Нобелиат Орхан Памук в Петербурге: "Политическое давление сильно. Я не хочу молчать"

Нобелевский лауреат по литературе Орхан Памук 21 февраля примет мантию почётного доктора СПбГУ, а 20 февраля он прочитал в университете открытую лекцию о Достоевском и турецкой литературе. «В современном мире писатель, как бы он не хотел, не может оставаться в стороне от политики», – заявил нобелиат, не исключив, что в будущем сможет преподавать в Петербурге. «Фонтанка» записала ещё 7 цитат Памука о России, Турции, противоречиях Востока и Запада, литературе.
«Сегодня, говоря о Достоевском, я чувствую, что говорю и о себе… Я хорошо помню, как впервые читал «Братьев Карамазовых». Мне тогда было 18 лет, я сидел в комнате с окнами, выходившими на Восток… День, когда я впервые прочитал Достоевского, стал для меня днём прощания с наивностью».
«Герои Достоевского жили в 1870-е годы, а я, читая их в 1970-е, видел всё то же самое, что было в романах Достоевского. Мои друзья, участвовавшие в многочисленных революционных ячейках, вели себя и выглядели, как герои классика... Когда я читал «Бесы», мне казалось, что они написаны турецким писателем и о турках… Преступление, похожее на убийство Ивана Шатова, было совершено в Турции в Роберт-колледже – теперь это Босфорский университет. Мои одноклассники, входившие в революционную ячейку, забили насмерть своего товарища, труп положили в чемодан и попытались переправить его в лодке на другой берег Босфора. За чем и были пойманы».
«Противоречие творчества Достоевского влияло на меня всю мою жизнь. Что это за противоречие? Понимание того, что Россия могла бы ориентироваться на западные идеи, а с другой стороны – неприятие материалистов-западников. Противоречие Достоевского – неспособность выбора между Востоком и Западом. Именно это всю жизнь не даёт мне покоя. Можно также сказать, это смесь ненависти и любви к Западу. В молодости Достоевский восторгался Западом, в моём возрасте он возненавидел его».
«В наше время молчать о политике невозможно – закрываются газеты, политическое давление сильно. Я не хочу молчать. И проблема не в том, что кто-то исламизируется, а кто-то нет. Проблема – в несвободе».
«Сейчас у мня в голове порядка 10 сюжетов для будущих романов. Я постоянно о них думаю, записываю детали в тетрадку. Мне требуются годы для осмысления всех подробностей».
«Большинство писателей пишут с натуры современную жизнь, но я не таков. Сначала я решаю, на какую тему хочу написать роман, затем ищу в реальной жизни людей, которые могли бы жить в этом сюжете. Когда я писал роман «Снег», я поехал в город Карс, чтобы проникнуться местной атмосферой, понять жизнь своих героев».
«Писательство предлагает серьёзное противоречие. Если ты много читаешь, ты оторван от жизни. А если ты слишком погружён в жизнь, тебе сложно писать. Я стараюсь сочетать две стороны жизни. Я не хочу запирать себя среди книг, как Борхес, и слишком глубоко погружаться в жизнь, как Хемингуэй. Талант писателя связан с умением найти равновесие… Я веду академический образ жизни, но стараюсь постоянно работать над тем, чтобы сохранить в себе ребёнка, который наивным и незамутнённым взглядом смотрит на мир».
Справка:
Орхан Памук – турецкий писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 2006 года. Самые известные его романы – «Джевдет-бей и его сыновья», «Снег», «Новая жизнь», «Музей невинности» – посвящены противоречиям в жизни современной Турции. Многие из этих проблем свойственны и современной России. Герои Памука выбирают между религией и атеизмом, национальными и европейскими ценностями. В 2005-2006 году писатель подвергался политическим преследованиям, в 2007 году покинул Турцию, с тех пор живёт в Америке, преподаёт в Колумбинском университете.
В Петербург Памук приехал, чтобы принять мантию почётного доктора СПбГУ и прочитать публичные лекции о литературе. Во вторник, 21 февраля, нобелевский лауреат выступит в «Буквоеде» на Невском, где представит новый роман «Рыжеволосая женщина».
Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

«Здесь, к счастью, не Третьяковская галерея». Выставка Куинджи в Русском музее идёт против тренда, и получается красиво
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
- 12 сентября 2025 - Путин обсудил с Любимовой квотирование иностранного кино
Статьи
-
12 сентября 2025, 14:26Здание кинотеатра «Прибой» — вернее, его реинкарнация после разрушения и долгого кропотливого строительства, — наконец, открылось в качестве долгожданного Центра современного искусства имени Сергея Курехина. И хотя это абсолютно новое строение, только по общим чертам планировки которого можно угадать его былые контуры, оно вызывает ностальгические воспоминания о многих часах, проведенных на SKIFах, — бесшабашных, драматичных и доходящих до предела эмоций нойзовых музыкальных выступлениях, показах разных причудливых мод и многом другом.
-
10 сентября 2025, 18:47
-
08 сентября 2025, 12:35
-
07 сентября 2025, 13:50