Dance Open - Trip: гид по главному балетному фестивалю весны

08 марта 2017, 23:01
Версия для печати Версия для печати

13 апреля в Александринском театре начнется традиционный весенний международный балетный фестиваль Dance Open. В его афише пять балетов и гала-концерт. Билеты уже в продаже. «Фонтанка» взялась сориентировать зрителей, на что стоит идти.

Так вот, у нынешнего, XVI по счету Dance Open, программа такая, что не до выбора. Идти надо на все.

Мы знаем фестивали, которые триумфально входили в культурную жизнь города с готовой концепцией и яркой художественной идеей. Знаем также, что некоторым из них был отпущен свой срок, и потом они тихо «сдулись».

Здесь всё наоборот. Уникальный случай: возникнув буквально из ничего, Dance Open постепенно вырос в большую меру. Когда-то он начинался с гала-концертов: публика валом валила на хороших артистов, но до серьезного масштаба ему тогда было еще далеко.

Далеко – это, как оказалось, полтора десятка лет.

За этот срок Екатерина Галанова, создательница и руководитель Dance Open, сумела провести свой фестиваль по редкостному пути – от коммерческого к художественному. В какой-то момент она смогла перейти от сборных концертов к спектаклям. И вот теперь, в 2017 году, нас ждет увлекательное культурное путешествие. С яркой, умно составленной и сумасшедше интересной программой. Когда мы, петербуржцы, ее посмотрим, мы будем знать больше, чем теперь, как говаривал Андерсен.

В программу войдут пять спектаклей.

Во-первых, приедет NDT. Эту труппу – Нидерландский театр танца – знают все, кому интересен балет и – шире – современные формы пластического театра. NDT живет на стыке этих двух культур: здесь говорят языком современного искусства, но в основе новых форм лежит академическая база. Именно здесь долгие годы работали блистательные Ван Манен и Килиан, а теперь работает Пол Лайтфут, один из лучших современных хореографов. NDT привозит две работы Лайтфута – "Дотянуться до звезд" и "Немое пространство" – как всегда, в соавторстве с Соль Леон, и одну Марко Гёке: "Тонкая кожа". Смотрите 21 и 22 апреля на большой сцене Александринского театра, начало в 19.00.

Это хореографы, которые не работают с сюжетами – их балеты складываются из другого. Волшебная хореография Лайтфута/Леон – она как музыка, ты вслушиваешься в нее, следуешь за ней всеми своими ощущениями. О чем она? О любви, одиночестве, истории человеческих душ, о течении жизни, пути и уходе. Как это сделано? Изощренным движением, на которое способно тело танцовщика-виртуоза. А они в NDT все такие. Человеческое тело, положенное на музыку Филипа Гласса, человеческое движение, живущее в пространстве, и само пространство, которое участвует в танце наравне с артистами: в одном из двух балетов персонажи видеоинсталляции создают общие мизансцены с живыми людьми, в другом – три дуэта, три двойных судьбы расцветают в трех пустых комнатах с бумажными обоями, которые сменяют друг друга, вращаясь на поворотном круге.

Нидерландский театр танца
Нидерландский театр танца

Фото: Предоставлено организаторами

Во-вторых, приедет Охад Наарин. Имя этого израильского хореографа ставят рядом с Форсайтом и Эком – самыми крупными именами в хореографии нашего времени. Он – как раз не имеет отношения к академическому балету – тип танца, созданный им самим, он назвал «гага», и это свободное движение, идущее из самых глубин человеческого существа. По драйву, по мощи, по проникновению в суть эмоций Наарину, пожалуй, вообще нет равных. Его ансамбль «Батшева», названный так по имени баронессы-меценатки, в Петербург уже приезжал. На этот раз он покажет спектакль «Вирус Наарина». Действительно, вирус: Наарин захватывает, распространяется, противостоять ему невозможно; его танцовщики вытворяют что-то невероятное, а работает он там, где танец смыкается с психологическими практиками. Смотрите 15 апреля на большой сцене Александринского театра, начало в 19.00.

«Вирус Наарина»
«Вирус Наарина»

Фото: предоставлено организаторами

Покажут нам и «Бурю» Кшиштофа Пастора, хореографа Национального балета Нидерландов, а также национальных балетов Польши и Литвы. Выбрав «Бурю», эту самую таинственную из шекспировских пьес, он создал спекталь-полотно, полный безостановочного, летучего танца и неожиданных пластических перипетий. Тут есть своя интрига: отношения героев поданы совсем не так, как мы привыкли, и коллизия оказывается совсем иной. Так что здесь не только танцевальная версия «Бури», но и ее оригинальное режиссерское прочтение. Смотрите 19 апреля на большой сцене Александринского театра, начало в 19.00.


