Dance Open - Trip: гид по главному балетному фестивалю весны

08 марта 2017, 23:01
Версия для печати Версия для печати

13 апреля в Александринском театре начнется традиционный весенний международный балетный фестиваль Dance Open. В его афише пять балетов и гала-концерт. Билеты уже в продаже. «Фонтанка» взялась сориентировать зрителей, на что стоит идти.

Так вот, у нынешнего, XVI по счету Dance Open, программа такая, что не до выбора. Идти надо на все.

Мы знаем фестивали, которые триумфально входили в культурную жизнь города с готовой концепцией и яркой художественной идеей. Знаем также, что некоторым из них был отпущен свой срок, и потом они тихо «сдулись».

Здесь всё наоборот. Уникальный случай: возникнув буквально из ничего, Dance Open постепенно вырос в большую меру. Когда-то он начинался с гала-концертов: публика валом валила на хороших артистов, но до серьезного масштаба ему тогда было еще далеко.

Далеко – это, как оказалось, полтора десятка лет.

За этот срок Екатерина Галанова, создательница и руководитель Dance Open, сумела провести свой фестиваль по редкостному пути – от коммерческого к художественному. В какой-то момент она смогла перейти от сборных концертов к спектаклям. И вот теперь, в 2017 году, нас ждет увлекательное культурное путешествие. С яркой, умно составленной и сумасшедше интересной программой. Когда мы, петербуржцы, ее посмотрим, мы будем знать больше, чем теперь, как говаривал Андерсен.

В программу войдут пять спектаклей.

Во-первых, приедет NDT. Эту труппу – Нидерландский театр танца – знают все, кому интересен балет и – шире – современные формы пластического театра. NDT живет на стыке этих двух культур: здесь говорят языком современного искусства, но в основе новых форм лежит академическая база. Именно здесь долгие годы работали блистательные Ван Манен и Килиан, а теперь работает Пол Лайтфут, один из лучших современных хореографов. NDT привозит две работы Лайтфута – "Дотянуться до звезд" и "Немое пространство" – как всегда, в соавторстве с Соль Леон, и одну Марко Гёке: "Тонкая кожа". Смотрите 21 и 22 апреля на большой сцене Александринского театра, начало в 19.00.

Это хореографы, которые не работают с сюжетами – их балеты складываются из другого. Волшебная хореография Лайтфута/Леон – она как музыка, ты вслушиваешься в нее, следуешь за ней всеми своими ощущениями. О чем она? О любви, одиночестве, истории человеческих душ, о течении жизни, пути и уходе. Как это сделано? Изощренным движением, на которое способно тело танцовщика-виртуоза. А они в NDT все такие. Человеческое тело, положенное на музыку Филипа Гласса, человеческое движение, живущее в пространстве, и само пространство, которое участвует в танце наравне с артистами: в одном из двух балетов персонажи видеоинсталляции создают общие мизансцены с живыми людьми, в другом – три дуэта, три двойных судьбы расцветают в трех пустых комнатах с бумажными обоями, которые сменяют друг друга, вращаясь на поворотном круге.

Нидерландский театр танца
Нидерландский театр танца

Фото: Предоставлено организаторами

Во-вторых, приедет Охад Наарин. Имя этого израильского хореографа ставят рядом с Форсайтом и Эком – самыми крупными именами в хореографии нашего времени. Он – как раз не имеет отношения к академическому балету – тип танца, созданный им самим, он назвал «гага», и это свободное движение, идущее из самых глубин человеческого существа. По драйву, по мощи, по проникновению в суть эмоций Наарину, пожалуй, вообще нет равных. Его ансамбль «Батшева», названный так по имени баронессы-меценатки, в Петербург уже приезжал. На этот раз он покажет спектакль «Вирус Наарина». Действительно, вирус: Наарин захватывает, распространяется, противостоять ему невозможно; его танцовщики вытворяют что-то невероятное, а работает он там, где танец смыкается с психологическими практиками. Смотрите 15 апреля на большой сцене Александринского театра, начало в 19.00.

«Вирус Наарина»
«Вирус Наарина»

Фото: предоставлено организаторами

Покажут нам и «Бурю» Кшиштофа Пастора, хореографа Национального балета Нидерландов, а также национальных балетов Польши и Литвы. Выбрав «Бурю», эту самую таинственную из шекспировских пьес, он создал спекталь-полотно, полный безостановочного, летучего танца и неожиданных пластических перипетий. Тут есть своя интрига: отношения героев поданы совсем не так, как мы привыкли, и коллизия оказывается совсем иной. Так что здесь не только танцевальная версия «Бури», но и ее оригинальное режиссерское прочтение. Смотрите 19 апреля на большой сцене Александринского театра, начало в 19.00.


