Раскольников 2.0: из Манхеттена на Невский

15 апреля 2017, 17:41
Версия для печати Версия для печати

Какой он – современный Раскольников? Где он живёт, и какая татуировка набита у него под сердцем? Об этом – выставка «Портрет человека» французской художницы Сабин Мейер, открывшаяся 14 апреля в петербургском музее Достоевского. Проект объединяет 230 фотографий, отражающих внутренний мир героя «Преступления и наказания», перемещённого из XIX века в наши дни.

«Этот человек, действительно, сумасшедший», – констатирует французская фотохудожница Сабин Мейер, глядя на своего американского коллегу – фотографа и художника Бенджамена Джорджа Филинсона. Худой, невысокий, в черных джинсах и куртке с капюшоном, он скромно мнется в углу выставочного зала петербургского музея Достоевского. В руках – букет цветов в крафтовой бумаге, подаренных местными сотрудницами.

Они столкнулись в 2011 на улице в Нью-Йорке, куда Мейер приехала в творческую резиденцию.

– В это время я как раз думала о фотопроекте по роману «Преступление и наказание» Федора Достоевского. Меня поразил Раскольников, который не перестает меняться, пребывает в состоянии непрерывного сна-размышления. И вдруг на улице я увидела именно этого человека! – вспоминает Мейер.

Филинсон согласился стать моделью для художницы. Снялся на сотнях фотографий (в финальную версию вошли 230: 86 из них развешены на стенах музея Достоевского, остальные представлены на компьютерных слайдах). На полгода приезжал из Америки во французский Гавр, чтобы продолжать съемки.

– Я просто почувствовал – это то, что я хочу сделать, – объясняет он обозревателю «Фонтанки». – Хотя «Преступление и наказание» до встречи с Сабин не читал, а затем специально не открывал, чтобы полностью довериться фотографу. Прочитал только месяц назад. Оказалось, я отлично понимаю, что происходит в голове у Раскольникова.

Больше недели назад Филинсон приехал в Россию и понял, что Петербург похож на Нью-Йорк. Такой же быстрый:

– Я стоял на Невском проспекте, выглянуло солнце. Вокруг меня двигался поток людей. Это было почти как в Манхеттене.

Нью-Йорк – типичный Питер и пальто Кулиджанова

Выставку «Портрет человека» Сабин Мейер впервые продемонстрировала в Гавре в 2012 году. Художница не собиралась буквально следовать произведению Достоевского – целью было создать психологический портрет Раскольникова.

– В начале романа он хочет стать Наполеоном, думает о каких-то странных вещах. И только после убийства старухи в нём запускается процесс, который превращает его в человека. Может, лишь треть изображений соотносится с сюжетом. Остальное – мои интерпретации.

Нью-Йорк у Мейер легко перепутать с Петербургом («Типичный Питер. Что у нас, таких заброшек мало?» – переговариваются посетители). Лужи. Пустынные переходы в метро. Парадные с винтовыми лестницами. Свинцовое небо. Полуразрушенные цеха заводов.

Филисон-Раскольников на фотографиях то одиноко бродит по городу, то лежит, скорчившись на кровати в своей комнатушке, то попадает в зеркальные лабиринты с тысячами собственных отражений. Он более брутален, чем в жизни. Художница нарядила его в чёрное пальто, как будто снятое с плеч актёра Георгия Тараторкина из кулиджановской экранизации «Преступления и наказания» 1969 года.

– Я впервые побывала в Петербурге летом 2017-го и не удивилась, что попала в точку с образом города. Потому что воссоздавала не географию, а атмосферу Достоевского. На месте Нью-Йорка мог бы оказаться любой другой мегаполис. Но именно Нью-Йорк впечатлил меня – огромное пространство, интересное в своих деталях, – рассуждает Сабин Мейер.

Художница сейчас перечитывает Достоевского, который, наряду с Прустом и несколькими американскими романистами – один из её любимых писателей:

– Мне интереснее всего погружаться в «Братьев Карамазовых». Но больше фотопроектов точно не будет. Достаточно того, что «Портрет человека» я вынашивала лет тридцать – с тех пор, как двадцатилетней девушкой впервые прочитала «Преступление и наказание».

Бенджамен Филинсон на прощание признаётся «Фонтанке» в сокровенном: во-первых, в Петербурге его ударили по голове и отобрали фотоаппарат. Во-вторых, у парня русские корни – прадед переехал в США из Российской империи в конце XIX века, хотя подробностей этой истории американец не знает. В-третьих, окончательно отбросив смущение, Филинсон демонстрирует «Фонтанке» татуировку «Преступление наказание» – она выбита чёрным прямо под рёбрами.

– Чья была идея? Это я сам придумал, специально для проекта. Можете увидеть на фотографиях.

Выставка «Портрет человека» в музее-квартире Достоевского продлится до 21 мая.

Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

 

«Микки 17»: клоны, корпорация и ледяная планета — как режиссер «Паразитов» попал в ловушку бесконечного перерождения

16 марта стало известно: фантастическую комедию «Микки 17» решено выпустить в цифре 25 марта — меньше чем через три недели после мировой премьеры. Конечно, причиной тому, скорее всего, неудовлетворительные цифры сборов. Фильм, стоивший 118 миллионов долларов, за пару выходных собрал лишь 58 миллионов. Обозреватель «Фонтанки» посмотрел кино и разобрался: это непонятый зрителями шедевр от режиссера, снявшего «Паразитов» и «Сквозь снег», — или действительно неудача?

Статьи

>