Компания музыканта Олега Нестерова оцифровала «Голос звездочета»

20 февраля 2017, 13:33
Версия для печати Версия для печати

Компания «Снегири-музыка», которую возглавляет лидер группы «Мегаполис» Олег Нестеров, выпустила, правда только на цифровых носителях, «Голос звездочета» – компиляцию записей музыканта, поэта и художника Александра Синицына. Большинству слушателей это имя ни о чем не скажет, хотя знаменитую песню про «военно-воздушные силы» из соловьевской «Ассы» знают все.

Многие приписывали авторство «ВВС» Борису Гребенщикову и «Аквариуму», но в действительности ее написал и исполнил дуэт «Отряд имени Валерия Чкалова», позже трансформировавшийся в группу «Союз композиторов». в которых Синицын принимал деятельное участие. Его единственная сольная мини-пластинка «Желтая волна» выходила в 1992-м году на лейбле BSA Records, где издавался, например «Русский альбом» Жанны Агузаровой.



Фото: предоставлено компанией «Снегири-музыка»

Стихи, песни и картины – не единственный талант Синицына. Помимо этого, он был отличным кинооператором, делал авангардистские фотоснимки с применением технологий коллажа, занимался астрологией и изучал иностранные языки – санксрит, к примеру. И вообще был натурой увлекающейся – будь то нераскрытые тайны средних веков, странная вязь стихосложения в старинных русских песнях, ирландские саги, галльская поэзия или древнекитайский эпос. «Исследуя язык, я производил с ним всевозможные эксперименты, – говорил он. – Для меня было крайне важно соединить между собой несоединимое: людей, состояния, эпохи. И до конца выяснить, в какую музыкальную канву эти стихи можно уложить». При этом сам Синицын в первую очередь считал себя поэтом, а песни сочинял как бы «в поддержку» ритму. А на жизнь он зарабатывал изготовлением дорогих пасхальных яиц для продажи иностранцам.

Александр Синицын
Александр Синицын

Фото: предоставлено компанией «Снегири-музыка»

«Это было время неоформленной мифологии. Целое поколение меломанов питалось слухами из ветхих машинописных журналов и смутно догадывалось, что отечественный рок-андеграунд все-таки существует, – вспоминает Александр Кушнир. – Двойной 90-минутный альбом «ВВС» переписывался с магнитофона на магнитофон по незримым интернет-проводам подпольной субкультуры. Названия песен интриговали, это было ни на что не похожее блюдо для любителей романсов, танго, авангардной электроники и утонченной поэзии Серебряного века. Тогда в данной заповедной области уже делали первые шаги Гребенщиков с Курехиным и Василий Шумов, но никто из них не нырял в эти волшебные озера столь глубоко».

Большая часть треков на компиляции «Голос звездочета» записана в самом начале 90-х годов ХХ века, но поверить в это непросто, ощущение от этих песен – как будто они записаны вчера. Это заслуга еще и второго героя «Отряда» – Михаил Михайлюк. Он приехал в Москву из Ставрополья и успел переиграть в невероятном количестве проектов – от ленинградского цирка и «Арсенала» до Сюткина и Лозы. Музыкант был не только опытным аранжировщиком и мультиинструменталистом, но и интересовался всевозможными эзотерическими науками, радиосвязью, стенографией, etc., был одним из первых российских электронщиков-"маньяков" и тяготел ко всевозможным космическим сюжетам.

Синицина не стало четыре года назад. В последние годы он много путешествовал, реставрировал иконы и работал над новой версией «Ригведы» – первым известным памятником индийской литературы, в котором собраны религиозные гимны.

«В песнях Синицына время как критерий отсутствует напрочь, – говорит Олег Нестеров. – Саша разговаривал на спокойном языке вечности. Жалко, конечно, что сам он не дождался выхода сборника, хотя Толстой говорил, что «…самые важные и нужные для самого и для других дела человека – это те, последствия которых он не увидит». Ему виднее».

Прослушать альбом можно здесь.

Кирилл Рейн, "Фонтанка.ру"

Куда пойти 22–24 ноября: Рерих, Петров-Водкин, древний лед Антарктиды, лекция про росписи Консерватории, NЮ

В предпоследние выходные осени сходите на премьеру балета оскароносного композитора в Михайловском театре, послушайте произведения современных композиторов, побывайте на выставке Рериха в Главном штабе Эрмитажа и прослушайте лекцию о старинных росписях на стенах Петербургской консерватории в библиотеке «Старая Коломна».

Статьи

>