
Культурный бонус: чем заполнить неожиданный короткий досуг в Москве

Если вы приехали в столицу по делам – в командировку, на футбол, на деловую встречу – и у вас неожиданно образовалось два-три часа времени, как потратить его красиво и познавательно? "Фонтанка" предлагает несколько значительных культурных событий, которые можно посетить без обязательной предварительной записи или покупки билетов.
После окончания работы выставки Яна Фабра в «Эрмитаже» борцы за нравственность вновь устремили свои укоряющие взгляды на Москву. Причиной – выставка британского художника и коллекционера Дэмьена Хёрста в Галерее Гари Татинцяна. «Великий и ужасный», как о Хёрсте отзывается пресса, будет представлен в Москве до 1 июня. Чтобы оценить масштаб интереса к его фигуре, достаточно сказать, что персональная выставка художника в течение пяти месяцев проходила в лондонской галерее современного искусства Тейт Модерн, и на нее выстраивались нешуточные очереди, сделав ее, по некоторым данным, самой успешной в истории галереи. Конечно, далеко не все отстоявшие эту очередь в конечном итоге были довольны увиденным: Хёрст – художник провокационный, и к тому же – «певец смерти». Именно им пугали критиков Яна Фабра, который по сравнению с британцем – просто добродушный патриарх. За время работы той же выставки в Тейт Модерн по воле Хёрста ради его инсталляции погибли 9 тысяч бабочек. А едва ли не самая знаменитая работа автора – акула в формальдегиде (работа называется «Физическая невозможность смерти в сознании живущего»). На днях выставка Хёрста открылась в Венеции, где уже через месяц стартует крупнейший смотр мирового современного искусства – Венецианская биеннале. Стоимость экспонатов составляет от 500 тысяч до 5 миллионов долларов. Но в Москве зрителя ждут вещи попроще – изображения из крыльев тропических бабочек, металлические черепа с инкрустацией и аптечные шкафчики. И все это – о скоротечности жизни, о смерти и... деньгах.

Выставка Дэмиена Херста в галерее Гари Татинцяна
Фото: Коммерсантъ
Кстати, о Венецианской биеннале. Если отправиться непосредственно на нее в Италию возможности нет, а составить представление о российском участии в выставке хочется, имейте в виду, что с 15 июня по 20 августа в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина будет проходить выставка участников от нашей страны на Венецианской биеннале этого года – проекта Recycle. Выставка пройдет в формате «интервенции»: 12 объектов и инсталляций современных художников будут внесены в постоянную экспозицию музея, чтобы помочь зрителям по-новому посмотреть на классическое искусство. Творчество краснодарских авторов Андрея Блохина и Георгия Кузнецова, отмеченное в 2010 году Премией Кандинского, описывают как поп-арт с элементами аттракциона, когда древние барельефы при ближайшем рассмотрении оказываются пластиковыми стаканчиками или бутылками.
Кстати, работу еще одного представителя российской культуры на Венецианской биеннале в Москве можно увидеть уже сейчас – на Триеннале российского современного искусства в музее «Гараж», что в Парке Горького. Это Саша Пирогова. Ее десятиминутное видео «Очередь» 2014 года – попытка перевести на язык танца диалоги людей из одноименного романа Владимира Сорокина 1983 года: они толкаются, пытаются оттереть других, кто «не стоял» или «отходил», жалуются, отпускают комплименты и так далее. Кстати, эта триеннале, которая обещает стать регулярной, в целом представляет собой интересный опыт погружения в современное российское искусство. Кураторы отобрали произведения 68 художников из 40 городов, таким образом дав шанс и дорогу к зрителю авторам из самых отдаленных уголков страны. Посетить триеннале можно до 14 мая и, что удобно, даже в вечернее время: кассы работают до 21.30.
Но все ж таки это те выставки, которые имеет смысл посмотреть «по пути», коль скоро вы уже оказались в Москве. А есть и другие – те, ради которых имеет смысл ехать специально. Среди них – выставка «Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения», которая с 20 апреля по 23 июля будет проходить в Третьяковской галерее на Крымском валу. Руководство музея анонсировало около 100 произведений живописи, графики, скульптуры, а также театральные костюмы к дягилевскому балету «Бал». Выставка представит все грани творчества художника, которого называют «предтечей сюрреализма», разных лет. Билеты можно уже покупать на сайте.
Кстати, стоит обратить внимание еще на один проект «Третьяковки», и тоже на Крымском валу: 17 ноября там открывается выставка Эль Лисицкого, которую можно будет посмотреть до 4 февраля 2018 года. Публике покажут живопись и графику из зарубежных музеев, проуны (произведения, созданные в рамках беспредметного искусства, изобретенного Лисицким), архитектурные произведения и эскизы. Но все это будет лишь частью выставки – рассказ о мастере российского авангарда продолжит Еврейский музей и центр толерантности – в нем будут представлены ранние работы художника, книжные иллюстрации, плакаты и фотографии.
Не отстает и Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. C 9 июня по 20 августа там будет открыта экспозиция «Венеция эпохи Ренессанса: Тициан, Тинторетто, Веронезе». Подробности музей пока не разглашает, но это тот случай, когда названия достаточно для того, чтобы оценить масштаб явления.
Еще одно заметное событие этого года в ГМИИ – экспозиция рисунков Климта и Шиле из собрания венского музея Альбертина, которая будет проходить с октября 2017 года по январь 2018-го. Выставка крупнейших представителей австрийского искусства начала ХХ века объединит 120 работ и позволит открыть для себя в деталях художественную жизнь Вены этого периода и по-новому взглянуть на автора знаменитого золотого «Поцелуя».
Ну а если пройтись по менее очевидным музеям Москвы, то имеет смысл зайти в выставочный зал Патриаршего дворца Московского Кремля – до 4 июня там открыта выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель» – представляющая шедевры готического искусства из Франции. Витражи XIII века из знаменитого парижского собора (фрагменты) впервые покинули Францию в таком полновесном составе, а кроме них в Россию приехали экспонаты Лувра, Национального музея средневековья (Клюни), других французских музеев, рукописи и документы Национальной библиотеки и Национальных архивов Франции. Кстати, наш Эрмитаж отправил на эту выставку свои лиможские эмали и произведения из слоновой кости.
Не отстает от Франции и Каталония – Московский музей современного искусства в скором времени распахнет двери для посетителей выставки «Антонио Гауди. Барселона». Выставку ждут с 22 мая по 10 сентября, а на ней – эскизы и макеты зданий великого архитектора, в том числе целый раздел будет посвящен вершине творчества Гауди – собору Саграда Фамилия, строительство которого продолжается по сей день. Кстати, еще один мостик к Петербургу: у нас сейчас проходит выставка Сальвадора Дали – так вот на московской экспозиции Гауди вы сможете посмотреть фильм «Дали и Гауди» из Испанского архива кино.

