Спорт вреден! В прокате - «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки»
До российских кинотеатров добрался «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки». Большой прорыв финского кино и гимн маленькому человеку с его простыми радостями.
Как раз в день старта российского проката «Олли Мяки» Каннский фестиваль объявил свою программу. В конкурсе – мировые премьеры «Нелюбви» Андрея Звягинцева, новых фильмов Лозницы, Ханеке и Озона. Но главные новости – в «Особом взгляде». Здесь традиционно происходят сенсации и открытия. В прошлом году одной из них как раз и стал финский «Олли Мяки». Победа этого фильма во «Взгляде» стала тем более неожиданной, что лента проста и напрочь лишена каких бы то ни было претензий. Она берет совсем другим. Не эстетством и не новаторством, а стильностью и простодушием.
Олли Мяки – национальный герой, какой мог появиться только в Финляндии. В пятьдесят девятом году простой пекарь из провинциальной Кокколы стал чемпионом Европы в легком весе. Тут же стал национальной звездой, и парню открылась прямая дорога уже к мировой славе. Но дебютант в полном метре Юхо Куосманен рассказывает не историю успеха. Его интересует другое. Действие фильма охватывает 1962 год, когда ушлый менеджер Мяки (его играет актер с таким вот родным именем: Ээро Милонофф) организовал в Хельсинки бой за звание чемпиона мира. Между своим подопечным и американцем Дэйви Муром.
Исход известен каждому, кто умеет пользоваться википедией: Мяки поединок продул, зато обрел тихое семейное счастье с любимой девушкой. Ровно такое, какое и нужно пекарю из Кокколы. До сих пор живет с женой и детишками в своей Центральной Остроботнии, рыбачит и вообще наслаждается жизнью. Жанр «Мяки» стоит определить как «антиспортивную драму». Куосманен работает по принципу «Вредных советов» Григория Остера: его фильм становится вывернутым наизнанку «Рокки». Герой носится по полям и лесам, пинает груши, парится до рвоты (буквально) в сауне. Но не чтобы победить при поддержке возлюбленной. А чтобы понять, что мир спорта – это то, что надо бросить к чертям – индустрия торговли такими простыми парнями, как он. Куосманен нарочно наполняет ленту характерными сценами обнажения крепких мужиков. Надо взвеситься – снимай штаны перед сотней фоторепортеров. Похудел – собирай пресс-конференцию и хвастайся. Тренеры, менеджеры и прочие в «Мяки» – ушлые хитрованы, разменявшие свою жизнь на всякие глупости. На их фоне исполнители главных ролей – простодушные увальни Уна Айролла и Яркко Лахти смотрятся единственными здоровыми людьми. Дурачатся, радуются жизни, катаются на велосипедах, пока иные считают деньги и готовят рекламные кампании.
Куосманен решает фильм в лучших финских традициях – скупо, нигде не пережимает. «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки» – черно-белое меланхоличное кино без лишних акцентов и интересничанья. Даже убойные комические номера задвигаются подальше, чтобы не отвлекали от общего ровного стилевого решения. Вообще, это фильм очень финский. Скупой, немного абсурдистский, минималистичный. Да и фактура выбрана верно. Где еще жить Мяки, как не в Скандинавии. Она сама – живое доказательство того, что величие – туфта. Куда важнее уют и жизнь, наполненная простыми человеческими радостями. Амбиции и чемпионские титулы не дают ничего, кроме разочарований. Никого не делают счастливее – только желтых журналистов кормят.
При всей своей простоте и незамысловатости, которые совершенно обезоруживают с самого сурового критика, «Мяки» – кино вполне острое и актуальное. В век конкуренций и противостояний Куосманен напоминает об очень важных и немудреных вещах. Делает это легко и изящно. И поэтому «Мяки» обладает всеми свойствами фильма-сенсации. Появился, откуда не ждали (до сих пор единственным большим финским автором был Аки Каурисмяки, да, может, еще его брат Мика). Говорит о том, о чем и говорить-то неудобно. Но на поверку вышло, что его невозможно не слушать и не смотреть. Такой вот загадочный финский эффект. А теперь внимание! В этом году в «Особом взгляде» участвует дебют российского режиссера Кантемира Балагова, ученика Александра Сокурова – «Теснота». Режиссер родился и живет в Кабардино-Балкарии. Сюжет – похищение молодых людей с требованием выкупа. Главные герои – живущие на Кавказе евреи. В общем, все слагаемые сенсации налицо. Следим за новостями.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»
Куда пойти 4 — 6 октября: клёны в Ботаническом, день Битлов в «Севкабель Порту» и рисунки в Михайловском замке
Новости
- 04 октября 2024 - В Петропавловской крепости увековечили одного из основоположников советской космонавтики Бориса Раушенбаха
- 01 октября 2024 - «Ужасный» портрет в гостиной итальянского старьевщика оказался работой Пикассо
- 29 сентября 2024 - В Петербурге скончался профессор Консерватории Аркадий Климовицкий
- 29 сентября 2024 - На «Арсенале» открыли постоянную площадку «Театрального проекта 27» для подростков
- 28 сентября 2024 - В Михайловском саду петербуржцам подсветили и напели «Обратную сторону дворца»
Статьи
-
02 октября 2024, 17:33Конный портрет 1856 года кисти прусского художника Франца Крюгера заказал Александр II в память об отце. Когда-то огромный портрет (размер картины — 4,55 на 2,99 метра) Николая I украшал Большой Мраморный (Николаевский) зал Зимнего дворца, но большую часть XX века провёл накатанным на вал, а имя автора вовсе забылось. «Фонтанка» побывала в хранении и пообщалась с хранителем музейных предметов первой категории фонда изобразительного искусства и авторской графики Музея политической истории России Екатериной Костиной, которая вводит заново обретенный предмет в научный оборот и продолжает его изучать.
-
30 сентября 2024, 20:55
-
30 сентября 2024, 12:48
-
28 сентября 2024, 22:19