Пройденный тест: первый концерт на «Санкт-Петербург Арене»
Вчера на многострадальном и многоскандальном стадионе «Санкт-Петербург Арена» случилось второе тестовое открытие. На этот раз было громко и празднично – музыкальный фестиваль «Радио Зенит», организованный компанией NCA собрал отечественных музыкальных звёзд. Были: «Секрет», «Чайф», «Би-2» и «Танцы Минус», Баста и «25/17» и молодые, но крайне перспективные The Hatters. И, несмотря на изначально пессимистический настрой автора материала, все получилось вполне себе приемлемо, а в некоторых пунктах даже и просто хорошо.
Об охранниках, туалетах и «группах разбора», Албине и Мутко
Сразу нужно оговориться, что рассчитывать на регулярные концерты здесь в будущем не стоит. И фестиваль «Радио Зенит» можно рассматривать скорее как испытание функциональных возможностей новой площадки. Напомним, что первое тестовой открытие стадиона было 11 февраля – рассчитывали на 10 000 человек, но сразу после начала электронной регистрации на сайте он перестал открываться, видимо, запросов было куда больше. На этот раз организаторы поставили планку в 30 000, и проблем с заполняемостью, разумеется, не возникло: звездный состав исполнителей, интерес к новой площадке, ценовая доступность билетов, день накануне больших выходных.
Ждать открытия петербуржцам пришлось десять лет, арена «долгостроилась» с 2007 года и по официальным данным её стоимость превышает 42 млрд. рублей, а по оценкам независимой компании Transparency International, так и вовсе перевалила за 50,7 млрд. рублей. О финансовой стороне вопроса Фонтанка много писала, так что не будем на нем задерживаться на бэкграунде, а перейдем сразу к настоящему.
Перед входом в объект, напоминающий громадную летающую тарелку из фантастического фильма (архитектурный проект японца Куракавы так и назывался – «Космический корабль»), по громкой трансляции объявляли, чтобы в случае возникновения вопросов гости не волновались, а обращались в специально для этого созданные группы разбора. Да, вот прямо так – «группы разбора».
На пресс-брифинге, директор ГЦРР (соорганизатора концерта) Григорий Путинцев бегло поведал, что наращивание числа посетителей плановое, что по сравнению с прошлым разом, учтя все ошибки, увеличил рекламу, количество мест питания и волонтеров. И в связи с объявлением повышенного уровня террористической опасности усилили охрану (хотя позже выяснилось, что файер можно пронести легко). В заключение своего короткого спича Григорий Юрьевич поблагодарил команду вице-губернатора Албина и высказал надежду, что собственником стадиона станет «Зенит». А президент компании NCA Михаил Шурыгин сообщил, что мероприятие готовилось в крайне сжатые сроки и по звуковым и световым параметрам при организации фестиваля они ориентировались на западные стандарты.
Внутри этой стадионной махины корреспондента «Фонтанки» посетили ощущения, которые испытал бы человек, получивший просмотровый ордер на квартиру в новостройке и приехавший осматривать новое жилье – только комнат и помещений там оказалось бессчётное количество. Не то чтобы недоделки как-то бросались в глаза, хотя в течение вечера и ручки от дверей отламывались, и сами двери срывались с петель, и стекла кое-где вылетали, а на одном из уровней случилась протечка. Поразило количество персонала, одетого в униформы всевозможных цветов: только охранных контор автор этих строк насчитал три. В фойе не слишком бойко шла торговля сувенирной продукцией с хэштэгом #ябылнастарте, ставшим девизом вечера. Была некоторая путаница с навигацией: например туалеты на втором уровне большей частью были одноместные и для инвалидов – к ним выстраивалась очередь, хотя, спустившись на уровень ниже, можно было обнаружить огромные пустующие туалетные, не побоюсь этого слова, пространства.
Публика собралась разношерстная – от гастарбайтеров, задержавшихся на рабочем месте, до гламурных дам и чиновников госаппарата, которых легко можно было узнать по лоску и гипертрофированному, бросающемуся в глаза чувству собственной значимости. Много было студентов, семейных пар с детьми и инвалидов-колясочников. Объединяло всех одно – праздничное выражение лиц. Ну вот правда: все радовались, будто на каком-то большой советском празднике. И, разумеется, по количеству селфи, которые сделала публика – стадион оказался в этот вечер в лидерах.
В какой-то момент, прогуливаясь по нескончаемым помещениям стадиона, автор этих строк неожиданно обнаружил в пресс-центре Виталия Мутко и Игоря Албина в окружении микрофонов и диктофонов различных СМИ. Мем «лет ми спик фром май харт» у Виталия Леоньевича вошел, видимо, в привычку – говорил он куда как душевно. «Дальше у собственников стадиона будут два пути – или присваивать свое имя, или, как сейчас модно – продавать название спонсору», – сказал Мутко, а также посетовал, что доводить и подстраивать стадион придется еще несколько лет, пообещал, еще как минимум три тестовых мероприятия, понадеялся, что 17 мая арену целиком передадут владельцу и высказал пожелание, чтобы сборная России сыграла здесь хотя бы один из ключевых матчей.
