
На экранах «Обитель зла: Последняя глава»: Наконец, конец

В прокат вышла "Обитель зла", шестая часть саги-боевика по мотивам популярной компьютерной игры. Создатели обещают, что последняя. Хочется верить. Но главное — в другом: то, что лента вышла настолько неудачной, сигнализирует о кризисе даже не серии фильмов с Милой Йовович, а развлекательного кино в целом.
Вообще-то все очень плохо. Двадцать лет зрители жили с иллюзией, что массовое кино может и должно быть передовым, экспериментаторским. Что в нем могут и должны появляться новые техники цветокоррекции, принципы организации экранного пространства, игры с перспективой и ее отстутствием, использоваться передовая компьютерная графика, наконец. Что блокбастер – прекрасная площадка для конструирования нового высказывания, для разговора на острые и неудобные темы. Собственно, XXI век пока и шел в этих спорах: что более передовое, призеры Канн или все-таки кассовые хиты? Шел до сегодняшнего дня. До десятого февраля две тысячи семнадцатого года. Когда в прокат вышла последняя часть «Обители зла» и расставила всё по своим местам. Блокбастер – туфта для тинейджеров, да даже для них это слишком простенько иногда. Разделение на массовое и элитарное совсем не такое умозрительное, как кажется. Если завтра вдруг скажут, что на дворе наступил какой-нибудь девятьсот лохматый год – не удивляйтесь.
Эта «Обитель» – шестая по счету. Первая затевалась как эксперимент по перенесению на экран компьютерной игры. Эксперимент, в первую очередь, драматургический: что будет, если заменить игрока на актера? Будет фильм – даже если останутся те же коридоры, подвалы и чудища, что в компьютерном мониторе. А уж если наполнить бродилку аллюзиями из «Алисы в стране чудес», добавить намеков на актуальную повестку дня – вообще красота будет. Феминистки конференцию соберут, доклады подготовят, издадут материалы и выступления. Смешно вспомнить, но действительно казалось, что кризис сюжетов и тем вполне можно восполнить с помощью популярных компьютерных бродилок и стрелялок. Нет, нельзя. Всё равно кончится тем же. Воспроизводимым набором штампов. Шестая «Обитель» – сухая, безжизненная структура. Героине Милы Йовович нужно добраться до секретной лаборатории, где спрятан антидот против вируса, которым заражена наша многострадальная планета. Она и добирается – спустя два часа мордобоя и преодоления всяческих препятствий. Всё, на этом сюжет исчерпывается.
Двадцать лет назад, в золотые деньки «Пятого элемента» и первой «Обители» Йовович казалась «новой кровью». Необычной, яркой фигурой в европейском кино, мимо которой Голливуд не пройдет. Теперь она что-то вроде Мони Поповицера с Брайтон-Бич, наш посол в Штатах. Играет в комедиях с Хабенским, рекламирует косметику, того гляди присоединится к сонму Депардье и примкнувших, получит квартиру в Грозном. Короче, «новое лицо европейского кино» стало сильно смахивать на одесскую домохозяйку.
«Обитель» характерна как раз тем, что у нее есть художник-создатель, Пол У. Андерсон. Это не студийная поделка под бдительным присмотром продюсера, а именно авторское высказывание. Поэтому те, кто верил в возможность умного, передового, авторского блокбастера, и кивали на «Обитель»в первую очередь. Вон, чопорный британец – а снимает бойкое кино с драками. Но к шестой части от андерсоновского чувства формы, иронии и экспериментаторского задора не осталось и следа. На глаз не отличишь: то ли режиссер снял, то ли просто китаец-технарь что-то сварганил.
Когда-нибудь такой крах происходит со всеми иллюзиями. Они оказываются полным пшиком. Все носятся с комиксами и рассказывают, что за ними будущее литературы – и это проходит. Критика превозносит португальских видеоартистов – они побалуются полным метром и вернутся в галереи. Пройдет немного времени – пара лет – и сериалы снова станут уделом пенсионеров, и стыдно будет вспомнить, что взрослые, занятые люди за вечер глотали по четыре эйч-би-ошных сезона. Умный блокбастер – убедительная, но хрупкая сказка. Пришло время ей испариться, слишком долго ее рассказывали. Это в России надо жить долго. Франшизам, рок-звездам, идеям и иллюзиям, лучше умирать молодыми.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Самые удивительные монументы Зураба Церетели в мире — и его работы в Петербурге
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 22 апреля 2025 - «Царское Село» после критики добавило Екатерининскому парку бесплатных объектов и льготу
- 22 апреля 2025 - Умер скульптор Зураб Церетели
- 22 апреля 2025 - Опубликована программа Ночи музеев — 2025 в Петербурге
- 21 апреля 2025 - На ММКФ овациями встретили премьеру 5,5-часового «Путешествия на солнце и обратно»
- 21 апреля 2025 - Вышел первый трейлер «Буратино» с актерами «Слова пацана», Бондарчуком-Карабасом и Немоляевой-Тортилой
Статьи
-
21 апреля 2025, 12:26В тот день, когда петербургский артист Илья Дель вместо того, чтобы выйти на сцену в роли писателя Максудова, альтер эго Михаила Булгакова, оказался на больничной койке, премьера «Театрального романа» в Театре им. Ленсовета все же случилась. В спектакле Романа Габриа, где занята половина труппы, нашлось место Станиславскому и Сталину, трагическому отчаянию художника, человеческой истории про трусость и благородство, а также — доказательству безграничных возможностей театра при любой власти. На фото к этой статье запечатлен Илья Дель, и это не фотошоп: актер успел сыграть генеральный прогон на публике.
-
17 апреля 2025, 13:58В прокат выходит фильм Николая Лебедева «Кракен» с Александром Петровым в роли командира подводной лодки, отправляющегося на поиски старшего брата (Виктор Добронравов), чей подводный ракетный крейсер таинственно затонул в Гренландском море. Виновником аварии оказывается гигантский осьминог, но это далеко не главная проблема, терзающая героев.
-
12 апреля 2025, 15:47