Документальный спектакль об убийстве антифашиста Тимура Качаравы, "Бал вампиров" и Диана Вишнева получили "Золотую маску"
Церемония награждения национальной театральной премией "Золотая маска" прошла на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
В конкурсной программе приняло участие 57 спектаклей в области драмы, оперы, балета, кукольного театра и современного танца. Афиша конкурсной программы была сформирована экспертным советом (его драматический сегмент возглавляла главный редактор журнала "Театр" Марина Давыдова, а музыкальный — Лариса Барыкина), а окончательное решение о победителях предстояло определить жюри. Судьбу драматических номинаций решала команда актеров, режиссеров и критиков под председательством худрука Александринского театра Валерия Фокина, а музыкальные спектакли оценивало жюри под руководством дирижера, худрука Таллиннской филармонии Эри Класа.
Три главных приза в части "Музыкальный театр" достались мюзиклу "Бал вампиров" Театра музыкальной комедии Санкт-Петербурга. Он был признан лучшим спектаклем в номинации "Оперетта/ Мюзикл", "Маски" получили также два актера из "Бала вампиров": исполнитель центральной роли графа фон Кролока Иван Ожогин и создательница менее значительного для сюжета, но, возможно, более колоритного образа трактирщицы Ребекки Манана Гогитидзе. Остальные призы разделили региональные театры. Борис Мильграм стал лауреатом в категории "Лучшая работа режиссера в оперетте/ мюзикле" за спектакль "Алые паруса" пермского Театра-Театра, а лавры лучшего дирижера достались Алексею Людмилину за "Алые паруса" новосибирского театра "Глобус". Ни одной "Маски" не получили театр "Московская оперетта" со спектаклем "Фанфан-Тюльпан" и "12 стульев" новосибирского Театра комедии.
За мюзиклом и опереттой последовала опера. За "Лучшую женскую роль" заслуженную "Золотую маску" получила Надежда Кучер, спевшая Медею в постановке MedeaMaterial Пермского театра оперы и балета. Лучшим певцом жюри признало Ильдара Абдразакова, сыгравшего сразу несколько ролей в "Сказках Гофмана" Мариинского театра. В режиссерском состязании лучшим судейская коллегия признала Дмитрия Чернякова, поставившего спектакль "Руслан и Людмила" на исторической сцене Большого театра - хочется надеяться, что эта награда заставить поумолкнуть оперных "пуристов", устраивающих скандалы по поводу любой современной трактовки оперы. Работа художника в этом спектакле была признана лучшей в номинации "Художник в музыкальном театре". Пальма первенства среди дирижеров в опере досталась Теодору Курентзису за работу в спектакле Cosi fan tutte Моцарта Пермского театра оперы и балета. Чуть позже Курентзис еще раз поднялся на сцену за "Маской" — тоже за "Лучшую работу дирижера", но уже в балете, в спектакле "Шут". В самой главной оперной номинации — "Лучший оперный спектакль" — приз, как и в прошлом году, достался Музыкальному театру имени Станиславского: за постановку оперы Бриттена "Сон в летнюю ночь" (режиссер Кристофер Олден).
Главной героиней балетной "Золотой маски" стала Диана Вишнева и ее спектакль "Диана Вишнева: Диалоги", представленный петербургским Мариинским театром. Балерина дважды выходила на сцену, получив сначала свой индивидуальный приз за лучшую женскую роль в балете и современном танце, а затем и "Маску" за "Лучший спектакль в балете". Приз за лучшую мужскую роль также отправился в Санкт-Петербург, но уже в Театр балета Бориса Эйфмана — ее для труппы заработал Олег Габышев, исполнивший роль Родена. Гай Вайцман и Рони Хавер получили приз за лучшую работу балетмейстера/ хореографа в балете и современном танце за "Историю солдата" проекта "Платформа", Международного центра танца и перформанса "ЦЕХ" и Танцевальной компании Club Guy and Roni. А лучшим спектаклем в современном танце стали "Едоки" московского Театра-студии современной хореографии.
