Нобелиат Орхан Памук в Петербурге: "Политическое давление сильно. Я не хочу молчать"

21 февраля 2017, 12:40
Версия для печати Версия для печати

Нобелевский лауреат по литературе Орхан Памук 21 февраля примет мантию почётного доктора СПбГУ, а 20 февраля он прочитал в университете открытую лекцию о Достоевском и турецкой литературе. «В современном мире писатель, как бы он не хотел, не может оставаться в стороне от политики», – заявил нобелиат, не исключив, что в будущем сможет преподавать в Петербурге. «Фонтанка» записала ещё 7 цитат Памука о России, Турции, противоречиях Востока и Запада, литературе.

«Сегодня, говоря о Достоевском, я чувствую, что говорю и о себе… Я хорошо помню, как впервые читал «Братьев Карамазовых». Мне тогда было 18 лет, я сидел в комнате с окнами, выходившими на Восток… День, когда я впервые прочитал Достоевского, стал для меня днём прощания с наивностью».

«Герои Достоевского жили в 1870-е годы, а я, читая их в 1970-е, видел всё то же самое, что было в романах Достоевского. Мои друзья, участвовавшие в многочисленных революционных ячейках, вели себя и выглядели, как герои классика... Когда я читал «Бесы», мне казалось, что они написаны турецким писателем и о турках… Преступление, похожее на убийство Ивана Шатова, было совершено в Турции в Роберт-колледже – теперь это Босфорский университет. Мои одноклассники, входившие в революционную ячейку, забили насмерть своего товарища, труп положили в чемодан и попытались переправить его в лодке на другой берег Босфора. За чем и были пойманы».

«Противоречие творчества Достоевского влияло на меня всю мою жизнь. Что это за противоречие? Понимание того, что Россия могла бы ориентироваться на западные идеи, а с другой стороны – неприятие материалистов-западников. Противоречие Достоевского – неспособность выбора между Востоком и Западом. Именно это всю жизнь не даёт мне покоя. Можно также сказать, это смесь ненависти и любви к Западу. В молодости Достоевский восторгался Западом, в моём возрасте он возненавидел его».

«В наше время молчать о политике невозможно – закрываются газеты, политическое давление сильно. Я не хочу молчать. И проблема не в том, что кто-то исламизируется, а кто-то нет. Проблема – в несвободе».

«Сейчас у мня в голове порядка 10 сюжетов для будущих романов. Я постоянно о них думаю, записываю детали в тетрадку. Мне требуются годы для осмысления всех подробностей».

«Большинство писателей пишут с натуры современную жизнь, но я не таков. Сначала я решаю, на какую тему хочу написать роман, затем ищу в реальной жизни людей, которые могли бы жить в этом сюжете. Когда я писал роман «Снег», я поехал в город Карс, чтобы проникнуться местной атмосферой, понять жизнь своих героев».

«Писательство предлагает серьёзное противоречие. Если ты много читаешь, ты оторван от жизни. А если ты слишком погружён в жизнь, тебе сложно писать. Я стараюсь сочетать две стороны жизни. Я не хочу запирать себя среди книг, как Борхес, и слишком глубоко погружаться в жизнь, как Хемингуэй. Талант писателя связан с умением найти равновесие… Я веду академический образ жизни, но стараюсь постоянно работать над тем, чтобы сохранить в себе ребёнка, который наивным и незамутнённым взглядом смотрит на мир».

Справка:

Орхан Памук – турецкий писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 2006 года. Самые известные его романы – «Джевдет-бей и его сыновья», «Снег», «Новая жизнь», «Музей невинности» – посвящены противоречиям в жизни современной Турции. Многие из этих проблем свойственны и современной России. Герои Памука выбирают между религией и атеизмом, национальными и европейскими ценностями. В 2005-2006 году писатель подвергался политическим преследованиям, в 2007 году покинул Турцию, с тех пор живёт в Америке, преподаёт в Колумбинском университете.

В Петербург Памук приехал, чтобы принять мантию почётного доктора СПбГУ и прочитать публичные лекции о литературе. Во вторник, 21 февраля, нобелевский лауреат выступит в «Буквоеде» на Невском, где представит новый роман «Рыжеволосая женщина».

Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

Куда пойти 13–15 декабря: большая ярмарка, «Щелкунчик» на льду, «Евгений Онегин» и «Разговоры» в стихах

В середине декабря отправляемся смотреть первые новогодние представления, не пропускаем премьерные показы «Евгения Онегина» от Руслана Кудашова в БТК и слушаем Хиблу Герзмаву.

Статьи

>