Энергия открытий: театру «Приют комедианта» - 30
Сегодня, 20 февраля, на сцене БДТ им. Г.А.Товстоногова один из самых важных и известных в стране городских театров – «Приют комедианта» отметит 30-летие. Так случилось, что с «Приютом» за эти годы посотрудничали все самые значительные российские актеры, режиссеры, художники. Они и поздравляют театр на «Фонтанке.ру».
Ольга Антонова, народная артистка России, Санкт-Петербург:
- Однажды, много-много лет назад, выходя со служебного входа своего родного Театра Комедии, где я прослужила более полувека, я увидела невдалеке красивую седую женщину, которая держала за руку десятилетнего, как выяснилось, внука, кудрявого, как Анджела Дэвис. Это было после спектакля «Этот милый старый дом». Когда я поравнялась с ними, мальчик сказал: «Бабушка, познакомься: это моя любимая актриса». В следующий раз, когда они пришли на спектакль, бабушка испекла волшебный «Наполеон», который мы с артистами с радостью съели, а потом познакомила меня с мамой и папой мальчика, и я подружилась с этой семьей. Так что нынешний директор «Приюта комедианта» Витя Минков обожал меня с детства. Когда-то этот театр ютился в подвальчике, который был виден из окошка моей квартиры на Малой Морской: я дома красилась, одевалась – и шла играть спектакль «Старомодная комедия» вместе с Петром Вельяминовым.
Ольга Антонова и Петр Вельяминов в спектакле "Старомодная комедия", режиссер Ольга Антонова
Фото: Предоставлено пресс-службой театра "Приют комедианта"
Театром тогда руководил Юрий Томошевский, актер, который в силу особой, эксцентричной природы своего таланта не смог реализоваться в БДТ. И вот эта идея – что актеру нельзя сидеть без дела, что время его быстро уходит, и надо непременно дать ему возможность работать сейчас, – до сих пор лежит в основе «Приюта комедианта», хотя он уже четверть века живет в гораздо более просторном здании на Садовой. Кстати, я немного причастна к тому, что театр это здание получил. Однажды наш спектакль в подвале посетил тогдашний мэр города Анатолий Собчак, и я долго ему говорила, что было бы очень неплохо, если бы для этого замечательного, благородного театра нашлось помещение побольше. Оно нашлось, и в нем я выходила на сцену в трех прекрасных спектаклях — причем в то время, когда в родном Театра Комедии на меня у его нынешнего руководителя планов не было. В театре Виктора Минкова я играла, кроме «Старомодной комедии», «Недосягаемую» по Моэму и «Пат, или Игра королей» по Когоуту.
Ольга Антонова и Сергей Паршин в спектакле "Пат, или Игра королей", режиссер Наталья Колотова
Фото: Предоставлено пресс-службой театра "Приют комедианта"
Театр после ремонта, который только что в нем закончился, мне понравился бесконечно – получился такой стильный, прямо таировский камерный театр. Иногда большие застолья предполагают одиночество в толпе, а камерные собрания позволяют людям соединиться. Вот это и происходит в театре «Приют комедианта» – внутри творческих команд и между актерами и публикой. Это театр сосредоточенный, концентрированный, в нем можно тихо говорить, можно мысль до зрителя донести шепотом. И еще очень важно, что здесь, на сцене «Приюта» встречаются актеры из разных театров. Этот факт продвигает вперед нашу профессию, разные амплитуды актерского развития здесь сходятся, совпадают. И мы, такие разные изначально, сообща делаем открытия. Постигая друг друга, мы стараемся взять еще более высокую планку, чем берет каждый в своем театре. Это как с разные планет люди встретились и сообща открывают для себя новые дали. И пусть это продолжается и дальше. Я желаю этому театру очередей в кассах, чтобы публика шла и смотрела, какое это чудо.
