
Как не оставить Россию без «Нацбеста»

Литературная премия «Нацбест» утратила источник финансирования, перспективы проведения финала в 2013 году туманны. Книгоиздатель Константин Тублин, много лет спонсировавший проект, вышел из него. Говорят, из-за кризисной ситуации на Кипре. Вместе с «Нацбестом» писатели могут лишиться демократической площадки, читатели – ориентира, а Петербург – единственного крупного литературного события, проходившего в его пределах. А следовательно, и доли столичности.
16 апреля оргкомитет «Национального бестселлера» опубликовал короткий список претендентов на премию за 2012 год и объявил о возникновении «форс-мажорной ситуации». «Премия утратила источник финансирования, в настоящее время проводится экстренный поиск спонсорской помощи», – отмечается в распространенном в СМИ сообщении. В связи с этим дата финала «Нацбеста» (ранее проходил в Петербурге, в последний год перебрался в Москву) пока остается неизвестной: «В случае если спонсора удастся найти в ближайшие пару недель, премия вернется к традиционному графику и формату. В противном случае будет принято иное решение, о котором будет сообщено дополнительно».
Премию, напомним, в 2001 году основал петербургский литературный критик Виктор Топоров. С тех пор ее главным спонсором и фандрайзером являлся книгоиздатель, владелец издательства «Лимбус пресс», Константин Тублин. «Спонсоры – такие люди: сегодня есть деньги, а завтра они кончаются, и желание (выделять финансирование. – Прим. ред.) вместе с ними тоже. Ситуация напряженная в мире, в стране», – отметил в разговоре с «Фонтанкой» Виктор Топоров. По его словам, о том, что Тублин лишит поддержки «Нацбест», стало известно лишь 10 дней назад. «Какая-то часть средств уже вложена, определенной суммы не хватает. Я не готов озвучить цифры, но готов обсудить их с потенциальными спонсорами», – подчеркнул литературный критик.
У самого Константина Тублина комментарии получить не удалось – в «Лимбус пресс» заявили, что его нет в России. Главный редактор издательства и по совместительству руководитель оргкомитета премии Вадим Левенталь предупредил, что никаких подробностей поведать не может: «Когда найдем спонсора – тогда и расскажем о деталях». Как говорят источники «Фонтанки», с трудностями, возможно, столкнулось не издательство, а иные бизнес-проекты Тублина. Судя по слухам, циркулирующим в литературном мире, сложности Тублина также могут быть связаны с кризисной ситуацией на Кипре.
Серьезным финансовым бременем для создателей «Нацбеста», заметим, являлось денежное поощрение для писателей. Ежегодный фонд конкурса составляет 16 тысяч долларов: 10 из них вручаются победителю, кроме того, по тысяче долларов получает каждый из номинантов, включенных в шорт-лист. В 2011 году, когда в Петербурге праздновали 10-летний юбилей «Национального бестселлера», Тублин рассказал, что потратил на премию полмиллиона долларов собственных средств. А также помог привлечь 200 тысяч долларов от других спонсоров.
«Последние деньги на такие вещи, как премии, не дают. Но мне в любом случае очень не хотелось бы, чтобы «Нацбест» прекратил свое существование, – рассуждает писатель Павел Крусанов, не раз номинировавшийся на «Нацбест». – У нас есть три общенациональные премии – «Большая книга», «Русский Букер» и «Национальный бестселлер». Но только последняя была создана и проводилась Петербурге. Вместе с ней потеряем статусный для города момент». По мнению Крусанова, из-за возможного закрытия «Нацбеста» помимо петербуржцев в проигрыше останутся и другие российские читатели: «Мы потеряем еще один навигатор для публики, интересующейся литературой. Книг выпускается много, а крупные премии ориентируют в этом потоке, помогают понять, на что из сделанного стоит обратить внимание».
Прозаик, член жюри 2013 года Сергей Шаргунов полагает, что премия выживет. Однако в противоположной ситуации - главную потерю понесет писательская общественность. «“Нацбест” демонстрирует самую большую широту охвата литераторов – это то, чего нельзя сказать об остальных премиях. В атмосфере “Национального бестселлера” изначально комфортно себя чувствовали такие авторы, как Пелевин, – а ведь его некоторое время чурался даже «Русский Букер». “Нацбест” с самого начала презирал эту фальшивую паутину: цитируя Лимонова, “несвежий воздух улицы врывался в открытое окно”». Шаргунов считает происходящее с «Нацбестом» симптоматичным: «Страшное зло в России – эффективный собственник. По большому счету, культура в нашей стране вообще нерентабельна, и объяснить, зачем в нее нужно вкладывать деньги, почти невозможно. Закрытие журнала “Русская жизнь”, наскок “Нацбеста” на финансовые рифы – явления родственные. Тублин – хороший человек, и у него, вероятно, действительно возникли затруднения. Но варваризация всего активно захватывает сознание людей при деньгах, поэтому новых меценатов найти сложно».
