Раскольников 2.0: из Манхеттена на Невский

15 апреля 2017, 17:41
Версия для печати Версия для печати

Какой он – современный Раскольников? Где он живёт, и какая татуировка набита у него под сердцем? Об этом – выставка «Портрет человека» французской художницы Сабин Мейер, открывшаяся 14 апреля в петербургском музее Достоевского. Проект объединяет 230 фотографий, отражающих внутренний мир героя «Преступления и наказания», перемещённого из XIX века в наши дни.

«Этот человек, действительно, сумасшедший», – констатирует французская фотохудожница Сабин Мейер, глядя на своего американского коллегу – фотографа и художника Бенджамена Джорджа Филинсона. Худой, невысокий, в черных джинсах и куртке с капюшоном, он скромно мнется в углу выставочного зала петербургского музея Достоевского. В руках – букет цветов в крафтовой бумаге, подаренных местными сотрудницами.

Они столкнулись в 2011 на улице в Нью-Йорке, куда Мейер приехала в творческую резиденцию.

– В это время я как раз думала о фотопроекте по роману «Преступление и наказание» Федора Достоевского. Меня поразил Раскольников, который не перестает меняться, пребывает в состоянии непрерывного сна-размышления. И вдруг на улице я увидела именно этого человека! – вспоминает Мейер.

Филинсон согласился стать моделью для художницы. Снялся на сотнях фотографий (в финальную версию вошли 230: 86 из них развешены на стенах музея Достоевского, остальные представлены на компьютерных слайдах). На полгода приезжал из Америки во французский Гавр, чтобы продолжать съемки.

– Я просто почувствовал – это то, что я хочу сделать, – объясняет он обозревателю «Фонтанки». – Хотя «Преступление и наказание» до встречи с Сабин не читал, а затем специально не открывал, чтобы полностью довериться фотографу. Прочитал только месяц назад. Оказалось, я отлично понимаю, что происходит в голове у Раскольникова.

Больше недели назад Филинсон приехал в Россию и понял, что Петербург похож на Нью-Йорк. Такой же быстрый:

– Я стоял на Невском проспекте, выглянуло солнце. Вокруг меня двигался поток людей. Это было почти как в Манхеттене.

Нью-Йорк – типичный Питер и пальто Кулиджанова

Выставку «Портрет человека» Сабин Мейер впервые продемонстрировала в Гавре в 2012 году. Художница не собиралась буквально следовать произведению Достоевского – целью было создать психологический портрет Раскольникова.

– В начале романа он хочет стать Наполеоном, думает о каких-то странных вещах. И только после убийства старухи в нём запускается процесс, который превращает его в человека. Может, лишь треть изображений соотносится с сюжетом. Остальное – мои интерпретации.

Нью-Йорк у Мейер легко перепутать с Петербургом («Типичный Питер. Что у нас, таких заброшек мало?» – переговариваются посетители). Лужи. Пустынные переходы в метро. Парадные с винтовыми лестницами. Свинцовое небо. Полуразрушенные цеха заводов.

Филисон-Раскольников на фотографиях то одиноко бродит по городу, то лежит, скорчившись на кровати в своей комнатушке, то попадает в зеркальные лабиринты с тысячами собственных отражений. Он более брутален, чем в жизни. Художница нарядила его в чёрное пальто, как будто снятое с плеч актёра Георгия Тараторкина из кулиджановской экранизации «Преступления и наказания» 1969 года.

– Я впервые побывала в Петербурге летом 2017-го и не удивилась, что попала в точку с образом города. Потому что воссоздавала не географию, а атмосферу Достоевского. На месте Нью-Йорка мог бы оказаться любой другой мегаполис. Но именно Нью-Йорк впечатлил меня – огромное пространство, интересное в своих деталях, – рассуждает Сабин Мейер.

Художница сейчас перечитывает Достоевского, который, наряду с Прустом и несколькими американскими романистами – один из её любимых писателей:

– Мне интереснее всего погружаться в «Братьев Карамазовых». Но больше фотопроектов точно не будет. Достаточно того, что «Портрет человека» я вынашивала лет тридцать – с тех пор, как двадцатилетней девушкой впервые прочитала «Преступление и наказание».

Бенджамен Филинсон на прощание признаётся «Фонтанке» в сокровенном: во-первых, в Петербурге его ударили по голове и отобрали фотоаппарат. Во-вторых, у парня русские корни – прадед переехал в США из Российской империи в конце XIX века, хотя подробностей этой истории американец не знает. В-третьих, окончательно отбросив смущение, Филинсон демонстрирует «Фонтанке» татуировку «Преступление наказание» – она выбита чёрным прямо под рёбрами.

– Чья была идея? Это я сам придумал, специально для проекта. Можете увидеть на фотографиях.

Выставка «Портрет человека» в музее-квартире Достоевского продлится до 21 мая.

Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

 

Тест: угадаете ли вы петербургский театр по занавесу?

«И, взвившись, занавес шумит». Но вспомните ли вы — где? В «Евгении Онегине» у Пушкина речь шла, кстати, о ныне не существующем Большом Каменном театре. А вот в наши дни занавесы остались не везде. Но как не ностальгировать по такому романтическому атрибуту, символизирующему тайну и врата, отделяющие нас от пространства условности?

Статьи

>