Как звучит игил

05 марта 2017, 18:25
Версия для печати Версия для печати

Скажем сразу, что игил – это, в данном случае, народный музыкальный инструмент. Как на нем играть, и как он звучит, на следующий день после своего петербургского концерта в студии интернет-канала [Фонтанка. Офис] показали и рассказали музыканты группы «Ят-ха» мастер горлового пения Альберт Кувезин и Шолбан Монгуш. Заодно поговорили о том, чего не хватает русской рок-музыке, возможно ли совмещать творчество и политику, и как гадают тувинские шаманы.

 

Справка [Фонтанки. Офис]: Музыкальные критики называют лидера группы "Ят-Ха" Альберта Кувезина обладателем уникального голоса и непревзойденным мастером горлового пения. По выражению Артемия Троицкого, "на Земле есть только два уникальных голоса и они принадлежат Паворотти и Кувезину". Помимо музыки Альберт Кувезин занимается и общественной деятельностью. В частности он является депутатом Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва.
Среди премий и наград группы "Ят-Ха" – специальный приз Брайана Ино на международном конкурсе «Голос Азии»; гран-при Жюри международного конкурса «Поп и рок музыка Востока», проводимого Radio France international, – за диск Yenisei-Punk; первое место на Международном фестивале МИДЕМ (г. Канны, Франция) за документальный фильм о группе "Ят-Ха" «Дынгылдай» и одноименный видеоклип в категории малобюджетных видеоклипов на этом же фестивале (режиссер Герд Конрад, Германия); премия музыкальных критиков Германии за оригинальность и самобытность (диск Dalai Beldiri).

- Что такое горловое пение – вокальный прием или направление?

Альберт Кувезин: – Горловое пение называется так, потому что выходит из горла. Это такой простонародный термин, который появился с подачи некоторых музыковедов и этнографов. Можно сказать более точно: гортанное пение, обертоновое пение. Мы же называем его одним словом – хумей. Он разделяется на разные стили со своими названиями. С точки зрения вокала хумей – это техника исполнения. С точки зрения эзотерики – это шаманизм.

- То есть, если исполнить классическое произведение с помощью этой техники, оно обретет новый смысл?

- Для кого-то, может быть, новый смысл и появится. Если бы Верди встретился вживую с таким пением, наверняка он некоторые арии переписал бы для басов.

- Насколько активно в мире интересуются горловым пением?

- Есть довольно много примеров такого интереса. Еще 30 лет назад Голландская современная опера приглашала наших певцов на постановку, а совсем недавно композитор из Екатеринбурга написал произведение, где активно используется горловое пение. Это была целая симфоническая оратория, где есть и традиционный хор, и симфонический оркестр, и тувинский ансамбль «Хуун-Хуур-Ту». Получился интересный эксперимент.

 

- Инструмент игил – близкий родственник моринхура. Как на нем играть?

- Звуки и техника исполнения на игиле отличаются от работы с другими смычковыми и струнными инструментами. Например, играя на виолончели, нужно давить струну сверху, прижимая к ладу. На моринхуре, в основном, сбоку играют. На игиле можно использовать все способы. Тогда появляются различные звуки и множество обертонов. Каждая струна игила состоит из многих жилок и именно это дает характерный звук. У народов Центральной Азии этот инструмент существует тысячи лет.

- Нам приходят вопросы от читателей «Фонтанки» и зрителей интернет-канала [Фонтанка.Офис]: как вы относитесь к попыткам аналитиков предсказывать отставки губернаторов шаманскими способами, анализировать выживаемость глав регионов?

- Да, в Туве есть шаманы, которые занимаются гаданием, предсказанием. Существует, например, интересный способ гадания на камешках. Подбираются маленькие речные камни разного цвета, выбрасываются определенным образом, и по тому, как они выпадут, можно предсказать будущее отдельного человека, хотя некоторые берутся таким образом и судьбу всего общества предсказывать. Еще есть известный способ гадания на бараньей лопатке. Способы бывают разные, ну а мы можем только сочинить и спеть про это песню. Если наша песня повлияет на отставку какого-то губернатора, мы не виноваты. Мы стараемся просто жить в гармонии с миром, природой, и выражаем это через музыку.

- Ваш личный опыт вхождения во власть повлиял на вашу музыку?

- Нет, не повлиял. Я продолжаю заниматься музыкой. Это мое основное занятие. Я не являюсь политиком, я бы себя назвал общественным деятелем. Я – депутат тувинского парламента, но являюсь его членом, скажем так, не на профессиональной основе. В некоторых регионах депутаты ходят в парламент, как на работу, получают большую зарплату. В Туве все проще. У нас есть несколько комитетов, их возглавляет председатель, он ходит на работу, как министр. Остальных периодически собирают на собрания. Депутаты должны сами себя кормить. Меня вот только музыка кормит.

- А что от вас зависит, как от депутата?

- Ничего. Реально можно решить лишь очень незначительные вопросы, не глобальные. Я даже пробовал несколько раз против каких-то решений голосовать, но это не проходит. Я думаю, что могу принести больше пользы Туве, занимаясь своим творчеством, помогая молодым музыкантам, а не выступая с трибуны.

- Вы начинали свой творческий путь в конце 80-х – начале 90-х, когда была актуальна социально насыщенная музыка. На ваш взгляд, нужна ли социальная составляющая современному русскому року?

- Социальное насыщение должно быть, но, я думаю, не в виде критики общественных явлений. Ведь, критиковать проще, а вот позитивной энергии в роке не хватает.

- Часто ли вы выступаете сольно?

- Бывают месяцы, когда мы не поем вместе. У каждого из нас есть свои творческие проекты. Иногда мы даже не видимся по полгода. Даже порепетировать не удается. Может быть, в этом и нет большого смысла – репетировать музыкантам в возрасте. Война – дело молодых, как пел классик, и репетиции – тоже дело молодых, неопытных. Мы редко играем такие unplugged-концерты (акустические концерты – прим. ред.), может быть раз или два за год на фестивалях.

[Фонтанка. Офис]

Символ власти от Возрождения до Хусейна. Эрмитаж отреставрировал и показывает «Вавилонскую башню»

В Аполлоновом зале Зимнего дворца до 2 июня можно посмотреть небольшую, но интересную выставку «… и сделаем себе имя...». Она знакомит с итогами реставрации картины «Вавилонская башня», привезенной после Великой Отечественной войны из Германии, а также с экспонатами, раскрывающими канонический сюжет с разных сторон. Помимо самой работы, доселе неизвестной широкой публике и изображающей башню не такой, как обычно, посетители музея узнают, где Вавилонская башня стояла в реальности, как выглядела на самом деле, и почему в XVI-XVII веках в Европе на нее распространилась такая мода, что башню можно было увидеть в каждом богатом доме.

Статьи

>