Тимофей Кулябин, главный режиссер новосибирского театра «Красный Факел»:
- Моя первая встреча с этим театром произошла, когда на гастроли в Новосибирск приехал спектакль Андрея Могучего «Pro Турандот». Его играли в маленьком театре «Старый дом», и он произвел на меня сумасшедшее впечатление: так, как на этом спектакле, я не смеялся никогда. О «Приюте комедианта» из Петербурга я вообще много слышал, поэтому, когда меня туда пригласили на постановку, я, конечно же, сразу согласился. Я тогда был очень молодым режиссером. И попал в знаменательный сезон — когда в «Приюте» ставили Бархатов и Богомолов: Богомолов как раз уже выпускал своего «Лира», а я только начинал репетировать. И жизнь в «Приюте» была такой бурной, что мне показалось, что это театр номер один в Питере. И хотя театр этот по размерам очень небольшой, репетиционная база находится не в театре, и на выпуск отводится всего четыре, – работалось мне в нем чрезвычайно комфортно. Все сотрудники — от помрежа до билетера – жили одним делом. А притом, что это театр без труппы, и с каждой приглашенной командой надо заново отстраивать отношения, руководству этого театра, которое сумело весь сложнейший механизм отладить, надо памятник ставить. Ощущение от работы в «Приюте» – как от очень дружной семьи. Это не говоря уже об абсолютной свободе, которая предлагается режиссеру. Мне предоставили возможность поставить то, что я хочу и самому выбрать актеров. То есть, тут и режиссеры-мастера, и режиссеры-новички находятся в абсолютно равных условиях, что кажется мне крайне важным. И за все это хочется особо поблагодарить директора театра Виктора Михайловича Минкова, с которым мне прекрасно работалось.
Сцена из спектакля "Шинель. Dress Code", режиссер Тимофей Кулябин
Фото: Предоставлено пресс-службой театра "Приют комедианта"
Как не бывает маленьких ролей, так не бывает и маленьких театров – бывают маленькие запросы. И я желаю «Приюту», чтобы он сохранил ощущение семьи, уютной, теплой, в какую хочется вернуться. Сохранил ощущение творческой свободы и независимости, и никогда не превратился в плохом смысле в «большой стационар».
Константин Богомолов, режиссер, Москва:
- «Приют комедианта» – это театр, который когда-то дал приют не только мне, не только группе моих артистов, но, главное, – сложнейшему замыслу, который я мечтал осуществить: спектаклю «Лир» с Розой Хайруллиной в главной роли. Это было не тот момент, когда у меня было какое-то большое имя, и не тот момент, когда, условно говоря, радикальный или суперсовременный театр был в фаворе. И, тем не менее, Виктор Минков и театр пригласили в свой дом безумную команду, безумную идею. И дали нам возможность в этом уютном доме расти, крепнуть. Болели за нас, переживали за нас, поддерживали нас.
Сцена из спектакля "Лир", режиссер Константин Богомолов
Фото: Предоставлено пресс-службой театра "Приют комедианта"
Я навсегда останусь бесконечно благодарен этому театру и Виктору за эту смелость, за любопытство, за готовность к риску. И для меня «Приют комедианта» всегда будет ассоциироваться с довольно редкой в наше время энергией – энергией открытий. В нём есть молодость, которая не зависит от возраста. Эту молодость дает ему желание открывать новые земли, новые территории, новые имена, новые смыслы, желание быть первопроходцами. И я желаю «Приюту комедианта» оставаться первопроходцами в русском театре.
Дмитрий Волкострелов, режиссер, создатель и руководитель театраpost, Санкт-Петербург:
- Наверное, многие уже пошутили на тему того, что «Приют комедианта» – это именно приют. Но этот театр действительно дает кров бездомным компаниям и позволяет им реализовываться. И в этой своей готовности к риску «Приют» – театр совершенно уникальный. Потому что вот, например, я отлично понимаю, что пригласить меня на постановку – это риск, и мало какие театры в стране на него идут. И в этом смысле у нас с «Приютом комедианта» сложилась совершенно удивительная ситуация, связанная со спектаклем «Любовная история», которую я поставил здесь со своей командой. Такой свободы, как здесь, у меня не было нигде и никогда. То есть, мы согласовали с Виктором Михайловичем текст и начали репетировать. А в следующий раз директор пришел уже только на премьеру – такой нам был выдан кредит доверия. И вот тут произошло в каком-то смысле даже трагическое событие. Я непременно хочу о нем рассказать, потому что оно – очень показательно для этого театра и для его директора. Люди пришли в пятницу вечером на спектакль «Любовная история», и, разумеется, никто не посмотрел, что это – Хайнер Мюллер, у нас вообще публика редко интересуется чем-то, кроме названия. А дальше вышло то, чего никто из нас не ожидал. Люди стали не просто уходить, они хлопали стульями, требовали вернуть деньги за билет, одной женщине я лично отдал свои деньги, но они ей были не нужны – ей нужно было покричать. В общем, случился настоящий скандал. Я во время спектакля сидел в глубине зала и видел спину Виктора Михайловича, которая чем дальше, тем больше сгибалась. Впрочем, может быть, мне это и показалось.
