На экранах «Скрижали судьбы»: Русский след в Ирландии

23 марта 2017, 20:38
Версия для печати Версия для печати

В прокате – «Скрижали судьбы», трогательная ирландская мелодрама и дебют лучшего русского оператора Михаила Кричмана на международной арене.

Режиссер Джим Шеридан обладает редким талантом объединять самых разных профессионалов для создания фильма. Он автор очень актерский: свидетельством тому могут служить его «Братья», в которых Натали Портман сыграла одну из лучших своих ролей, «Боксер» и «Во имя отца» с Дэниелом Дэй Льюисом. Наконец, «Разбогатей или умри» с Фифти Сентом в главной роли.

«Скрижали» тоже сделаны, в первую очередь, ради актеров. Одна из лучших актрис своего поколения Руни Мара, игравшая у Финчера в «Девушке с татуировкой дракона» и в «Кэрол» Тода Хейнса, получает полный карт-бланш. Ее героиня – провинциальная ирландская барышня, влюбленная в красавца-летчика. На дворе Вторая Мировая, герой улетает на задания, и в его отсутствие за девушкой начинает ухлестывать робкий священник. А когда тот получает от ворот поворот, то из мести упекает свою пассию в психушку. Где той предстоит провести без малого сорок лет. 

 Не одна Руни Мара здесь блистает во все свои караты. Злодея-падре играет красавчик Тео Джеймс: и роль удается ему тем круче, чем меньше он по фактуре на нее годится.

В основе фильма – популярная книжка Себастьяна Барри, получившая премию «Коста» и вошедшая в шорт-лист «Буккера». Словно для премий она и создана: хитро скроена и очень кинематографична. История любви-безумия разворачивается здесь во флэшбеках: она записана между строк в томике Библии, который заботливо хранит безумная старуха, пациентка психушки. К ней приходит новый лечащий врач: и разговоры доктора с больной составляют параллельный сюжет ленты. Героиню в старости играет Ванесса Редгрейв: как всегда, добротно и здорово. Тут вообще всё в меру добротно и предсказуемо. Сюжетные трюки, развязка, актерское существование.

Нарушает эту тишь-гладь и божью благодать только работа оператора Михаила Кричмана. Постоянный соавтор Андрея Звягинцева, снявший, кроме того, «Овсянки» Алексея Федорченко и фактически сделавший «Зимний путь» Тарамаева-Львовой. Для него «Скрижали» – дебют в англоязычном кино, пусть и давно уже назревший. Он вполне родной брат главным звездам мирового операторского искусства – Любецкому и Пфистеру. Умеет филигранно работать с цветом, снимает в павильоне так, что ни за что не догадаешься про павильон – натура как есть (только не говорите, что вы знали, что «Елена» почти целиком снята в декорациях).

«Скрижали», конечно, не лучшая его работа. Материал не самый выигрышный. Но для настоящего мастера плохого материала быть не может. И Кричман самостоятельно эту аккуратную поделку превращает в маленький шедевр. Выстраивает цветовую партитуру: флэшбеки решает в своем фирменном голубом, а сцены в психушке отдают казенной желтизной, становясь оттого почти физиологически ощутимыми. Снимает отдельные сцены буквально головокружительно: деформирует пространство, ломает геометрию. Выстраивает удивительные композиции. Делает предметы на экране осязаемыми: чувствуешь их запах, фактуру.

Кричман попросту «делает» «Скрижали». Он, а не Шердиан – полноправный автор ленты, и ирландцу можно только крепко пожать руку за такую профессиональную солидарность и мужество уступить дорогу коллеге. Хочется верить, и для Кричмана удачная работа в англоязычном кино – начало большого пути в мировое кино.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

 

«Алиса не любит гостей». Кинотеатры после ультиматума прокатчиков перестают тайком показывать западное кино

Российские кинотеатры до 12 мая убрали из расписания нелегальные показы западного кино, проводившиеся в рамках «аренды» или «предсеансового обслуживания». Первым на это обратил внимание «РБК», «Фонтанка» проверила сайты сетей и отдельных кинотеатров, обычно показывающих петербуржцам западное кино без прокатных удостоверений, и, действительно, не нашла таких показов.

Статьи

>