- Есть ли чувство удовлетворенности, Игорь Николаевич? – спросил я у вице-губернатора. – Или рано еще для него?
- Будет, когда летом здесь пройдет Кубок Конфедерации, – ответил Албин. – Не судите нас строго. Мы стараемся не подвести город и страну!
Теперь немного о цифрах. «Санкт-Петербург Арена» это: 20 уровней, 75 метров высоты (без пилонов), выдвижной пол весом 8,400 тонн (это чуть больше чем космический корабль «Союз»), площадь крыши в 71,000 кв. метр (три Красных площади), 32 тонны металлоконструкций (4 Эйфелевых башни), 104 вип-ложи, 2,400 туалетов и – в ближайшем будущем – парковка на 4,800 автомобилей. И вместимость – 68 000 зрителей на футбольных, и 80,000 — на театрально-концертных мероприятиях. Согласитесь – впечатляет. Остальные впечатляющие цифры ищите в справочном посттекстовом блоке.
О концерте
Началось практически без опоздания. Бодрым интро «Песни для души» праздник открыли The Hatters, выглядевшие для начинающих молодых артистов слишком уверенно. Публика возликовала. Лидер группы Юрий Музыченко не преминул похвастать, что теперь группа «Шляпники» войдет в Википедию как первый коллектив, сыгравший на этом стадионе. На видеоряде в песне «Слово пацана» гоняли полицейские «Уазики», оставляя за собой след, расцветкой напоминавший радужный флаг. Ну и без хита Russian Style, естественно, не обошлось. Вели фестиваль Александр Малич и Людмила Ширяева, гиперактивные и явно в ударе. Через час танцпол при виде сверху уже напоминал настоящий муравейник. На выступлении группы «Танцы минус» на боковых секторах звук, было, смешался в невнятную звуковую кашу, но это скоро прошло. Хотя качество звука в течение концерта ровным назвать было трудно, в целом для первого раза и при понимании сложностей акустических свойств арены (накануне на саундчеке музыканты жаловались на сильное эхо) все было, повторюсь, вполне приемлемо.
Фото: Читательница "Фонтанки" Яна
Паузы между выступлениями музыкантов заполняли женское барабанное шоу, группа художественных скакалочниц и шоу киборгов в лайт-варианте. Был «Чайф» с дежурным набором своих хитов и, когда Шахрин объявил, что среди тысячи песен о спортивных победах есть единственная в мире о поражении – «Аргентина-Ямайка» зал немедленно подключился и стал подпевать. Выступления Басты и группы «25/17» смотрелись очень достойно. Да и ведущие не сдавали темпа – ближе к вечеру Ширяева облачилась в серебристое вечернее платье, а Малич в элегантный синий пиджак («оскаровский» стандарт с переменами нарядов ведущими всё больше входит у нас в обиход).
«Вынужден констатировать, что оптимального звука сегодня получить не удалось, – рассказал мне в частной беседе глава NCA Михаил Шурыгин. – Но это было ожидаемо. Например, в Ледовом Дворце, где я начинал почти 20 лет назад, – там первые года три люди на звук жаловались. Здесь объективно получилось так – центральные трибуны и места, на которых мы ожидали хорошую акустику, оказались не самыми удачными, а в районе танцпола звук оказался вообще оптимальный. Насколько мне известно, «Зенит» на стартовом этапе проводил звуковые тесты, и уже тогда было понятно, что площадка непростая из-за её спортивной направленности. И сегодня была сложная конфигурация с закрытой крышей и множеством отражающих звук поверхностей. Летом, когда крышу можно будет открывать, звук значительно улучшится. Сейчас основная задача арены – достойно провести Кубок Конфедераций 2017 и Чемпионат мира по футболу. И, надеюсь, что здесь будет играть «Зенит». Хотя для главных массовых городских мероприятий новый стадион подходит на сто процентов. И, что греха таить – мы смотрим на эту арену с надеждой проведения на ней в недалеком будущем мировых звезд».
Фото: Ксения Потеева
Кульминацией фестиваля стало выступление безупречного бит-квартета «Секрет», первой песней которых зазвучала «Домой», что некоторые зрители поняли совсем уж буквально и потихоньку потянулись к выходу. Закончили они старинной композицией «Зенит-чемпион!», которую, по словам музыкантов, они написали в этой тематике первыми. Возвращаясь по аллее Приморского парка к метро, я встретил мужчину, несущегося обратно к стадиону и кричащего в телефон: «К Ленину подходи!». Я вздрогнул и обернулся. Перед стадионом стоял памятник Сергею Мироновичу Кирову.