Сцена из спектакля "Любовная история", режиссер Дмитрий Волкострелов
Фото: Предоставлено пресс-службой театра "Приют комедианта"
После спектакля должен был быть банкет, но Виктор Михайлович его отменил, и попросил пройти в буфет только актеров, режиссера и художников. Мы начали «отмечать» премьеру, но все мы были уверены, что это были похороны, потому что этот спектакль точно не будет идти. Однако в процессе разговора, в котором участвовали я, актеры и два художника спектакля – Яша Каждан и Ксения Перетрухина, все пришли к выводу, что спектакль – состоялся, и что он должен жить. Тот факт, что Виктор Михайлович услышал, понял, с чем-то не согласился, но какие-то наши высказывания принял, – конечно, вызывает глубокое уважение. Мы играли этот спектакль долго, потом прервали его прокат на время ремонта театра, потому что в другом пространстве он теряет смысл. Но теперь, насколько я понимаю, он снова будет идти. И я по этому поводу и в отношении директора «Приюта комедианта» и самого театра могу сказать только, что «пока мне рот не забили глиной, из него раздаваться будет лишь благодарность». Это не говоря уже о том, что этот театр как механизм работает прекрасно – там замечательные цеха, замечательные помрежи: за время репетиций мне не пришлось не то что топать ногами, но даже и голоса повышать. Как часы, работают все – от завтруппой до билетера. И вот с билетером связан еще один очень показательный случай. Когда в день нашей премьеры, неожиданно для нас оказавшейся скандальной, люди, как я уже говорил, бросились в кассу с требованием вернуть им деньги, Яша Каждан в какой-то момент тоже пошел в кассу, и билетерша, которая пыталась урезонить зрителей, вдруг обратилась к Яше, как он сам мне потом рассказал, со словами: «Вы не переживайте, Тарковского тоже не сразу приняли».
Полина Толстун, актриса БДТ им. Г.А.Товстоногова:
- Этот театр, его директор Виктор Михайлович собрал какую-то очень человечную, добрую команду. И мне очень понравилось, когда мы репетировали «Коварство и любовь», что Виктор Михайлович ни разу не вмешался в процесс. Он очень доверяет людям, которых приглашает. Если он и заходил на наши репетиции, то только узнать, всё ли у нас в порядке. Сотрудники у него работают годами — это тоже показатель. «Коварство» мы играем с 2011 года — сколько лет прошло, а люди, гримеры, костюмеры не изменились. Ты приходишь – тебя все знают, ты всех знаешь. Это мощная человеческая сцепка держится на доверии. Иногда Минков сам страдает от своего доверия художникам, но принципов своих не меняет.
Полина Толстун в спектакле "Коварство и любовь", режиссер Василий Бархатов
Фото: Предоставлено пресс-службой театра "Приют комедианта" "
Раньше говорили, что театр «Приют комедианта» создан, чтобы актеры, которые на востребованы в своем театре, раскрылись, а теперь в «Приют» идут актеры, очень занятые в своих театрах — и идут по разным причинам: например, встретиться с режиссером, которого в твой театр не приглашают, или чтобы поработать с партнерами из других театров, или просто похулиганить. Сегодня — уже второй раз за свою карьеру — я буду вести юбилейный вечер «Приюта комедианта», на сей раз с Андреем Носковым, да еще и — такое вот удачное совпадение — на сцене своего родного БДТ. Очень хочется помочь «Приюту» создать сегодня праздник.
Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ им. Г.А.Товстоногова:
- Ровно в то же время, когда на улице Гоголя появился «Приют комедианта», у меня появился Формальный театр на Ржевке – и мы с основателем «Приюта» Юрием Томошевским одновременно занимались строительством и даже обменивались какими то стройматериалами и аппаратурой. Потом было время, когда у нас в течение полугода был общий директор, Кирилл Коробов. А потом в «Приюте» появился Витя Минков, театр переехал на Садовую – это была уже совсем другая страница в истории театра «Приют комедианта». У Минкова получилось фактически сделать из этого театра, разместившего на сей раз в бывшем кинотеатре «Сатурн», куда я бегал еще школьником, – открытую сцену. И для меня довольно удивительно, что эта история держится уже 30 лет, притом что она – очень сложная даже чисто организационно. Я поставил в этом театре два спектакля – «Pro Турандот» и «Не Гамлет». И могу сказать, что, попадая туда, не встречаешь в процессе репетиций никаких ограничений – другого такого места я не знаю. И речь даже не только о репетициях – а о диапазоне художественной свободы вообще: он у «Приюта» очень велик, подчас даже кажется – неразборчив. В общем, за эти два моих проекта в «Приюте» мы с Витей подружились, помогаем друг другу. Если что надо, я сразу звоню Вите. Знаю: откликнется.
