
Раскольников 2.0: из Манхеттена на Невский

Какой он – современный Раскольников? Где он живёт, и какая татуировка набита у него под сердцем? Об этом – выставка «Портрет человека» французской художницы Сабин Мейер, открывшаяся 14 апреля в петербургском музее Достоевского. Проект объединяет 230 фотографий, отражающих внутренний мир героя «Преступления и наказания», перемещённого из XIX века в наши дни.
«Этот человек, действительно, сумасшедший», – констатирует французская фотохудожница Сабин Мейер, глядя на своего американского коллегу – фотографа и художника Бенджамена Джорджа Филинсона. Худой, невысокий, в черных джинсах и куртке с капюшоном, он скромно мнется в углу выставочного зала петербургского музея Достоевского. В руках – букет цветов в крафтовой бумаге, подаренных местными сотрудницами.
Они столкнулись в 2011 на улице в Нью-Йорке, куда Мейер приехала в творческую резиденцию.
– В это время я как раз думала о фотопроекте по роману «Преступление и наказание» Федора Достоевского. Меня поразил Раскольников, который не перестает меняться, пребывает в состоянии непрерывного сна-размышления. И вдруг на улице я увидела именно этого человека! – вспоминает Мейер.
Филинсон согласился стать моделью для художницы. Снялся на сотнях фотографий (в финальную версию вошли 230: 86 из них развешены на стенах музея Достоевского, остальные представлены на компьютерных слайдах). На полгода приезжал из Америки во французский Гавр, чтобы продолжать съемки.
– Я просто почувствовал – это то, что я хочу сделать, – объясняет он обозревателю «Фонтанки». – Хотя «Преступление и наказание» до встречи с Сабин не читал, а затем специально не открывал, чтобы полностью довериться фотографу. Прочитал только месяц назад. Оказалось, я отлично понимаю, что происходит в голове у Раскольникова.
Больше недели назад Филинсон приехал в Россию и понял, что Петербург похож на Нью-Йорк. Такой же быстрый:
– Я стоял на Невском проспекте, выглянуло солнце. Вокруг меня двигался поток людей. Это было почти как в Манхеттене.
Нью-Йорк – типичный Питер и пальто Кулиджанова
Выставку «Портрет человека» Сабин Мейер впервые продемонстрировала в Гавре в 2012 году. Художница не собиралась буквально следовать произведению Достоевского – целью было создать психологический портрет Раскольникова.
– В начале романа он хочет стать Наполеоном, думает о каких-то странных вещах. И только после убийства старухи в нём запускается процесс, который превращает его в человека. Может, лишь треть изображений соотносится с сюжетом. Остальное – мои интерпретации.
Нью-Йорк у Мейер легко перепутать с Петербургом («Типичный Питер. Что у нас, таких заброшек мало?» – переговариваются посетители). Лужи. Пустынные переходы в метро. Парадные с винтовыми лестницами. Свинцовое небо. Полуразрушенные цеха заводов.
Филисон-Раскольников на фотографиях то одиноко бродит по городу, то лежит, скорчившись на кровати в своей комнатушке, то попадает в зеркальные лабиринты с тысячами собственных отражений. Он более брутален, чем в жизни. Художница нарядила его в чёрное пальто, как будто снятое с плеч актёра Георгия Тараторкина из кулиджановской экранизации «Преступления и наказания» 1969 года.
– Я впервые побывала в Петербурге летом 2017-го и не удивилась, что попала в точку с образом города. Потому что воссоздавала не географию, а атмосферу Достоевского. На месте Нью-Йорка мог бы оказаться любой другой мегаполис. Но именно Нью-Йорк впечатлил меня – огромное пространство, интересное в своих деталях, – рассуждает Сабин Мейер.
Художница сейчас перечитывает Достоевского, который, наряду с Прустом и несколькими американскими романистами – один из её любимых писателей:
– Мне интереснее всего погружаться в «Братьев Карамазовых». Но больше фотопроектов точно не будет. Достаточно того, что «Портрет человека» я вынашивала лет тридцать – с тех пор, как двадцатилетней девушкой впервые прочитала «Преступление и наказание».
Бенджамен Филинсон на прощание признаётся «Фонтанке» в сокровенном: во-первых, в Петербурге его ударили по голове и отобрали фотоаппарат. Во-вторых, у парня русские корни – прадед переехал в США из Российской империи в конце XIX века, хотя подробностей этой истории американец не знает. В-третьих, окончательно отбросив смущение, Филинсон демонстрирует «Фонтанке» татуировку «Преступление наказание» – она выбита чёрным прямо под рёбрами.
– Чья была идея? Это я сам придумал, специально для проекта. Можете увидеть на фотографиях.
Выставка «Портрет человека» в музее-квартире Достоевского продлится до 21 мая.
Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

Новая музыка мая: Garbage, Том Йорк, Майли Сайрус, Леонид Агутин и не только
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 31 мая 2025 - «В буднях великих строек». Артисты Театра имени Шаляпина с Фабио Мастранджело дали концерт у Дворцового моста
- 30 мая 2025 - «Классика на Дворцовой» закончилась «Хафананой» и Scorpions
- 30 мая 2025 - В Петербурге покорили «теноровый Эверест» и спели любимую арию Обломова: как открылась «Классика на Дворцовой»
- 29 мая 2025 - Стало известно, где и когда выйдет новый сериал Романа Михайлова про 90-е, показанный на ММКФ
- 27 мая 2025 - В Петербурге не будет салюта ко Дню города
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
26 мая 2025, 22:29
-
23 мая 2025, 15:36