Меняющееся пространство: брутальность и провокации петербургских лофтов

08 октября 2012, 11:50
Версия для печати Версия для печати

Посмотреть на партизанскую руферскую фотографию. Почувствовать, как скомканная бумага превращается в кокон или росток. Увидеть 100 зданий-мертвецов, объединяющих Петербург и Берлин. Такие возможности предлагают лофт-проекты Петербурга. «Фонтанка» составила путеводитель по промышленным пространствам, превратившимся в арт-центры.

«Чердак», «помещение наверху, под самой крышей». Так переводится слово «лофт» с английского языка. Именно на чердаках в Нью-Йорке 1940-х – 1950-х годов селились художники: там они устраивали выставки для друзей и коллег по богемной тусовке. Сегодня под лофтом понимается любое крупное промышленное пространство, изменившее свою функцию. В Петербурге первый подобный проект, знаменитые «Этажи», появился в 2007 году.

С тех пор открылось еще два «чердачных» музея. «Конечно, по количеству и разнообразию лофтов мы до сих пор уступаем Москве, – говорит доцент кафедры музейного дела и охраны памятников СПбГУ Антонина Никонова. – Однако уже сейчас заметно, что лофт-проекты в Петербурге начали «вытеснять» частные галереи в качестве места, где концентрируется современное искусство. Галереи имеют узкую направленность, претендуют на некую элитарность, лофты же – площадки творческого формирования, где не зазорно экспериментировать: они позволяют расширить художественное пространство до бесконечности». «Фонтанка» составила путеводитель по бывшим заводам Петербурга, где можно приобщиться к актуальным арт-тенденциям.

Этажи: лофт-гигант

Пространство. Лофт-проект находится в здании бывшего Смольнинского хлебозавода на Лиговском проспекте, 74. В интерьерах «Этажей» сохранены и законсервированы элементы оригинального пространства: окантованные металлом бетонные колонны, оборудование для выпечки хлеба, стоки для муки, котельные трубы, чугунный пол. Дополнительно установлена антикварная мебель. «Авторы дизайн-проекта — братья Савелий и Егор Архипенко, создавая пространство «Этажей», ориентировались на европейские образцы, и, прежде всего, голландский минимализм», — поясняет представитель лофта Валентина Васильева.

Структура. Проект насчитывает 7 выставочных пространств. Первым посетители видят Fotowall SVETOSILA – стену во внутреннем дворе лофта: на ней вывешивают работы фотографов разных направлений, способных на визуальные шутки и провокации. На третьем этаже бывшего хлебозавода расположились открытая терраса и пространство «Белый Коридор» — площадка для демонстрации социальных проектов. В «Сером коридоре» на четвертом этаже 16 плазменных экранов показывают авторские фильмы, клипы и видеоарт. Рядом расположилась галерея «Формула», которую ее куратор Ирена Куксенайте характеризует как «место слияний культурных механизмов Петербурга и других городов». На пятом этаже находится центральная галерея лофта – место, где проводятся большие международные выставки, лекции, кинопоказы. В 2012 году в арт-пространство превратилась и крыша здания на Лиговском, 74. На ней можно полюбоваться видом на центр города, а в будущем здесь появятся деревянные настилы, зеленые насаждения, площадки для инсталляций.

В лофте, кстати, можно не только поглядеть на современное искусство, но и поесть – в кофейне «Зеленая комната», пожить – в «Локейшн хостел»: оба объекта администрация «Этажей», впрочем, считает полноценными арт-пространствами, где проходят выставки. Некоторые петербуржцы в лофте находят питомцев на благотворительной акции «Хочу домой!» или приобретают винтажные или фриковские вещи на сезонной распродаже Garage sale.

Выставки. Никто не подсчитает, сколько точно выставок прошло в «Этажах» за их пятилетнюю историю, но организаторы проекта называют цифры: 50 выставок в год, каждая в среднем длится 3 недели. На предстоящих выходных на 5 этаже бывшего хлебозавода будут размещены партизанские руферские фотографии Виталия Раскалова «Звездные войны», работы художника-континуумиста Виктора Плотникова. «Континуумизм — отражение восприятия мира не как совокупности отдельных объектов, одушевленных или неодушевленных, а как единого целого, когда между художником и объектом существует связь, воспринимаемая непосредственно, как вибрация», – комментирует Валентина Васильева. Также в «Этажах» можно будет посмотреть фотоисторию Марии Сакирко «Жизнь настоящим» — о детях, живущих в доме-интернате для умственно отсталых, и фотографии Branded Кати Евдокимовой. Они посвящены консюмеризму, потребительской зависимости современного общества.

Цена билета. Вход в большинство пространств бесплатный, посетить выставку на 5 этаже стоит от 100 до 200 рублей. Вход на крышу – 150 рублей.

Режим работы. Ежедневно с 12 до 22. Адрес: Санкт-Петербург, Лиговский проспект, 74.

Креативное пространство «Ткачи»: выставки и шоу-румы


Пространство. Креативное пространство «Ткачи» – петербургский арт-кластер, созданный в 2012 году в здании Новой бумагопрядильной мануфактуры на набережной Обводного канала, 60. Комплекс был основан в 1846 году: он построен по типу первых английских машинных фабрик и является примером ранней кирпичной промышленной архитектуры XIX века. В восстановление здания, которое велось с 2010 по 2012 год, инвесторы вложили порядка 15 миллионов долларов. «После реконструкции в бумагопрядильной мануфактуре появились этажи, дополнительные лестницы, задний фасад – он был разрушен. Авторы дизайн-проекта хотели добиться максимальной функциональности пространства при щадящем и бережном отношении к «родным» элементам перекрытий, кирпичу», – объясняет директор по развитию выставочного центра "Ткачи" Ксения Юркова.