Одним из главных вопросов, которым задавалась театральная общественность — получит ли "Маску" Константин Богомолов, номинированный дважды — за "Лира" петербургского театра "Приют комедианта" и за "Год, когда я не родился" московской "Табакерки". Богомолов, чьи спектакли провоцируют настоящие баталии в профессиональном сообществе, "Маску" так и не получил — и тут только можно вспомнить, сколько лет жюри фестиваля не замечало существования Кирилла Серебренникова и его спектаклей. Жюри отметило спектакль Богомолова только в актерской номинации — Роза Хайруллина получила "Маску" за роль Лира. Однако, если учитывать, что спектакль этот поставлен, что называется, "на Хайруллину", и она и есть главный режиссерский козырь, точка отсчета, несущий элемент всего спектакля, то Константина Богомолова можно с полным основанием подздравлять с победой. Победителем же в номинации "мужская роль" стал Виталий Кищенко, исполнитель роли Платонова в спектакле Ярославской драмы "Без названия" по пьесе Чехова (режиссер Евгений Марчелли) - этот уникальный артист обыграл в своей номинации таких серьезных соперников, как Евгений Миронов и Юрий Яковлев.
Лучшим спектаклем большой формы стал все тот же спектакль "Без названия" — сложный блестящий трагифарс Евгения Марчелли по первой пьесе Чехова. А лучшим режиссером, и это, наверное, главная неожиданность "Золотой маски"-2013, стал Марат Гацалов, постановщик спектакля "Август. Графство Осейдж" в новосибирском "Глобусе". При этом без "Масок" в основных номинациях остались "монстры": "Гедда Габлер" Камы Гинкса, "Таланты и поклонники" Миндаугаса Карбаускиса и "Пристань" Римаса Туминаса, получившая лишь спецприз жюри. Еще один спецприз достался молодым авангардистам Дмитрию Волкострелову и Ксении Перетрухиной, создателям спектакля "Злая девушка" в петербургском ТЮЗе.
Достаточно смелое решение приняло жюри касательно номинации "лучший спектакль малой формы", вручив "Маску" спектаклю из Петербурга "Антитела" — документальной истории об убийстве антифашиста Тимура Качаравы. Всегда важно, когда официальная награда достается спектаклю на "неудобную", больную тему.
Еще одним спорным моментом стало вручение "Золотой маски" в номинации "Эксперимент" — без награды остался театр.Doc с его скандальным и талантливым "Берлуспутиным", а победителем назвали спектакль-перформанс "Полнолуние" фестиваля "Территория" в постановке Филиппа Григорьяна.
Куда пойти 6–8 сентября: «Дары осени», «Яблочный полдень», новый театральный сезон и фестиваль кино из Китая
Новости
- 08 сентября 2024 - Картина Педро Альмодовара взяла главный приз в Венеции
- 06 сентября 2024 - Премьеру фильма о Борисе Рыжем отменили и в других городах, названа одна из причин
- 05 сентября 2024 - В Петербурге отменили премьеру фильма о поэте Борисе Рыжем
- 05 сентября 2024 - «Эксмо» анонсировало новую книгу Виктора Пелевина. Названия пока нет, зато есть плейлист
- 04 сентября 2024 - Форум объединенных культур в Петербурге начнется с лекции патриарха Кирилла
Статьи
-
06 сентября 2024, 15:49Реставраторы Музея Академии художеств уже полтора года приводят в порядок масштабное полотно неаполитанского мастера эпохи барокко Луки Джордано «Избиение младенцев». Широко известна картина художника на аналогичный сюжет из Музея Прадо в Мадриде, а вещь из Музея Академии почти никто не видел больше ста лет. В 2025 году её покажут на выставке работ Луки Джордано и его учеников, которая пройдёт в ГМИИ им. Пушкина в Москве. «Фонтанка» побывала в реставрационной мастерской, увидела картину до «премьеры» и узнала захватывающую историю полотна.
-
01 сентября 2024, 19:24
-
29 августа 2024, 18:41