Антонио Гауди. Барселона
Фото: Коммерсантъ
Но и изучение истории нашей страны в Москве можно сделать увлекательным. Например, сходив в Мультимедиа Арт-музей, где до 11 июня проходит выставка к 100-летию легендарного ТАССовского фотографа Евгения Халдея. Жизненный путь автора знаменитого снимка «Знамя над Рейхстагом» даже после прихода славы складывался непросто в политических условиях СССР. После войны его сократили из фотохроники ТАССа, спустя два года он смог устроиться работать в профсоюзный журнал, для которого снимал самодеятельность. Достойная его уровня работа стала доступна Халдею только в 1960-е, когда он начал сотрудничать с Всесоюзным обществом культурных связей и «Правдой». Затем последовали его выставки, выступления, публикации книг… А за два года до смерти фотограф получил указом президента Франции титул «Рыцаря ордена искусств и литературы».
Ну и попроще – напоследок. Как вы понимаете, обойти вниманием выставку, которая называется «Красавец мужчина» – просто невозможно. Эта посвящена образу русского модника середины XVIII-начала ХХ века. Изучить, что носили наши предки, и какие образы им помогали завоевывать сердца дам, можно до 28 июля в Историческом музее.
Ну а женские образы – правда, более узкого периода истории, первой трети ХХ века, представлены в Музее Москвы. Для экспозиции «Москва. Мода и революция» 100 платьев из своей коллекции предоставил историк моды Александр Васильев, кроме них представлены 200 предметов из собрания музея – от аксессуаров до фотографий. В том числе те, что дают представление о русских домах моды в Константинополе, Харбине, Париже и Берлине. Посмотреть выставку можно до 12 мая.
Как видите, вариантов много. А когда вы знаете, где вас ждут, – город перестает быть чужим.
Алина Циопа, Фонтанка.ру

Свою жизнь превратить в цвета. Музей Академии художеств зарифмовал Нико Пиросмани и Зураба Церетели
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 19 июня 2025 - Названы даты следующего международного форума в Петербурге — Объединенных культур
- 19 июня 2025 - Гергиев продирижирует премьерой мистической оперы «Мандрагора», созданной с использованием нейросетей
- 18 июня 2025 - Полушекели времен Христа и тетрадрахма Октавиана Августа — Эрмитаж показывает поступивший дар старинных монет
- 17 июня 2025 - Никита Михалков хочет ввести сбор за прокат американского кино в пользу отечественного
- 17 июня 2025 - «Здесь я на несколько минут просто зависла»: Клава Кока рассказала, как записала экскурсию по Эрмитажу
Статьи
-
21 июня 2025, 16:55В Мариинском театре на полях ПМЭФ состоялась премьера оперы «Мандрагора». Уникальность события — в том, что это первая в мире опера, которая была дописана за композитором-классиком (в данном случае — Чайковским) искусственным интеллектом. Строго говоря, даже не одним: GigaChat помог написать либретто, SymFormer доработал музыкальную ткань, а Kandinsky создал визуальные и сценографические решения. С учетом их принадлежности неудивительно, что первой оперу услышали гости закрытого приема Сбера на полях ПМЭФ. За дирижерский пульт встал сам Валерий Гергиев, а партии исполняли солисты Большого и Мариинского. «Фонтанка» оценила результат.
-
18 июня 2025, 18:34Выставка авангарда на втором этаже Корпуса Бенуа сделана так, чтобы на её основе можно было создать часть обновлённой постоянной экспозиции: строго, приятно старомодно, лицом к зрителю, но без заискивания. Называется проект лаконично — «Наш авангард» — и как будто демонстрирует готовность музея «собирать камни», созидать. Кому-то выставка покажется консервативной, но и авангард давно не «современное искусство» (простите, для кого это удар).
-
17 июня 2025, 18:11
-
16 июня 2025, 13:08