Корифей российской фолк-музыки Сергей Старостин выпустил свой первый видеоклип

12 апреля 2017, 00:39
Версия для печати Версия для печати

Один из главный музыкантов в отечественной фолк-музыке, вокалист и музыкант, играющий на многочисленных этнических инструментах, выпустил свой первый видеоклип «Пока молод был», снятый на композицию, записанную 26 лет назад.

Видео для него был записано в 2016 году во Владимирской области и в Москве, а сняла клип на старорусский охранный напев лаборатория актуального искусства «Прото» при поддержке творческой студии «Гуморески». Лаборатория приложила все силы, чтобы клип вышел необычным, непохожим на стандарты телевизионного фолк-эрзаца. Материал поставленной задаче соответствует. Песня – не лубочно-ярмарочная, не хоровая, а очень личная, описывающая внутреннее состояние дозорного или разбойника, бродяги, размышляющего о своей судьбе...

Не прекращая карьеру музыканта, с 1987 года Старостин начинает работать на радио, выступая в качестве автора и ведущего программы, посвященной русской традиционной культуре. В 1991 году он – режиссер программы «Мировая деревня» и «За околицей» на ТВ. Старостин удивительным образом сочетает традиционный подход к изучению и исполнению русского фольклора (в его личной коллекции, собранной в этнографических экспедициях – несколько тысяч песен) и естественное для человека желание быть современным.

«Нужно было создать клип, который был бы нестандартным для фолка, без всей этой «ай-люли-люли-малины», – рассказывает режиссёр и сценарист клипа Евгений Кузёмин. – Да и песня в исполнении Сергея Старостина сама по себе – непривычная форма фолка: это охранный напев. То есть, вот какие-то беглые разбойники стали в лесу лагерем, а один ходит, этот лагерь охраняет. Ну и напевает себе под нос такую песню, чтоб не уснуть. А в этой песне вдруг вся его жизнь оказывается. Сергей Николаевич пожелал, чтобы видео касалось современности, связывало старинную песнь с сегодняшним днём. Это сразу сделало задачу и её решение многогранными. Мне нужно было придумать, кем, как, в какой момент может исполняться сегодня песня двухвековой давности. Придумать и добиться того, чтобы её сегодняшнее исполнение не выглядело нарочитым, искусственным или претенциозным. Я и придумал, как мне кажется, довольно естественную историю, на которую песня хорошо легла. Главное отличие нашего клипа от основной массы клипов вообще – это наличие внятной сюжетной линии. Зритель не просто посмотрит картинки и поющего Старостина, но увидит интригующую историю».

Как певец и инструменталист Сергей Старостин работал с известной норвежской вокалисткой Мэри Бойн и выдающимся армянским музыкантом Дживаном Гаспаряном. Мировую известность музыканту принесла работа в составе ансамбля Инны Желанной. Также Старостин участвовал также в проектах Moscow Art Trio – вместе с Михаилом Альпериным и Аркадием Шилклопером, «Хуун-Хуур-Ту», «Волков-трио», с Леонидом Фёдоровым («АукцЫон»), Андреем Котовым («Сирин») и другими. В 2003 году был номинирован на премию World Music – 2003, присуждаемую британской радиокомпанией Би-би-си.

«К делу, ставшему моей судьбой, меня привело обычное любопытство. В консерватории, где я учился по классу кларнета, теоретики после первого курса выезжали в фольклорные экспедиции – тогда это называлось «полевая практика», – вспоминает Сергей Старостин. – С каждым годом я все больше проникался ощущением невероятного богатства русского фольклора и, одновременно, досады, оттого что этого никто не слышит, не знает. К тому же на словах все были вроде «за» – ах, русская песня, ах, корни, истоки, традиции, музыку создает народ, – а под народной песней положено было понимать Людмилу Зыкину, балалаечников да хор имени Пятницкого с валютным ансамблем «Березка». Знающие люди уже тогда понимали, что это подлог. У нас вообще про народную песню вспоминали только по сугубо идеологическому поводу – когда надо было ее противопоставить «тлетворному влиянию западной массовой культуры». Грубо говоря, балалайками да сарафанами побороть саксофоны и электрогитары. Надо ли говорить, насколько истинная народная культура была выше всей этой суеты».

Кирилл Рейн, "Фонтанка.ру"

Куда пойти 22–24 ноября: Рерих, Петров-Водкин, древний лед Антарктиды, лекция про росписи Консерватории, NЮ

В предпоследние выходные осени сходите на премьеру балета оскароносного композитора в Михайловском театре, послушайте произведения современных композиторов, побывайте на выставке Рериха в Главном штабе Эрмитажа и прослушайте лекцию о старинных росписях на стенах Петербургской консерватории в библиотеке «Старая Коломна».

Статьи

>