Писатель Дмитрий Быков, дважды становившийся победителем «Нацбеста», однако, советует не драматизировать ситуацию: «Кто мешает провести финал без спонсора? Премия Андрея Белого, как известно, составляет одно яблоко, бутылку водки и рубль. Это чистый фактор престижа. Экспертное сообщество вполне может собраться бесплатно: если оно работает за деньги, то грош ему цена. Банкет некому оплатить? Так скинуться можно». Возможное закрытие «Нацбеста», по мнению Быкова, ни читателям, ни писателям не повредит: «У организаторов премии будет меньше славы, меньше денег, меньше возможностей манипулировать литературным сообществом и надувать щеки. Впрочем, хорошо, что “Нацбест” прожил уже почти 13 лет. Это премия-долгожитель».
Оргкомитет «Нацбеста» рассчитывает, что летальный исход проекту не грозит. Виктор Топоров заявил «Фонтанке», что сейчас уже рассматривает конкретные предложения возможных спонсоров: «Финал был изначально запланирован на 2 июня, но уложимся мы в срок или нет, сложно сказать. До майских праздников это станет известно».
Софья Вертипорох, «Фонтанка.ру»
Справка:
В опубликованный 16 апреля шорт-лист премии вошли: - Максим Кантор («Красный свет»), - Евгений Водолазкин («Лавр»), - Софья Купряшина («Видоискательница»), - Ольга Погодина-Кузмина («Власть мертвых»), - Ильдар Абузяров («Мутабор»), - Фигль-Мигль («Волки и медведи»).

Куда деваются запрещенные книги? «Фонтанка» узнала, как сейчас в России устроена книготорговля
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 03 июля 2025 - В «Свином рыле» открывают выставку работ солиста Мариинского театра Евгения Никитина
- 02 июля 2025 - Крепость «Корела» вошла в состав Выборгского объединённого музея-заповедника — теперь ее отреставрируют
- 02 июля 2025 - Михаил Швыдкой: «Было бы куда честнее вернуться к цензуре»
- 30 июня 2025 - Начались съемки продолжения «Дьявол носит Prada». Мерил Стрип, Энн Хэтэуэй и Эмили Блант вернутся!
- 30 июня 2025 - Спектакли в Русском музее и ДЛТ, режиссер из Китая и световые инсталляции. Александринка раскрыла планы на новый сезон
Статьи
-
03 июля 2025, 07:11Увидеть Петербург петровского времени своими глазами — с не дошедшими до наших времен церквями и каналами, о которых не знают даже коренные, с роскошными парусниками в невских водах, с легендарными ассамблеями и фейерверками, загорающимися в ночном небе, с движущимися работниками и каретами, — все это было возможно в музее-макете «Петровская Акватория» на верхнем этаже торгового центра, в который выходит станция метро «Адмиралтейская». Однако с 7 июля врата в петровский Петербург закрываются: музей попросили освободить помещения прямо посреди туристического сезона. 31 июля в 10 утра представитель арендодателя придет с проверкой.
-
01 июля 2025, 17:00В июле зрительским интересом будут заправлять исключительно российские телесериалы: Константин Плотников в роли Петра Великого в исторической драме «Государь», масштабная экранизация романов Веры Камши — «Этерна», магический реализм 90-х в сериале Романа Михайлова «Путешествие на солнце и обратно», Мария Аронова в школьной комедии «Олдскул». А из зарубежных телепроектов зрители ждут возвращение «Декстера» и космодрамы «Основание».
-
30 июня 2025, 20:28Эрмитаж открыл в Николаевском зале выставку «К барьеру!», посвященную поединкам и дуэлям — от древнегреческого Ахилла до танцовщика Сержа Лифаря, — на ней можно увидеть оружие, точь-в-точь как-то, на котором стрелялись Пушкин с Дантесом и Лермонтов с Мартыновым, узнать, какие мелочи становились поводами для дуэлей и почему древние греки выясняли отношения другим путем.