
На экранах «Т2. Трейнспоттинг»: Голос потерянного поколения

На экранах – «Т2. Трейнспоттинг», или попросту «На игле-2». Редкий случай, когда сиквел культового фильма не паразитирует на оригинале, а по всем статьям превосходит его и придает значительности.
Обычный для сиквелов вопрос «зачем снимать продолжение?» здесь звучит странно. А к какому сюжету еще возвращаться, если не к этому? Дэнни Бойл выбрал для своего «Т2» идеальный момент: из 2017-го девяностые кажутся «золотым веком», эпохой свободы и стабильности. Когда музыка гремит, новые миры открываются с каждой новой дозой, а миром правят пухлые добродушные бюргеры. Куда это всё подевалось? Где вы теперь, торчки и дилеры? Вопросов много, пора искать на них ответы.
Бойл ставит себе низкую планку: он всего-то хочет посмотреть, что стало с героями «На игле» теперь, спустя двадцать лет. И нам заодно показать. Ушлый Марк, персонаж Юэна Макгрегора, уехал в Амстердам и окончил курсы бухгалтеров. Добродушный дурень Кочерыжка всё торчит: с работы выперли, с сыном видеться не дают. Кайфолом, друг детства Марка, содержит что-то вроде борделя; на жизнь зарабатывает шантажом его посетителей. Усатый Франко сидит в тюряге, и не видать ему УДО за примерное поведение, как своих ушей. В общем, жизнь у всех сложилась по-разному. Общее у них одно: никому нет места в нашем времени. Все они увязли в своих девяностых с «Нирваной», техно и клубной культурой.
Планка низкая, но результат превосходит ожидания. Этот сиквел уместен хотя бы потому, что четверка премьеров – МакГрегор, Юэн Бремнер, Джонни Ли Миллер, Роберт Карлайл — чувствуют себя в старых образах, как рыбы в воде. Это не самоповтор, а именно возможность вернуться и завершить начатые двадцать лет назад роли. Бремнер в первом фильме был только забавным дурачком, здесь же получает выпуклую, физиологичную партию престарелого наркомана. Карлайл в образе усатого зека приобретает совсем уж бронебойный колорит.
По большому счету, за мыканьем четверки неудачников мы и следим два часа в «Т2». Здесь нет особых интриг и авантюрных линий. Но некоторую вялось сюжета Бойл с лихвой искупает своим фирменным клиповым визуальным решением. Буковки-циферки носятся и ползают по экрану, композиция перекособочена, каждое слово, произнесенное с экрана, мгновенно материализуется в виде вставного кадра (сказал «меня со стройки уволили» – на экране Кочерыжку в каске выталкивают с площадки). Стиль этот филигранно создает постоянный соавтор Триера и Винтерберга Энтони Дод Мэнтл. С одной стороны, ловко копирует решение «На игле». С другой — развивает его и доводит до совершенства.
Но главное не филигранность и отточенность «Т2» – «На игле», кстати, этими качествами похвастаться не мог, там было, скорее, обаяние молодости и энергия. «Т2» во всех отношениях серьезнее и основательнее двадцатилетней давности предшественника. В оригинальной ленте не было сцены, объясняющей смысл названия: когда герои оказываются на заброшенной станции, где колоритный бомж замечает, что те пришли «на поезда попялиться» (trainspotting это и значит). В «Т2» этот эпизод есть — в качестве флэшбека.
Случай почти исключительный: «На игле» до сих пор был лишь культовым фильмом для тех, кто вырос в 90-е. Культовым — в худшем смысле: понятным только тем, кто «в теме». «Т2» его из такого зрительского гетто выводит. Бойл возвращается к героям 90-х, чтобы договорить о них самое важное. Это не про поколение и не для его представителей. Это про трагедию тех, кто имел неосторожность пережить свое время. И про тех, кто никогда не устроится в новой эпохе. Таких — тьмы и тьмы, и Бойл дал им своим «Т2» право голоса. Эмтивишный клип на полтора часа обрел смысл в первую часть большой и серьезной драмы взросления.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Приключения души. Каким получился новый роман Виктора Пелевина «A Sinistra»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 сентября 2025 - «Голографическая магия», цифровая вьюга и робо-протезы. Фестиваль Digital Rain рассказал о программе
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
Статьи
-
16 сентября 2025, 11:32Произведения искусства принадлежат не только вечности, но и своему времени. И иногда больше говорят о сути эпохи, чем хроники или сводки новостей. «Фонтанка» рассказывает о петербургских музейных экспонатах, которые отражают бурные и страшные времена — а посетители могут этого и не знать.
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
12 сентября 2025, 14:26Здание кинотеатра «Прибой» — вернее, его реинкарнация после разрушения и долгого кропотливого строительства, — наконец, открылось в качестве долгожданного Центра современного искусства имени Сергея Курехина. И хотя это абсолютно новое строение, только по общим чертам планировки которого можно угадать его былые контуры, оно вызывает ностальгические воспоминания о многих часах, проведенных на SKIFах, — бесшабашных, драматичных и доходящих до предела эмоций нойзовых музыкальных выступлениях, показах разных причудливых мод и многом другом.
-
10 сентября 2025, 18:47
-
08 сентября 2025, 12:35