Вексельберг подарил петербуржцам Дали на свой юбилей
В Музее Фаберже открылась выставка Сальвадора Дали, на которой представлено более 150 произведений этого художника. Это удовольствие настолько дорогое и дипломатически сложное, что позволить его себе в Петербурге в нынешних условиях смог только Вексельберг. Как рассказали журналистам, выставку Дали миллиардер, владелец музея Фаберже Виктор Вексельберг решил подарить горожанам на свой юбилей, так как это – его любимый художник.
Картины, выставленные в Музее Фаберже принадлежат фонду «Гала — Сальвадор Дали», а также лондонскому музею «Тейт Модерн» и частным собраниям. Это, кроме прочего — коллекции иллюстраций к «Божественной комедии» Данте и к автобиографии Бенвенуто Челлини, а также серия картин по мотивам работ Микеланджело — и некоторые из них были впервые продемонстрированы широкой публике только в прошлом году.
Суммы, в которую обошелся подарок именинника горожанам и гостям города называть журналистам не стали, чтобы не отвлекать внимание от искусства (а здесь явно было, на что отвлекаться). И все равно прозвучали слова сожаления, что выставка получилась не совсем такой, какой ее задумывали: несмотря на уже имевшиеся договоренности и подписанные протоколы о намерениях, организаторы внезапно получали отказы — предположительно, по политическим причинам. Что, впрочем, не остудило их пыла: уже в этом году в Музее Фаберже должны пройти выставки Энди Уорхола и Жана-Мишеля Баскии, а в следующем — Амедео Модильяни (кто не успел на его выставку в Хельсинки, могут утешиться).
Выставку Дали в Петербурге ждали долго, причем в первую очередь — со стороны Эрмитажа, который ее анонсировал на протяжении нескольких сезонов. В итоге главный музей страны открыл экспозицию «Сюрреализм в Каталонии», частью которой стали полотна Сальвадора Дали. Она закрылась только в начале февраля. В ожидании развития темы, многие петербуржцы съездили в Москву, где ГМИИ им. А.С. Пушкина провел выставку «Капричос» Гойи и Дали, которая закрылась в минувшие выходные.
Но выставка в Музее Фаберже — новая строка в истории. И немаловажную роль здесь играет то, что она — максимально надежная с точки зрения авторства: Фонд «Гала — Сальвадор Дали», который предоставил абсолютное большинство работ, – это главный наследник произведений художника. Дали сам основал этот фонд и руководил им при жизни, фонду же досталась собственная коллекция работ Дали, именно этот фонд управляет знаменитым Театром-музеем в Фигерасе, замком в Пуболе и домом-музеем Дали в Порт-Льигате.
Монсе Агер, куратор выставки и директор музеев фонда «Гала — Сальвадор Дали» во вступительном слове к выставке пишет: «Дали обозначил путь развития современного искусства, обнаруживая при этом прекрасное знание искусства прошлого — особенно эпохи Возрождения — и глубокое уважение к ее прославленным мастерам».
Именно взаимодействию с мастерами прошлого, в основном, и посвящена выставка в Музее Фаберже, концентрирующая внимание зрителя на поздних работах мастера.
«На нашей выставке представлен сюрреалистический период, 30-е годы, потом – большая серия иллюстраций к жизнеописанию Бенвенуто Челлини, опубликованная в 1945 году, – рассказал Томас Клемент Саломон, координатор по научной работе компании «МондоМостре», которая участвовала в организации выставки. – Сам Дали очень любил эту серию, он её никому не продал и хранил до конца жизни – поэтому она сейчас находится в собственности Фонда «Гала – Сальвадор Дали». Кроме того, представлена серия иллюстраций к «Божественной комедии», которая создавалась позднее, и дальше мы переходим сразу к позднему периоду – концу 70-х и началу 80-х, когда Дали обращается к скульптуре, в том числе работам Микеланджело. Дали восхищался великими мастерами старины»
В своей статье «Сальвадор Дали и Бенвенуто Челлини. «Жизнь» и «Тайная жизнь» двух великих людей» Саломон приводит цитату: «В шесть лет я хотел стать кухаркой, в семь — Наполеоном. С тех пор мои амбиции неуклонно росли». Так выглядят первые строки его автобиографии, которую Дали писал собственноручно. Фраза стала популярной.
