«Сомовская муза — уроженка Петербурга»

24 марта 2017, 16:05
Версия для печати Версия для печати

С 24 марта по 14 мая в KGallery будет проходить выставка Константина Сомова — выдающегося художника, чьи картины в XXI веке дважды били ценовые рекорды среди картин русских авторов на крупнейшем в мире аукционе «Кристис». Несмотря на всемирную известность автора, в России его творчество всё продолжают открывать. «Фонтанка» собрала факты, которые помогут посетителям не упустить главное на выставке.

Когда говорят о Сомове, в первую очередь вспоминают «Мир искусства» – художественное объединение, в котором чудесным образом сплелись судьбы талантливейших людей первой четверти ХХ века: Льва Бакста, Александра Бенуа, Валентина Серова, Сергея Дягилева... Оно произросло из более раннего альянса тех, кто называл себя «майскими жуками» – воспитанников гимназии Карла Мая. В ней вместе постигали азы науки и искусства, в частности, Константин Сомов, Александр Бенуа и Дмитрий Философов. Объединение, которое они придумали, называлось «невские пиквикианцы», его целью было совместное изучение истории искусства. Притом, что его участники уже с малых лет прекрасно разбирались в предмете, поскольку происходили из высокообразованных интеллигентных семей.

Отец Константина Сомова был хранителем коллекций Государственного Эрмитажа, историком искусства и редактором «Вестника изящных искусств», мать – музыкантом. Дети впитывали в себя представление о прекрасном с малых лет, что обеспечивало не только культурный уровень, но и строгую оценку собственных способностей. Не случайно, когда говорят о характере Константина Сомова, всегда вспоминают, сколь скромно он высказывался о своих работах. Работы же времен обучения в Академии художеств — те, что не удовлетворяли его строгой оценке, – уже потом, в зрелом возрасте, он уничтожил.

Константин Сомов, автопортрет
Константин Сомов, автопортрет

Фото: фото с сайта commons.wikimedia.org

Впрочем, на выставке в KGallery у публики будет возможность увидеть сохранившиеся ранние произведения Сомова – портрет отца с палитрой, интерьер дачи в Мартышкино, виды Силламяги (нынешний промышленный эстонский город Силламяэ был одним из популярных мест у петербургской интеллигенции). Ретроспектива художника — первая с 1969 года — позволяет проследить его развитие почти по годам вплоть до самой смерти в 1939 году в Париже.

Строгое отношение к собственным способностям художник пронес через всю жизнь. В 1901 году он писал Сергею Дягилеву: «Я нахожу обложку к «Северным цветам», которую Вы приложили к № 5 этого журнала, не стоящей столь особенного внимания. Если бы Вы потрудились спросить мое мнение об этом, я бы отклонил Ваше намерение: не надобно всякому, хотя бесспорно и милому пустяку художника придавать большее значение, чем следует». А в 1907 году в письме к Александру Бенуа рассказал о своем нежелании участвовать в выставке акварелистов, куда был приглашен: «В этом году не могу ничего послать, все мое время занято скульптурой и ее раскраской, акварелью я не работал. Старых вещей у меня немного, я их ни за что не хотел бы теперь в Париже выставить — я их стыжусь».

Работы художника высоко ценили коллеги и друзья, но громила критика — в первую очередь, в лице своего патриарха Владимира Стасова, расхождения с которым имели идеологическую природу. Выставка русских и финляндских художников, организованная в 1898 году в музее Центрального училища технического рисования барона А.Л. Штиглица (именно она положила официальное начало «Миру искусства»), была разбита им в пух и прах, а конкретно экспонаты Сомова были названы «декадентским хламом».

По сути, художник, как и его коллеги по художественному объединению, попал на поле битвы между сторонниками неорусского стиля в искусстве и приверженцами западной эстетики. «А.М. Васнецов, А.П. Рябушкин и множество их единомышленников, развивая находки художника-сказочника В.М. Васнецова, живописали допетровскую Русь, – комментирует Владимир Круглов, научный сотрудник Русского музея в сопроводительном тексте к выставке в KGallery. – Новизна же работ Сомова состояла не только в их бессюжетности, но и в том, что молодой автор обратился к «петербургской» эпохе развития России, к которой историки и эстетики второй половины ХIХ века относились как к чужеродной и навязанной стране сверху».

Тем не менее, это не мешало художнику продолжать свою линию в творчестве, на которую не влияли даже события в стране.

«Я потому не могу всей душой и, главное, каким-нибудь делом отдаться революционному движению, охватившему Россию, что я прежде всего безумно влюблен в красоту и ей хочу служить; одиночество с немногими и то, что в душе человека вечно и неосязательно, ценю я выше всего, – писал он в декабре 1905 года Александру Бенуа. – Я индивидуалист, весь мир вертится около моего «я» и мне, в сущности, нет дела до того, что выходит за пределы этого «я» и его узкости. Отношение твое к событиям с точки зрения историка я слишком понимаю, знаю, что мы переживаем одну из вечно повторяющихся страниц в судьбах народов и что освободившемуся народу свобода достается ненадолго, что он фатально попадает под новое ярмо».

