¬ прокате Ђјфера по-английскиї: ќтцы и дети

16 марта 2017, 14:32
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

Ќа экранах – «јфера по-английски», двойной бенефис больших актеров ћайкла ‘ассбендера и Ѕрендана √лисона. –ежиссер јдам —мит до сих пор был более всего известен как создатель фильма-концерта группы Chemical Brothers «Don’t Think». »х музыка звучит и в «јфере», но фанатам электронщиков просьба не беспокоитьс€. Ёто кино не дл€ них.

Ёто фильм дл€ двух больших британских актеров: ћайкла ‘ассбендера и Ѕрендана √лиссона. Ќи тот, ни другой не испытывают нужды в бенефисах. ќба обладают исключительной киногенией. ‘ассбендер любой фильм превращает в сольный перформанс просто ввиду своей органики. ≈го визитной карточкой можно считать сцену в «√олоде» —тива ћаккуина, в которой он «держит кадр» статичным планом рекордные полчаса, и от этого монолога глаз не оторвать. ” √лисона было тоже много сольных выходов, вроде «√олгофы» ƒжона ћакƒонаха.

¬ «јфере» им достались роли отца и сына. ќба – «романтики с большой дороги». ѕапа-√лисон – на почетном отдыхе. —ын-‘ассбендер – весельчак в самом расцвете сил. Ќесмотр€ на то, что зан€ты они одним делом, конфликт поколений налицо. ќдин носит спортивный костюм с увесистым крестом, проповедует, цитирует библию и воровской закон чести. ƒругому бандитска€ де€тельность ничуть не мешает быть первоклассным папашей и весело проводить врем€ с детишками, которых он очень хочет вывести в люди. —ам герой ‘ассбендера читать-писать не умеет – так пусть хоть чада научатс€. ѕерсонаж √лисона так не думает.

 

ѕоначалу может показатьс€, что —мит пытаетс€ разыграть козырную карту британского криминального кино, пройти тропой ћакƒонаха и √а€ –ичи. ¬се родовидовые признаки налицо: колоритные персонажи второго р€да (вроде выдающегос€ умственно отсталого воришки: то с курицей, то с дохлой собакой под мышкой), пестра€ фактура (леса, герои, которые живут в вагончиках, бобби в своих фирменных шлемах). Ќо фильм этот, как уже было сказано, сн€т дл€ актеров. » они, а не сценарные находки и фактура, определ€ют облик «јферы». “ак даже лучше.

√лисон и ‘ассбендер превращают криминальную драму в поединок поколений. »з конфликта отцов и детей раздуваетс€ нечто много большее. ѕрепирательство двух колоритных ирландцев перерастает в самое насто€щее противосто€ние миров. —тарого и нового. —обственно, отцов и детей.  риминала и обывательства. √лисон в образе старого лиса отстаивает живость вечных воровских принципов: не верь, не бойс€, не проси. ѕривет ворам, позор мусорам. ‘ассбендеровский ухарь защищает право каждого человека на самоопределение. ’очу – тачки угон€ю, а хочу – в университет поступаю. “ут же еще проступает модна€ лини€ чудачества как лучшей формы воспитани€, одна из любимых тем нового кино: об этом снимают и в ≈вропе («„удеса» јличе –орвакер), и в Ўтатах (« апитан ‘антастик» с ¬игго ћортенсеном).

»ногда отдать актерам фильм на растерзание – лучшее, что можно с ним сделать. —рабатывает это, конечно, только с персонажами уровн€ √лисона и ‘ассбендера. ќни добавл€ют сюжету не только драматургического напр€жени€, но и глубины. «јферу» можно увидеть как фильм про старое и новое. ћожно – как криминальную комедию (есть правда очень смешные эпизоды). ћожно – как кино про »рландию и сепаратизм (благо, и ‘ассбендер, и √лисон – представители этого маленького, но гордого народа). ћожно трактовать его как фильм про “рампа и  линтон, про ѕутина и Ќавального. » все точки зрени€, все уровни воспри€ти€ будут совершенно верными и правомерными. » всЄ – не в обиду меломану —миту будет сказано – благодар€ ‘ассбендеру и √лисону. Ќо и актеров таких – раз-два и обчелс€.

»ван „увил€ев, специально дл€ «‘онтанки.ру»

 уда пойти 19 Ч 21 апрел€: Ђ“отальный диктантї, ЂЅиблионочьї фестиваль LOFT и виртуозна€ Ђ«олушкаї в ћариинском

¬ наступающие выходные город кипит: петербуржцы будут соревноватьс€ в грамотности и допоздна засид€тс€ в библиотеках. ћузеи представ€т новые выставки, а музеи Ч работы художников разных эпох.

—татьи

>