Возможно, написать автобиографию художника подтолкнуло высказывание Челлини — тот вообще считал, что биографию должен написать каждый честный человек, если он совершил в жизни доблестный поступок. Но — не раньше, чем ему исполнится сорок лет. Дали немного не дотерпел. А вот Челлини свою биографию стал надиктовывать помощнику, уже имея более чем полувековой жизненный багаж.
Серию иллюстраций к биографии Челлини художник написал в 1945 году акварелью и чернилами на бумаге, вольно обращаясь с текстом.
Дали находил в своей жизни много общего с жизнью Челлини, хотя последний и жил в XVI веке в Италии, а Дали — в ХХ в испанской Каталонии. Они родились в начале (каждый — своего) века, прожили долгие жизни, имели уважаемых антагонистов: у Дали это был Пикассо, а у Челлини — Микеланджело.
Интересно, что несмотря на то, что Дали ассоциировал себя с Челлини, другая серия его работ — куда более масштабная — посвящена как раз произведениям Микеланджело. И это эмоционально очень сильная серия, в которой отразилась смерть музы и возлюбленный Сальвадора Дали — Галы, случившаяся в 1982 году. Легко узнаваемые черты «Пьеты» Микеланджело проступают в написанной в тот же год работе «Геологическое эхо. Пьета», а скульптуры «Пьета Палестрина» – в безымянной картине с аналогичными чертами у Дали. Все это было о ней.
Несмотря на мрачные тона, в которые была окрашена жизнь величайшего фантазера ХХ в последние годы, выставка оставляет светлое впечатление. Вместе с сюжетами Данте зритель через залы проходит от ада к раю, попутно видя большие и светлые работы более раннего Дали — например, инфернально подсвеченную «Женщину с бабочкой» (1958) из оргстекла и «Пейзаж с загадочными элементами» (1934), на котором художник изобразил Яна Вермеера за мольбертом и на дальнем плане – самого себя в детстве. Вермеера Дали неоднократно изображал на своих картинах, преклоняясь пред его талантом. Кстати, это произведение фонд «Гала — Сальвадор Дали» приобрел только в 2011 году за рекордные 7,8 миллиона евро у частного коллекционера.
Выставку дополняют крупные фотографии самого Дали в застекленной галерее и документальный фильм о Музее-театре в Фигерасе, в котором использованы фрагменты съемки с участием самого Дали и рассказы о его собственном отношении к своим работам. В частности — о портретах Галы, которые художник просил никогда не вывозить на выставки, чтобы он всегда мог прийти и посмотреть, как она ему улыбается...
Экспозиция будет открыта до 2 июля.
Алина Циопа, Фонтанка.ру
Город незаметных контрастов: «Квартет И» против Александра Цыпкина в комедии «Один день в Стамбуле»
Новости
- 02 декабря 2024 - Премия «Онегин» на сцене Мариинского театра назвала лучшие оперные постановки и солистов России
- 29 ноября 2024 - Министр культуры рассказала, сколько фильмов нужно снимать в год и пообещала господдержку сиквелов
- 27 ноября 2024 - В трейлере нового сезона «Игры в кальмара» показали возвращение игрока 456 и «темную лошадку»
- 26 ноября 2024 - Сергей Шнуров рассказал, о чем будет новый альбом группы «Ленинград»
- 25 ноября 2024 - Екатерининское собрание отреставрируют и оснастят по-современному
Статьи
-
27 ноября 2024, 14:06Выставка Николая Рериха в залах-трансформерах основной анфилады Главного Штаба Эрмитажа — рассказ о пути художника, археолога, коллекционера к идее о сохранении культурного наследия, которую подхватил весь мир. Название — «Твердыня пламенная» — позаимствовано у одного из известных сборников публицистики Николая Рериха, изданного впервые в 1933 году — за несколько лет до подписания Пакта Рериха, первого в истории договора об охране исторических памятников, художественных и научных учреждений.
-
25 ноября 2024, 20:07Старейшая и единственная в России крупная научно-популярная премия «Просветитель» вручается уже семнадцать лет. В ней две основные номинации — за естественные и точные науки и за гуманитарные науки. Традиционно денежный приз получают не только победители, но и финалисты в каждой из номинаций. Так интересные и полезные книги на самые разные темы становятся более известными читателям.
-
29 ноября 2024, 08:30
-
20 ноября 2024, 18:10