Нобелиат Орхан Памук в Петербурге: "Политическое давление сильно. Я не хочу молчать"

Нобелевский лауреат по литературе Орхан Памук 21 февраля примет мантию почётного доктора СПбГУ, а 20 февраля он прочитал в университете открытую лекцию о Достоевском и турецкой литературе. «В современном мире писатель, как бы он не хотел, не может оставаться в стороне от политики», – заявил нобелиат, не исключив, что в будущем сможет преподавать в Петербурге. «Фонтанка» записала ещё 7 цитат Памука о России, Турции, противоречиях Востока и Запада, литературе.
«Сегодня, говоря о Достоевском, я чувствую, что говорю и о себе… Я хорошо помню, как впервые читал «Братьев Карамазовых». Мне тогда было 18 лет, я сидел в комнате с окнами, выходившими на Восток… День, когда я впервые прочитал Достоевского, стал для меня днём прощания с наивностью».
«Герои Достоевского жили в 1870-е годы, а я, читая их в 1970-е, видел всё то же самое, что было в романах Достоевского. Мои друзья, участвовавшие в многочисленных революционных ячейках, вели себя и выглядели, как герои классика... Когда я читал «Бесы», мне казалось, что они написаны турецким писателем и о турках… Преступление, похожее на убийство Ивана Шатова, было совершено в Турции в Роберт-колледже – теперь это Босфорский университет. Мои одноклассники, входившие в революционную ячейку, забили насмерть своего товарища, труп положили в чемодан и попытались переправить его в лодке на другой берег Босфора. За чем и были пойманы».
«Противоречие творчества Достоевского влияло на меня всю мою жизнь. Что это за противоречие? Понимание того, что Россия могла бы ориентироваться на западные идеи, а с другой стороны – неприятие материалистов-западников. Противоречие Достоевского – неспособность выбора между Востоком и Западом. Именно это всю жизнь не даёт мне покоя. Можно также сказать, это смесь ненависти и любви к Западу. В молодости Достоевский восторгался Западом, в моём возрасте он возненавидел его».
«В наше время молчать о политике невозможно – закрываются газеты, политическое давление сильно. Я не хочу молчать. И проблема не в том, что кто-то исламизируется, а кто-то нет. Проблема – в несвободе».
«Сейчас у мня в голове порядка 10 сюжетов для будущих романов. Я постоянно о них думаю, записываю детали в тетрадку. Мне требуются годы для осмысления всех подробностей».
«Большинство писателей пишут с натуры современную жизнь, но я не таков. Сначала я решаю, на какую тему хочу написать роман, затем ищу в реальной жизни людей, которые могли бы жить в этом сюжете. Когда я писал роман «Снег», я поехал в город Карс, чтобы проникнуться местной атмосферой, понять жизнь своих героев».
«Писательство предлагает серьёзное противоречие. Если ты много читаешь, ты оторван от жизни. А если ты слишком погружён в жизнь, тебе сложно писать. Я стараюсь сочетать две стороны жизни. Я не хочу запирать себя среди книг, как Борхес, и слишком глубоко погружаться в жизнь, как Хемингуэй. Талант писателя связан с умением найти равновесие… Я веду академический образ жизни, но стараюсь постоянно работать над тем, чтобы сохранить в себе ребёнка, который наивным и незамутнённым взглядом смотрит на мир».
Справка:
Орхан Памук – турецкий писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 2006 года. Самые известные его романы – «Джевдет-бей и его сыновья», «Снег», «Новая жизнь», «Музей невинности» – посвящены противоречиям в жизни современной Турции. Многие из этих проблем свойственны и современной России. Герои Памука выбирают между религией и атеизмом, национальными и европейскими ценностями. В 2005-2006 году писатель подвергался политическим преследованиям, в 2007 году покинул Турцию, с тех пор живёт в Америке, преподаёт в Колумбинском университете.
В Петербург Памук приехал, чтобы принять мантию почётного доктора СПбГУ и прочитать публичные лекции о литературе. Во вторник, 21 февраля, нобелевский лауреат выступит в «Буквоеде» на Невском, где представит новый роман «Рыжеволосая женщина».
Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

Куда пойти 17 — 19 октября: мир Хармса в Фонтанном доме, «Слово-движение» в МДТ и «Послание к человеку»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 октября 2025 - Кураторы «Послания к человеку» рассказали, как изменилось кино «в расколотом мире»
- 17 октября 2025 - Археологи нашли близ Усть-Луги старейшую «крепость» эпохи неолита — ее построили «пришельцы»
- 16 октября 2025 - С соседями подружиться не получилось. Книжный «Фаренгейт 451» переезжает в третий раз
- 15 октября 2025 - «Послание к человеку» откроют в Петербурге «Слоны-призраки» Вернера Херцога
- 15 октября 2025 - В Корпусе Бенуа заметили протечки — Русский музей проводит осмотры
Статьи
-
16 октября 2025, 18:29С 17 по 25 октября Петербург снова станет столицей документального, игрового, анимационного и экспериментального кино: публику соберёт 35-й Международный кинофестиваль «Послание к человеку». В рамки Международного, Национального и экспериментального конкурсов, а также 11 спецпрограмм уместились более 170 фильмов из 43 стран мира. Рассказываем про самые важные показы фестиваля.
-
15 октября 2025, 16:30Петербург 15 октября узнает имена победителей II Международного конкурса молодых оперных исполнителей имени Ф. И. Шаляпина. Третий тур и гала-концерт пройдут на сцене Большого зала Филармонии. Накануне маэстро Фабио Мастранджело провел с финалистами и председателем жюри конкурса Вероникой Джиоевой открытую репетицию этого концерта на новой площадке своего театра — в Концертном зале на Английской набережной, где только-только завершилась реставрация
-
14 октября 2025, 21:16Музей-макет исторического центра Санкт-Петербурга «Петровская акватория», здания, корабли и жители которого были спешно «эвакуированы» на склад из-за внезапного досрочного расторжения договора аренды с новыми владельцами ТРК «Адмирал», нашел новое пристанище. «Фонтанка» поговорила с директором уникального проекта о том, как миниатюрный Петербург пережил переезд, что было утрачено из-за сжатых сроков и где теперь (и когда) искать полюбившуюся экспозицию.
-
14 октября 2025, 21:21В зале № 86 Русского музея началась первая комплексная научная реставрация больших полотен Григория Угрюмова (1764 — 1823) «Взятие Казани 2 октября 1552 года» и «Призвание Михаила Фёдоровича на царство 14 марта 1613 года». Более двухсот лет назад обе композиции заказал Павел I для убранства Воскресенского зала Михайловского замка, и создавал их Угрюмов в одно время, однако сегодня картины выглядят по-разному. «Фонтанка» узнала у реставраторов секреты картин, открывшиеся перед основным этапом реставрации.
-
06 октября 2025, 14:55
-
13 октября 2025, 18:17
-
05 октября 2025, 19:22