Справка «Фонтанки»
Стадион на Крестовском острове, также известный как «Зенит Арена», единственное в России спортивное сооружение, оснащенное раздвижной крышей и выкатным полем, благодаря которым оно может трансформироваться в площадку для самых разных событий. Комплекс инженерных решений, использованных на объекте, делает его не только одним из самых высокотехнологичных в мире, но одним из самых безопасных и удобных для посетителей.
Ключевые факты и цифры
• 68 000 зрителей — вместимость стадиона на футбольных, 80 000 — на театрально-концертных мероприятиях
• 24 000 человек расположится на нижнем ярусе трибун, 44 000 человек — на верхнем
• 287 680 кв. м — общая площадь арены
• 26 000 кв. м — площадь коммерческих помещений
• 230 парковочных внутри и 2 732 на территории рядом со стадионом
• 24000 и 44000 по ярусам исправил подсчет же с временными.
Интересные факты и цифры
Самый высокий стадион в России
Высота без пилонов — 79 метров, что позволяет сохранить высокую вместительность и великолепную видимость поля со всех мест.
Специалисты со всего мира
На пике строительства в нем было задействовано до 4500 человек: это специалисты со всего мира — России, Белоруссии, Украины, Казахстана, Узбекистана, Молдовы, Австрии, Швейцарии, Германии, Англии, Сербии.
Места для всех
14270 мест будет предназначено для активных болельщиков, 560 — для маломобильных посетителей и 104 скайбокса для тех, кто хочет провести время на арене с особым комфортом.
Инфраструктура
На стадионе будет расположено 8 кафе и 8 ресторанов на 5 тыс. мест, а также 1109 женских и 1311 мужских туалетов, в том числе, 46 для маломобильных посетителей и 85 для персонала.
32 тыс. тонн металлоконструкций
Вес металлоконструкций стадиона — 32 тыс. тонн, что сравнимо с 4 Эйфелевыми башнями.
Много мест
34 тыс. метров займут кресла стадиона, если их выстроить в одну линию, это более 300 футбольных полей.
Огромная раздвижная крыша
Площадь крыши стадиона — 71000 кв. м, что приблизительно равно 3 Красным площадям.
Выкатное поле
Выкатное поле весом около 7000 тонн, включающее газон, систему подогрева и обдува, двигатели и металлический каркас, будет перемещаться за пределы чаши и наоборот всего за 4 часа.
Больше, чем Wembley
При строительстве стадиона было использовано 486 тыс. куб. м бетона — в 5,5 раз больше, чем для возведения Wembley.
IT-инфраструктура
Площадь стадиона будет покрыта сетью беспроводного доступа в интернет (wi-fi): емкость проектируемой сети – 436 точек доступа.
Платежно-пропускная система
На стадионе работает единый программно-аппаратный комплекс для полноценной автоматизированной работы с посетителями арены.
Безопасность стадиона
Видеонаблюдение
На объекте будет смонтирована система видеонаблюдения, которая позволит проследить за любым из зрителей от входных кордонов безопасности до места на трибуне. Система идентифицирует билет, внешность и «послужной» список болельщика. В подтрибунном пространстве стадиона будет установлено в общей сложности более 600 видеокамер.
Охранная сигнализация
Для защиты от несанкционированного проникновения на стадион посторонних лиц стадион будет оснащен системой охранной сигнализации. Проектом предусмотрено около 3,5 тыс магнитоконтактных извещателей, устанавливаемых на двери и окна, около 200 извещателей битого стекла и более 1 тыс. оптикоэлектронных извещателей, контролирующих объем помещений.
Кирилл Рейн, «Фонтанка.ру»
Самое важное на ярмарке Non/fictio№ 26: Иванов, Рубина, Сальников
Новости
- 05 декабря 2024 - Премию «Большая книга» получил Алексей Варламов за роман «Одсун»
- 04 декабря 2024 - Трудовой договор Владимира Высоцкого станет топ-лотом аукциона
- 03 декабря 2024 - Балерина Мариинского театра станцевала на льду озера в Хибинах
- 02 декабря 2024 - Глава Эрмитажа Михаил Пиотровский пояснил, что имел в виду, говоря о готовящейся «смене караула»
- 02 декабря 2024 - Премия «Онегин» на сцене Мариинского театра назвала лучшие оперные постановки и солистов России
Статьи
-
03 декабря 2024, 17:37На выставке «Репин. Детали» живопись, прикладное искусство и мемориальные вещи складываются в по-домашнему тёплый рассказ о мастере. Проект поддерживает тренд на «предметность» экспозиций (вспомним фламандский натюрморт и новую выставку Рериха в Эрмитаже) и продолжает давнюю традицию — ещё Василий Верещагин славился режиссурой своих выставок, где дополнял живопись прикладным искусством и музыкой.
-
30 ноября 2024, 15:53
-
29 ноября 2024, 08:30