Сцена из спектакля "Pro Турандот", режиссер Андрей Могучий
Фото: Предоставлено пресс-службой театра "Приют комедианта"
То, что Минков делает разные проекты для молодых – здорово. И я думаю, что надо бы побольше таких проектных театров, которые составили бы здоровую конкуренцию репертуарным театрам с постоянной труппой.
И вот еще что: «Приют» научился очень грамотно выстраивать отношения, договариваться с теми театрами, чьи актеры заняты в его спектаклях. Меня как художественного руководителя совершенно не напрягает то, что актеры БДТ играют в «Приюте». И хорошо, что он рядом находится – артистов не надо слишком заранее с репетиций отпускать.
Справка «Фонтанки»
Театр «Приют комедианта» возник на карте города 19 февраля 1987 года, первым его обиталищем стал подвальчик на 60 человек на Малой Морской, 16. Основателем театра выступил артист БДТ Юрий Томошевский. Первоначально основу репертуара составляли моноспектакли самого Томошевского и других актеров. Именно в «Приюте» была показана знаменитая «Немая сцена», где петербургский артист Сергей Дрейден сыграл всех персонажей гоголевского «Ревизора». В 1995 году директором театра становится Виктор Минков, а уже через 2 года, при поддержке ведущих деятелей культуры Санкт-Петербурга, театр получает помещение в центре города по адресу улица Садовая, 27 и начинает осуществлять полномасштабные постановки. В 1999 году по инициативе Виктора Минкова «Приют комедианта» стал первым в России государственным театром без постоянной труппы. При сохранении политики репертуарного театра, была введена четкая контрактная система, предусматривающая заключение индивидуальных договоров с каждым из творческих работников, приглашенных на конкретную постановку – режиссером, актером, художником, балетмейстером и т.п. Эта принятая во всем мире практика доказала успешность разовых театральных экспериментов и в России.
За 30 лет существования в театре выпущено 138 спектаклей, в которых приняли участие артисты всех театров города. С «Приютом комедианта» сотрудничали ведущие российские режиссеры разных поколений: Вениамин Фильштинский, Андрей Могучий, Константин Богомолов, Михаил Бычков, Григорий Дитятковский, Дмитрий Волкострелов, Семен Александровский, Семен Серзин, Дмитрий Егоров, Тимофей Кулябин, Искандер Сакаев и многие другие. Театр выступил инициатором и организатором фестивалей «Ученики Мастера» (2005 год), «Петербургский театральный сезон» (2007 год), «Молодой музыкальный Петербург» (2009 год), «Детский Петербург» (2010 год). В 2008 году «Приют комедианта» стал соучредителем Петербургской театральной премии для молодых «Прорыв».
Подготовила Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»
Куда пойти 4 — 6 октября: клёны в Ботаническом, день Битлов в «Севкабель Порту» и рисунки в Михайловском замке
Новости
- 04 октября 2024 - В Петропавловской крепости увековечили одного из основоположников советской космонавтики Бориса Раушенбаха
- 01 октября 2024 - «Ужасный» портрет в гостиной итальянского старьевщика оказался работой Пикассо
- 29 сентября 2024 - В Петербурге скончался профессор Консерватории Аркадий Климовицкий
- 29 сентября 2024 - На «Арсенале» открыли постоянную площадку «Театрального проекта 27» для подростков
- 28 сентября 2024 - В Михайловском саду петербуржцам подсветили и напели «Обратную сторону дворца»
Статьи
-
02 октября 2024, 17:33Конный портрет 1856 года кисти прусского художника Франца Крюгера заказал Александр II в память об отце. Когда-то огромный портрет (размер картины — 4,55 на 2,99 метра) Николая I украшал Большой Мраморный (Николаевский) зал Зимнего дворца, но большую часть XX века провёл накатанным на вал, а имя автора вовсе забылось. «Фонтанка» побывала в хранении и пообщалась с хранителем музейных предметов первой категории фонда изобразительного искусства и авторской графики Музея политической истории России Екатериной Костиной, которая вводит заново обретенный предмет в научный оборот и продолжает его изучать.
-
30 сентября 2024, 20:55
-
30 сентября 2024, 12:48
-
28 сентября 2024, 22:19