При этом Сомов был открыт новому и относился к людям не предвзято. В том же письме он рассказывал Бенуа: «Познакомился на одном собрании «Жупела» с М. Горьким, которого не любил и не ценил. Видел я его недолго, он мне показался милым с его ласковым лицом, не похожим на его бесчисленные портреты, с доброй страдальческой улыбкой. О художниках говорил любовно, деликатно и как бы их словами. Было неожиданно, что это Горький. Всех других, Бакста, Добужинского, он так же поразил, как и меня».

Несколькими годами ранее картину Сомова «Дама в голубом», ставшую фактически манифестом художника, приобрела Третьяковская галерея. Прообразом прекрасной незнакомки стала его знакомая по Академии художеств Елизавета Мартынова, которую иногда называют одним из немногочисленных женских увлечений художника.

Что касается близких друзей художника — считается, что у него еще в юности были романтические отношения с Дмитрием Философовым (впоследствии — публицистом и общественным деятелем), с поэтом Михаилом Кузминым, а самое главное — с его моделью Мефодием Лукьяновым, связь с которым продлилась 22 года, до самой смерти «Мифа» от чахотки. Портрет молодого человека в домашнем халате, написанный в 1918 году, стал одной из самых известных работ Сомова. На нынешней выставке его не будет, но посетители увидят другой его портрет, созданный десятью годами позже, уже в эмиграции во Франции. Гомоэротическую тему в творчестве художника кураторы экспозиции не акцентируют, как старался не акцентировать ее и сам Константин Сомов — даже свой дневник он вел в зашифрованном виде, заменяя одни буквы другими.

Портреты М.Н. Лукьянова
Портреты М.Н. Лукьянова

Фото: предоставлено KGallery/фото с сайта konstantinsomov.ru

При этом на выставке будут представлены безобидные «традиционные» романтические картины художника, среди которых акварели «Поцелуй», написанный для «Книги маркизы» Ф. Фон Блея (1910) и «Арлекин и пастушка при луне у статуи Флоры» (1915).

«Фейерверк, радуга, иллюминация — любимые темы Сомова, – писал в 1916 году Михаил Кузмин. – Маскарад и театр, как символ фальшивости, кукольности человеческих чувств и движений, привлекают часто художника. Ироничность, почти нежная карикатурность любовных его сцен бросается в глаза. Тихие прогулки, чтения, вечерние разговоры овеяны летучей мертвенностью, словно к фиалкам примешивается слабый запах тления».

Природу такого восприятия мира критик увидел в присущем Сомову страхе смерти. Что характерно, радуга, которую упоминает Кузмин, уже после написания этих строк стала одним из главных сюжетов его картин, фактически самостоятельным персонажем – символом мимолетности прекрасного, неизбежности его скорого увядания. Кстати, именно картина «Радуга» 1922 года была продана на аукционе «Кристис» в 2007 году за рекордные для русской живописи 3,7 миллиона фунтов стерлингов. На выставке представлена композиционно идентичная ей работа «Пейзаж с радугой» 1919 года.


"Пейзаж с радугой", 1919 г.

Фото: предоставлено KGallery

Художник и искусствовед Николай Радлов, цитата которого приведена в каталоге нынешней выставки, писал: «Сомовская муза — уроженка Петербурга. Наивно и смешно было упрекать Сомова в „западничестве«, в пренебрежении к своему, русскому, когда именно этот „вкус« к иноземному и умение претворить его, сделать своим, составляет характернейшую русскую черту. Но для упрекавших, был ли Петербург когда-нибудь Россией?»

При этом сам город Сомов на своих картинах почти не писал — его привлекала природа и интерьеры, а также портретная живопись. Среди самых известных его работ — портрет Александра Блока, который хранится в Третьяковской галерее – на выставке можно будет увидеть эскиз к нему из собрания Музея Анны Ахматовой.

Эскиз к портрету и портрет Александра Блока
Эскиз к портрету и портрет Александра Блока

Фото: предоставлено КGallery/сайт Третьяковской галереи

Также широко известен портрет Сергея Рахманинова, написанный по заказу фирмы «Стейнвей и сыновья» во Франции в 1925 году (на выставке не представлен).

Портрет Сергея Рахманинова
Портрет Сергея Рахманинова

Фото: фото с сайта commons.wikimedia.org

В экспозиции KGallery посетители увидят не только живопись и рисунок, но и другие виды искусства, в которых художник себя пробовал, но знание об этом сохранили лишь профессиональные искусствоведы. Это книжная и прикладная графика, а также прикладное искусство, образцы которых даже не попадали в Интернет. Создатели выставки также отмечают, что в ходе подготовки была сделана реатрибуция ряда работ. В экспозиции представлены произведения из собрания Русского музея, Музея театрального и музыкального искусства, Научно-исследовательского музея Российской академии художеств, Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, а также из нескольких десятков частных собраний Европы, Санкт-Петербурга и Москвы.

Алина Циопа, "Фонтанка.ру"

 

 

Записка Мюллера: немец сражается с нервными русскими в «Особенностях национальной больницы»

В комедии «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина молодой режиссер Станислав Светлов тщетно пытается придать толику актуальности и чуточку реализма приключениям молодого преподавателя из Гамбурга, который приезжает преподавать немецкий в петербургской гимназии, но сначала проводит сутки в неврологическом больничном отделении в качестве волонтера.

Статьи

>