Вексельберг подарил петербуржцам Дали на свой юбилей

01 апреля 2017, 14:03
Версия для печати Версия для печати

В Музее Фаберже открылась выставка Сальвадора Дали, на которой представлено более 150 произведений этого художника. Это удовольствие настолько дорогое и дипломатически сложное, что позволить его себе в Петербурге в нынешних условиях смог только Вексельберг. Как рассказали журналистам, выставку Дали миллиардер, владелец музея Фаберже Виктор Вексельберг решил подарить горожанам на свой юбилей, так как это – его любимый художник.

Картины, выставленные в Музее Фаберже принадлежат фонду «Гала — Сальвадор Дали», а также лондонскому музею «Тейт Модерн» и частным собраниям. Это, кроме прочего — коллекции иллюстраций к «Божественной комедии» Данте и к автобиографии Бенвенуто Челлини, а также серия картин по мотивам работ Микеланджело — и некоторые из них были впервые продемонстрированы широкой публике только в прошлом году.

Суммы, в которую обошелся подарок именинника горожанам и гостям города называть журналистам не стали, чтобы не отвлекать внимание от искусства (а здесь явно было, на что отвлекаться). И все равно прозвучали слова сожаления, что выставка получилась не совсем такой, какой ее задумывали: несмотря на уже имевшиеся договоренности и подписанные протоколы о намерениях, организаторы внезапно получали отказы — предположительно, по политическим причинам. Что, впрочем, не остудило их пыла: уже в этом году в Музее Фаберже должны пройти выставки Энди Уорхола и Жана-Мишеля Баскии, а в следующем — Амедео Модильяни (кто не успел на его выставку в Хельсинки, могут утешиться).

Выставку Дали в Петербурге ждали долго, причем в первую очередь — со стороны Эрмитажа, который ее анонсировал на протяжении нескольких сезонов. В итоге главный музей страны открыл экспозицию «Сюрреализм в Каталонии», частью которой стали полотна Сальвадора Дали. Она закрылась только в начале февраля. В ожидании развития темы, многие петербуржцы съездили в Москву, где ГМИИ им. А.С. Пушкина провел выставку «Капричос» Гойи и Дали, которая закрылась в минувшие выходные.

Но выставка в Музее Фаберже — новая строка в истории. И немаловажную роль здесь играет то, что она — максимально надежная с точки зрения авторства: Фонд «Гала — Сальвадор Дали», который предоставил абсолютное большинство работ, – это главный наследник произведений художника. Дали сам основал этот фонд и руководил им при жизни, фонду же досталась собственная коллекция работ Дали, именно этот фонд управляет знаменитым Театром-музеем в Фигерасе, замком в Пуболе и домом-музеем Дали в Порт-Льигате.

Монсе Агер, куратор выставки и директор музеев фонда «Гала — Сальвадор Дали» во вступительном слове к выставке пишет: «Дали обозначил путь развития современного искусства, обнаруживая при этом прекрасное знание искусства прошлого — особенно эпохи Возрождения — и глубокое уважение к ее прославленным мастерам».

Именно взаимодействию с мастерами прошлого, в основном, и посвящена выставка в Музее Фаберже, концентрирующая внимание зрителя на поздних работах мастера.

«На нашей выставке представлен сюрреалистический период, 30-е годы, потом – большая серия иллюстраций к жизнеописанию Бенвенуто Челлини, опубликованная в 1945 году, – рассказал Томас Клемент Саломон, координатор по научной работе компании «МондоМостре», которая участвовала в организации выставки. – Сам Дали очень любил эту серию, он её никому не продал и хранил до конца жизни – поэтому она сейчас находится в собственности Фонда «Гала – Сальвадор Дали». Кроме того, представлена серия иллюстраций к «Божественной комедии», которая создавалась позднее, и дальше мы переходим сразу к позднему периоду – концу 70-х и началу 80-х, когда Дали обращается к скульптуре, в том числе работам Микеланджело. Дали восхищался великими мастерами старины»

В своей статье «Сальвадор Дали и Бенвенуто Челлини. «Жизнь» и «Тайная жизнь» двух великих людей» Саломон приводит цитату: «В шесть лет я хотел стать кухаркой, в семь — Наполеоном. С тех пор мои амбиции неуклонно росли». Так выглядят первые строки его автобиографии, которую Дали писал собственноручно. Фраза стала популярной.

Возможно, написать автобиографию художника подтолкнуло высказывание Челлини — тот вообще считал, что биографию должен написать каждый честный человек, если он совершил в жизни доблестный поступок. Но — не раньше, чем ему исполнится сорок лет. Дали немного не дотерпел. А вот Челлини свою биографию стал надиктовывать помощнику, уже имея более чем полувековой жизненный багаж.

Серию иллюстраций к биографии Челлини художник написал в 1945 году акварелью и чернилами на бумаге, вольно обращаясь с текстом.

Дали находил в своей жизни много общего с жизнью Челлини, хотя последний и жил в XVI веке в Италии, а Дали — в ХХ в испанской Каталонии. Они родились в начале (каждый — своего) века, прожили долгие жизни, имели уважаемых антагонистов: у Дали это был Пикассо, а у Челлини — Микеланджело.

Интересно, что несмотря на то, что Дали ассоциировал себя с Челлини, другая серия его работ — куда более масштабная — посвящена как раз произведениям Микеланджело. И это эмоционально очень сильная серия, в которой отразилась смерть музы и возлюбленный Сальвадора Дали — Галы, случившаяся в 1982 году. Легко узнаваемые черты «Пьеты» Микеланджело проступают в написанной в тот же год работе «Геологическое эхо. Пьета», а скульптуры «Пьета Палестрина» – в безымянной картине с аналогичными чертами у Дали. Все это было о ней.

Несмотря на мрачные тона, в которые была окрашена жизнь величайшего фантазера ХХ в последние годы, выставка оставляет светлое впечатление. Вместе с сюжетами Данте зритель через залы проходит от ада к раю, попутно видя большие и светлые работы более раннего Дали — например, инфернально подсвеченную «Женщину с бабочкой» (1958) из оргстекла и «Пейзаж с загадочными элементами» (1934), на котором художник изобразил Яна Вермеера за мольбертом и на дальнем плане – самого себя в детстве. Вермеера Дали неоднократно изображал на своих картинах, преклоняясь пред его талантом. Кстати, это произведение фонд «Гала — Сальвадор Дали» приобрел только в 2011 году за рекордные 7,8 миллиона евро у частного коллекционера.

Выставку дополняют крупные фотографии самого Дали в застекленной галерее и документальный фильм о Музее-театре в Фигерасе, в котором использованы фрагменты съемки с участием самого Дали и рассказы о его собственном отношении к своим работам. В частности — о портретах Галы, которые художник просил никогда не вывозить на выставки, чтобы он всегда мог прийти и посмотреть, как она ему улыбается...

Экспозиция будет открыта до 2 июля.

Алина Циопа, Фонтанка.ру

Город незаметных контрастов: «Квартет И» против Александра Цыпкина в комедии «Один день в Стамбуле»

Участники «Квартета И» Леонид Барац и Ростислав Хаит представили на петербургской премьере свой новый фильм «Один день в Стамбуле», основанный на спектакле «Один день из смерти Вадика Беляева». Действие разворачивается на плывущей по Босфору яхте, где четверо друзей вспоминают друга Вадика, пригласившего их на увеселительную прогулку, но накануне внезапно умершего.

Статьи

>