На экранах «Скрижали судьбы»: Русский след в Ирландии

23 марта 2017, 20:38
Версия для печати Версия для печати

В прокате – «Скрижали судьбы», трогательная ирландская мелодрама и дебют лучшего русского оператора Михаила Кричмана на международной арене.

Режиссер Джим Шеридан обладает редким талантом объединять самых разных профессионалов для создания фильма. Он автор очень актерский: свидетельством тому могут служить его «Братья», в которых Натали Портман сыграла одну из лучших своих ролей, «Боксер» и «Во имя отца» с Дэниелом Дэй Льюисом. Наконец, «Разбогатей или умри» с Фифти Сентом в главной роли.

«Скрижали» тоже сделаны, в первую очередь, ради актеров. Одна из лучших актрис своего поколения Руни Мара, игравшая у Финчера в «Девушке с татуировкой дракона» и в «Кэрол» Тода Хейнса, получает полный карт-бланш. Ее героиня – провинциальная ирландская барышня, влюбленная в красавца-летчика. На дворе Вторая Мировая, герой улетает на задания, и в его отсутствие за девушкой начинает ухлестывать робкий священник. А когда тот получает от ворот поворот, то из мести упекает свою пассию в психушку. Где той предстоит провести без малого сорок лет. 

 Не одна Руни Мара здесь блистает во все свои караты. Злодея-падре играет красавчик Тео Джеймс: и роль удается ему тем круче, чем меньше он по фактуре на нее годится.

В основе фильма – популярная книжка Себастьяна Барри, получившая премию «Коста» и вошедшая в шорт-лист «Буккера». Словно для премий она и создана: хитро скроена и очень кинематографична. История любви-безумия разворачивается здесь во флэшбеках: она записана между строк в томике Библии, который заботливо хранит безумная старуха, пациентка психушки. К ней приходит новый лечащий врач: и разговоры доктора с больной составляют параллельный сюжет ленты. Героиню в старости играет Ванесса Редгрейв: как всегда, добротно и здорово. Тут вообще всё в меру добротно и предсказуемо. Сюжетные трюки, развязка, актерское существование.

Нарушает эту тишь-гладь и божью благодать только работа оператора Михаила Кричмана. Постоянный соавтор Андрея Звягинцева, снявший, кроме того, «Овсянки» Алексея Федорченко и фактически сделавший «Зимний путь» Тарамаева-Львовой. Для него «Скрижали» – дебют в англоязычном кино, пусть и давно уже назревший. Он вполне родной брат главным звездам мирового операторского искусства – Любецкому и Пфистеру. Умеет филигранно работать с цветом, снимает в павильоне так, что ни за что не догадаешься про павильон – натура как есть (только не говорите, что вы знали, что «Елена» почти целиком снята в декорациях).

«Скрижали», конечно, не лучшая его работа. Материал не самый выигрышный. Но для настоящего мастера плохого материала быть не может. И Кричман самостоятельно эту аккуратную поделку превращает в маленький шедевр. Выстраивает цветовую партитуру: флэшбеки решает в своем фирменном голубом, а сцены в психушке отдают казенной желтизной, становясь оттого почти физиологически ощутимыми. Снимает отдельные сцены буквально головокружительно: деформирует пространство, ломает геометрию. Выстраивает удивительные композиции. Делает предметы на экране осязаемыми: чувствуешь их запах, фактуру.

Кричман попросту «делает» «Скрижали». Он, а не Шердиан – полноправный автор ленты, и ирландцу можно только крепко пожать руку за такую профессиональную солидарность и мужество уступить дорогу коллеге. Хочется верить, и для Кричмана удачная работа в англоязычном кино – начало большого пути в мировое кино.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

 

Записка Мюллера: немец сражается с нервными русскими в «Особенностях национальной больницы»

В комедии «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина молодой режиссер Станислав Светлов тщетно пытается придать толику актуальности и чуточку реализма приключениям молодого преподавателя из Гамбурга, который приезжает преподавать немецкий в петербургской гимназии, но сначала проводит сутки в неврологическом больничном отделении в качестве волонтера.

Статьи

>