Тираж первого полного сборника стихов Евгения Шварца разошелся в Петербурге за месяц

Петербуржцы раскупили тираж первого полного сборника стихотворений драматурга и писателя, автора пьесы «Обыкновенное чудо» и сценария к фильму «Золушка» Евгения Шварца. Две сотни экземпляров книги, выпущенные издательством «Островитянин», разошлись за месяц, подтвердили «Фонтанке» 11 апреля в литературном музее «XX век».
– Теперь хотелось бы найти издателя, который смог бы напечатать книгу более широким тиражом, – отметила директор музея Наталья Арефьева. Впрочем, по её словам, пока сложно гарантировать, что поиски увенчаются успехом.
Первый полный сборник стихов Шварца, напомним, выпустили в 2016 году, а в марте 2017-го представили публично. Книжка объединила 160 произведений драматурга, о чьих поэтических опытах раньше было известно совсем немного.
– Стихотворения я искала в архивах, газетах – например, Шварц с 1923 по 1925 год работал на Донбассе в газете «Всероссийская кочегарка», в опубликованных сборниках. Некоторые стихи по памяти воспроизводили близкие Евгения Львовича. Шуточный экспромт «Письмо Борису» мне во время прогулки по Комарову прочитала внучка драматурга Мария Крыжановская, – рассказала «Фонтанке» составитель книги Елена Воскобоева. – С этими строками связана семейная история – Шварц посвятил их своей дочери Наталье, безответно влюблённой в молодого человека по имени Борис.
Впрочем, по мнению филологов, главная ценность сборника – не столько в стихотворениях (которые, по преимуществу, были любительскими, да и самим автором часто не рассматривались всерьёз), но и в примечаниях к ним. Они создавались в течение нескольких лет и открывают ранее неизвестные детали жизни Шварца. «Это профессиональная филологическая книга, сделанная по всем научным критериям», – считает профессор СПбГУ, историк литературы Игорь Сухих.
Евгений Шварц (1896 – 1858) – драматург, прозаик, сценарист. Он родился в Казани, жил в Екатеринодаре, Дмитрове, Рязани, Майкопе, Москве, Ростове-на-Дону, но с середины 1920-х осел в Ленинграде. Шварц был близок к обэриутам, подрабатывал секретарём у Корнея Чуковского; вместе с Зощенко, Хармсом, Заболоцким создавал тексты для детских журналов «Чиж» и «Ёж» под началом Самуила Маршака. Писателя прославили поставленный по его сценарию фильм «Золушка» 1947 года с Яниной Жеймо в главной роли, пьесы, «Обыкновенное чудо», «Сказка о потерянном времени», «Дракон».
Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

Приключения души. Каким получился новый роман Виктора Пелевина «A Sinistra»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 сентября 2025 - «Голографическая магия», цифровая вьюга и робо-протезы. Фестиваль Digital Rain рассказал о программе
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
Статьи
-
16 сентября 2025, 11:32Произведения искусства принадлежат не только вечности, но и своему времени. И иногда больше говорят о сути эпохи, чем хроники или сводки новостей. «Фонтанка» рассказывает о петербургских музейных экспонатах, которые отражают бурные и страшные времена — а посетители могут этого и не знать.
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
12 сентября 2025, 14:26Здание кинотеатра «Прибой» — вернее, его реинкарнация после разрушения и долгого кропотливого строительства, — наконец, открылось в качестве долгожданного Центра современного искусства имени Сергея Курехина. И хотя это абсолютно новое строение, только по общим чертам планировки которого можно угадать его былые контуры, оно вызывает ностальгические воспоминания о многих часах, проведенных на SKIFах, — бесшабашных, драматичных и доходящих до предела эмоций нойзовых музыкальных выступлениях, показах разных причудливых мод и многом другом.
-
10 сентября 2025, 18:47
-
08 сентября 2025, 12:35