человека, тело которого существует как будто против его воли. Герой всё-таки потерял память, и все приемы-удары-прихваты из него как будто вылезают случайно, в экстремальных ситуациях.
Первый «Рейд» был данью моде. В начале 2010-х по рукам ходили сборники камбоджийского и индонезийского рока, книжные полки завалены томами «большой тройки» восточных писателей – Видиа Найпола, Салмана Рушди, Аравинда Адиги. Даже европейцы, вроде Яна Мартелла, очарованию юго-восточной Азии поддались и начали писать в стилистике восточной литературы. Кино тоже мимо популярной темы не прошло: главной сенсацией в документалистике стал «Акт убийства», рассказ о палачах, вырезавших целые малайзийские деревни. «Пуля» к этой моде не имеет уже никакого отношения. Эванс сделал нечто много большее, чем просто увлекательный и экзотичный боевик. Он создал национальную кинематографию, популярную за рубежом. «Пуля» получила восторженные оценки критиков американских и британских газет, а мировая премьера состоялась не в каком-нибудь Бангкоке, а на самом крупном в мире кинорынке в Торонто. Это уже знак качества. Волей британского любителя единоборств Индонезия стала ассоциироваться не с отдыхом и дауншифтингом, а с чистым искусством. Пластичными драками и эстетским визуальным решением лент. Наверняка стоит ждать продолжения – и «Рейда», и традиции индонезийских боевиков в целом. Гонконг засиделся в статусе главного поставщика красивого, быстрого и жестокого кино.
Иван Чувиялев, специально для «Фонтанки.ру»

Куда пойти 4–6 апреля: Куда пойти 4–6 апреля: голос Бориса Рыжего, акварели в Русском музее, весна в Ботаническом, выставка Пикассо и уроки веселья от Хармса
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 03 апреля 2025 - В Петергофе — технический пуск воды. Как сейчас выглядят фонтаны и скульптура после зимы?
- 02 апреля 2025 - «Меня заставили». Владимир Кехман рассказал, как поставил «Богему» в Михайловском театре
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
Статьи
-
02 апреля 2025, 14:17От обилия телепроектов апреля просто глаза разбегаются: «Актёрище» с Дмитрием Нагиевым, музыкальное драмеди «ВИА „Васильки“, спин-офф „Беспринципные в Питере“, а ещё тьма голливудских мега-премьер — от новых сезонов „Одни из нас“, „Рассказа служанки“ и „Чёрного зеркала“ до новинок вроде „Умираю, как хочу секса“ и балетного сериала „Этуаль“!
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».