"Буря"

Фото: предоставлено организаторами

Остальная часть фестиваля – отечественная, и здесь Петербург тоже ждут открытия.
Не секрет, что в последние годы балетная карта страны уже не та, что раньше. Центры ее сместились, и самые живые события подчас происходят не в Москве или Петербурге, но в Екатеринбурге и Перми. Не случайно все столичные балетные критики мчатся теперь на Урал на каждую местную премьеру. В Перми дирижирует Теодор Курентзис, большой музыкант и яркий театральный деятель, а ставит талантливый Алексей Мирошниченко; в Екатеринбурге энергично формирует свой театр не менее талантливый Вячеслав Самодуров – самый, быть может, интересный из работающих сейчас в России. И Dance Open правильно делает, вводя петербургского зрителя в этот контекст. 

«Золушка»
«Золушка»

Фото: предоставлено организаторами

Пермская «Золушка» увлекает двумя вещами: тем, как Курентзис интерпретирует гениальную музыку Прокофьева, и тем, как какое нетривиальное либретто для нее предложено. Понятно ведь, что эта мощная музыка никак не вмещается в старую добрую сказку, и все эти чепцы-передники-метлы-тыквы-кареты трещат рядом с ней по швам; понятно же, что эта музыка говорит – нет, кричит! – о многогранной драме человеческой жизни, о масштабной и трагичной «человеческой комедии», назовем это словами Бальзака. Понятно и то, что эта музыка писалась Прокофьевым в сталинской Москве (а еще – в эвакуации), и хочешь – не хочешь, а грозное время дышит в его партитуре. Вот эти-то смыслы и вытаскивают из «Золушки» Курентзис – автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер, и Мирошниченко, автор либретто и хореограф. «Основано на реальных событиях» – интригует афиша: речь в спектакле о том, как в «махровые» советские годы в Главном Театре Страны ставят балет, и вся закулисная жизнь, и вся советская жизнь показана там упоительно остро и до боли узнаваемо. Настоящего хэппи-энда тут нет – как и в музыке. А мотивы сказки остроумно влиты в контекст реальной человеческой судьбы. Как все это сделано – не скажу, пусть будет сюрприз, скажу только, что спектакль «сел» на музыку Прокофьева как влитой, раскрыв в ней то, что обычно затерто. Смотрите 17 апреля на большой сцене Александринского театра, начало в 19.00.

«Снежная королева»
«Снежная королева»

Фото: предоставлено организаторами

Зато «Снежная королева» которую покажет Екатеринбургский театр, сделана именно как сказка. Однако не только для детей: Самодуров поставил Андерсена как балет странствий, которые в результате оказываются странствиями внутренними. Так что за детской непринужденностью постановки скрыты вполне взрослые идеи. А за беспечным гротеском танцев – весьма изощренная форма, вобравшая в себя множество мотивов мирового балета, да и вообще мировой культуры. Музыка тоже непростая: она специально была заказана театром композитору Артему Васильеву, который известен широкому кругу зрителей по работам в кино ("Экипаж", "Воин", "Конец прекрасной эпохи"), а узкому кругу специалистов – по опытам в области электроакустической музыки. Балеты он тоже писал – но прежде только для Лондона. Спектакль полон иронии (одна только «икеевская» Скандинавия чего стоит!) и энергии, которая волной нарастает к финалу, он динамичен и совсем не сентиментален. Если честно, по стилистике это и не совсем балет: это отличный мюзикл, только чисто танцевальный. Смотрите 13 апреля на большой сцене Александринского театра, начало в 19.00.

И, конечно, какой же Dance Open без гала-концерта! Он будет дан 24 апреля в день закрытия фестиваля, в 19.00 на большой сцене все той же Александринки.

Инна Скляревская, специально для "Фонтанки.ру"

«Алиса не любит гостей». Кинотеатры после ультиматума прокатчиков перестают тайком показывать западное кино

Российские кинотеатры до 12 мая убрали из расписания нелегальные показы западного кино, проводившиеся в рамках «аренды» или «предсеансового обслуживания». Первым на это обратил внимание «РБК», «Фонтанка» проверила сайты сетей и отдельных кинотеатров, обычно показывающих петербуржцам западное кино без прокатных удостоверений, и, действительно, не нашла таких показов.

Статьи

>