Структура. Пока в лофте полноценно функционируют только первый и пятый этажи. Внизу расположились магазины, концепт-сторы и шоу-румы. Наверху создано арт-пространство площадью 1300 квадратных метров, которое условно можно разделить на 3 выставочных зала. Здесь же находятся кафе, книжный магазин и зона LECTORIUM, где можно послушать лекции по искусству, современному кино, литературе, античной истории. 2, 3 и 4 этаж «Ткачей» будут работать в качестве креативного бизнес-центра: их заселяют школы фотографии, моды, аэрографии, офисы рекламных бюро.

Выставки. С 23 августа по 30 сентября в «Ткачах» проходит выставка «Начало света». Художницы Наталья Цветкова и Татьяна Лаптева представляют свои инсталляции из нарочито грубых тканей, проводов и светодиодов, размещенные под потолком промышленного цеха. Как поясняют авторы, эти конструкции являются визуальной отсылкой к росписи Сикстинской капеллы: они призваны помочь жителям современных городов обратить взгляды наверх, к исходящему оттуда свету. 4 октября в лофте стартует выставка «100 прекрасных мертвецов», проводящаяся в рамках Года Германии в России.

«Мертвецы» в данном случае – снесенные исторические здания. Один из экспонатов – многометровая карта Петербурга – фиксирует произошедшие за последнее десятилетие трансформации городской среды. Причем у нашего города не выставке обнаруживается город-двойник – Берлин, также перенесший за последнее время значительную ломку. «Совмещение карт двух городов дает неожиданные результаты: их топография и история парадоксальным образом переплетаются, соединяются и выявляют скрытые связи и контрасты», – отмечают в администрации лофта.

Цена билета. От 0 до 100 рублей на разные выставки

Режим работы.
Ежедневно с 12.00 до 20.00. Адрес: Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, 60.

RIZZORDI ART FOUNDATION: лофт с запахом солода

Пространство. Проект RIZZORDI ART FOUNDATION был создан в 2011 году одноименным фондом поддержки современного искусства. Это единственный лофт, водворившийся в действующем предприятии – здании Петербургской солодовни на Курляндской улице, 49. Под выставочные проекты отданы два последних этажа кирпичного здания 1875 года постройки, кстати, памятника промышленной архитектуры. В общем зачете лофт получил 4000 квадратных метров площади, причем здесь неизменно пахнет солодом. «После реконструкции в лаконичном и брутальном интерьере намеренно сохранены массивные металлические элементы каркаса, окна-бойницы, скрепляющие скобы, завершения вентиляционных шахт», – говорит пресс-атташе проекта Александра Поляновская. Чтобы сделать место заметным в промышленной застройке, в здание RIZZORDI «врезалась» серебристо-оранжевая ракета, спроектированная британским художником Филти Люкером.

Структура лофта еще не четко определена. Сейчас для зрителей открыт только четвертый этаж здания на Курляндской, 49. Помещение площадью 1800 квадратных метров разделено временными перегородками: здесь проводятся выставки, показы авторского кино, лекции. «19 сентября на 4 этаже открылся lebigmag — отдельный журнальный зал с изданиями, посвященными искусству, моде, архитектуре, дизайну, спорту, науке и технике, музыке, кино и литературе, – рассказывает Александра Поляновская. – До конца 2013 года будет запущено кафе. А на 5 этаже откроются мастерские художников, с которыми мы сотрудничаем. На следующем этапе реконструкции в лофте появятся библиотека и медиатека».

Выставки. За год с лишним работы в лофте прошло 10 выставок. Петербуржцы смогли посмотреть на картины художников, эмигрировавших из Советского союза, оценить проект ExpressionBeyond, участники которого использовали для создания своих работ только два цвета – черный и белый, увидеть 150 объектов уличного искусства на фестивале «Космос как…». 19 сентября в RAF открылась выставка Юрия Штапакова «Формула сокрытия». Зрителям представлены 30 цветных монотипий, выполненных в Китае на крупнейшей в мире студии печатного графического искусства Guanlan Original Printmaking Base. «Юрий Штапаков, свободно владеющий, кажется, уже всеми существующими методами печатной графики, продолжает осваивать новые материалы и техники. На этот раз источником его вдохновения стала скомканная раскрашенная бумага, – говорит Александра Поляновская. – В основе серии лежит варьируемый на разные лады контраст ее сложной стереоскопичной формы с монолитным плоским фоном. Результат можно было бы отнести к чистой абстракции, если бы не широчайший спектр вызываемых ассоциаций и символических смыслов». Скомканный лист бумаги воспринимается то как драгоценный кристалл, то как дремлющий в земле кокон, то как ждущий пробуждения росток.

Цена билета: 50 рублей.

Режим работы: Среда – пятница: 14:00 – 20:00, суббота – воскресенье: 12:00 - 19:00. Адрес: Санкт-Петербург, Курляндская улица, 49.

Елена Кузнецова, "Фонтанка.ру"
 

 

Символ власти от Возрождения до Хусейна. Эрмитаж отреставрировал и показывает «Вавилонскую башню»

В Аполлоновом зале Зимнего дворца до 2 июня можно посмотреть небольшую, но интересную выставку «… и сделаем себе имя...». Она знакомит с итогами реставрации картины «Вавилонская башня», привезенной после Великой Отечественной войны из Германии, а также с экспонатами, раскрывающими канонический сюжет с разных сторон. Помимо самой работы, доселе неизвестной широкой публике и изображающей башню не такой, как обычно, посетители музея узнают, где Вавилонская башня стояла в реальности, как выглядела на самом деле, и почему в XVI-XVII веках в Европе на нее распространилась такая мода, что башню можно было увидеть в каждом богатом доме.

Статьи

>