"Буря"

Фото: предоставлено организаторами

Остальная часть фестиваля – отечественная, и здесь Петербург тоже ждут открытия.
Не секрет, что в последние годы балетная карта страны уже не та, что раньше. Центры ее сместились, и самые живые события подчас происходят не в Москве или Петербурге, но в Екатеринбурге и Перми. Не случайно все столичные балетные критики мчатся теперь на Урал на каждую местную премьеру. В Перми дирижирует Теодор Курентзис, большой музыкант и яркий театральный деятель, а ставит талантливый Алексей Мирошниченко; в Екатеринбурге энергично формирует свой театр не менее талантливый Вячеслав Самодуров – самый, быть может, интересный из работающих сейчас в России. И Dance Open правильно делает, вводя петербургского зрителя в этот контекст. 

«Золушка»
«Золушка»

Фото: предоставлено организаторами

Пермская «Золушка» увлекает двумя вещами: тем, как Курентзис интерпретирует гениальную музыку Прокофьева, и тем, как какое нетривиальное либретто для нее предложено. Понятно ведь, что эта мощная музыка никак не вмещается в старую добрую сказку, и все эти чепцы-передники-метлы-тыквы-кареты трещат рядом с ней по швам; понятно же, что эта музыка говорит – нет, кричит! – о многогранной драме человеческой жизни, о масштабной и трагичной «человеческой комедии», назовем это словами Бальзака. Понятно и то, что эта музыка писалась Прокофьевым в сталинской Москве (а еще – в эвакуации), и хочешь – не хочешь, а грозное время дышит в его партитуре. Вот эти-то смыслы и вытаскивают из «Золушки» Курентзис – автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер, и Мирошниченко, автор либретто и хореограф. «Основано на реальных событиях» – интригует афиша: речь в спектакле о том, как в «махровые» советские годы в Главном Театре Страны ставят балет, и вся закулисная жизнь, и вся советская жизнь показана там упоительно остро и до боли узнаваемо. Настоящего хэппи-энда тут нет – как и в музыке. А мотивы сказки остроумно влиты в контекст реальной человеческой судьбы. Как все это сделано – не скажу, пусть будет сюрприз, скажу только, что спектакль «сел» на музыку Прокофьева как влитой, раскрыв в ней то, что обычно затерто. Смотрите 17 апреля на большой сцене Александринского театра, начало в 19.00.

«Снежная королева»
«Снежная королева»

Фото: предоставлено организаторами

Зато «Снежная королева» которую покажет Екатеринбургский театр, сделана именно как сказка. Однако не только для детей: Самодуров поставил Андерсена как балет странствий, которые в результате оказываются странствиями внутренними. Так что за детской непринужденностью постановки скрыты вполне взрослые идеи. А за беспечным гротеском танцев – весьма изощренная форма, вобравшая в себя множество мотивов мирового балета, да и вообще мировой культуры. Музыка тоже непростая: она специально была заказана театром композитору Артему Васильеву, который известен широкому кругу зрителей по работам в кино ("Экипаж", "Воин", "Конец прекрасной эпохи"), а узкому кругу специалистов – по опытам в области электроакустической музыки. Балеты он тоже писал – но прежде только для Лондона. Спектакль полон иронии (одна только «икеевская» Скандинавия чего стоит!) и энергии, которая волной нарастает к финалу, он динамичен и совсем не сентиментален. Если честно, по стилистике это и не совсем балет: это отличный мюзикл, только чисто танцевальный. Смотрите 13 апреля на большой сцене Александринского театра, начало в 19.00.

И, конечно, какой же Dance Open без гала-концерта! Он будет дан 24 апреля в день закрытия фестиваля, в 19.00 на большой сцене все той же Александринки.

Инна Скляревская, специально для "Фонтанки.ру"

Нейросеть Пелевин. Рецензия на новую книгу «Круть»

Как известно, Борхес полагал, что вся литература строится на четырех базовых сюжетах: осада города, возвращение домой, поиск, самоубийство бога. Возможно, если бы знаменитый аргентинец ознакомился с последними произведениями Виктора Олеговича Пелевина, он добавил бы к этому списку «спасение мира» или что-нибудь в этом роде. Во всяком случае, пелевинские персонажи этим занимаются как минимум второй год подряд.

Статьи

>