
На экранах «Обитель зла: Последняя глава»: Наконец, конец

В прокат вышла "Обитель зла", шестая часть саги-боевика по мотивам популярной компьютерной игры. Создатели обещают, что последняя. Хочется верить. Но главное — в другом: то, что лента вышла настолько неудачной, сигнализирует о кризисе даже не серии фильмов с Милой Йовович, а развлекательного кино в целом.
Вообще-то все очень плохо. Двадцать лет зрители жили с иллюзией, что массовое кино может и должно быть передовым, экспериментаторским. Что в нем могут и должны появляться новые техники цветокоррекции, принципы организации экранного пространства, игры с перспективой и ее отстутствием, использоваться передовая компьютерная графика, наконец. Что блокбастер – прекрасная площадка для конструирования нового высказывания, для разговора на острые и неудобные темы. Собственно, XXI век пока и шел в этих спорах: что более передовое, призеры Канн или все-таки кассовые хиты? Шел до сегодняшнего дня. До десятого февраля две тысячи семнадцатого года. Когда в прокат вышла последняя часть «Обители зла» и расставила всё по своим местам. Блокбастер – туфта для тинейджеров, да даже для них это слишком простенько иногда. Разделение на массовое и элитарное совсем не такое умозрительное, как кажется. Если завтра вдруг скажут, что на дворе наступил какой-нибудь девятьсот лохматый год – не удивляйтесь.
Эта «Обитель» – шестая по счету. Первая затевалась как эксперимент по перенесению на экран компьютерной игры. Эксперимент, в первую очередь, драматургический: что будет, если заменить игрока на актера? Будет фильм – даже если останутся те же коридоры, подвалы и чудища, что в компьютерном мониторе. А уж если наполнить бродилку аллюзиями из «Алисы в стране чудес», добавить намеков на актуальную повестку дня – вообще красота будет. Феминистки конференцию соберут, доклады подготовят, издадут материалы и выступления. Смешно вспомнить, но действительно казалось, что кризис сюжетов и тем вполне можно восполнить с помощью популярных компьютерных бродилок и стрелялок. Нет, нельзя. Всё равно кончится тем же. Воспроизводимым набором штампов. Шестая «Обитель» – сухая, безжизненная структура. Героине Милы Йовович нужно добраться до секретной лаборатории, где спрятан антидот против вируса, которым заражена наша многострадальная планета. Она и добирается – спустя два часа мордобоя и преодоления всяческих препятствий. Всё, на этом сюжет исчерпывается.
Двадцать лет назад, в золотые деньки «Пятого элемента» и первой «Обители» Йовович казалась «новой кровью». Необычной, яркой фигурой в европейском кино, мимо которой Голливуд не пройдет. Теперь она что-то вроде Мони Поповицера с Брайтон-Бич, наш посол в Штатах. Играет в комедиях с Хабенским, рекламирует косметику, того гляди присоединится к сонму Депардье и примкнувших, получит квартиру в Грозном. Короче, «новое лицо европейского кино» стало сильно смахивать на одесскую домохозяйку.
«Обитель» характерна как раз тем, что у нее есть художник-создатель, Пол У. Андерсон. Это не студийная поделка под бдительным присмотром продюсера, а именно авторское высказывание. Поэтому те, кто верил в возможность умного, передового, авторского блокбастера, и кивали на «Обитель»в первую очередь. Вон, чопорный британец – а снимает бойкое кино с драками. Но к шестой части от андерсоновского чувства формы, иронии и экспериментаторского задора не осталось и следа. На глаз не отличишь: то ли режиссер снял, то ли просто китаец-технарь что-то сварганил.
Когда-нибудь такой крах происходит со всеми иллюзиями. Они оказываются полным пшиком. Все носятся с комиксами и рассказывают, что за ними будущее литературы – и это проходит. Критика превозносит португальских видеоартистов – они побалуются полным метром и вернутся в галереи. Пройдет немного времени – пара лет – и сериалы снова станут уделом пенсионеров, и стыдно будет вспомнить, что взрослые, занятые люди за вечер глотали по четыре эйч-би-ошных сезона. Умный блокбастер – убедительная, но хрупкая сказка. Пришло время ей испариться, слишком долго ее рассказывали. Это в России надо жить долго. Франшизам, рок-звездам, идеям и иллюзиям, лучше умирать молодыми.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Куда пойти 4–6 апреля: Куда пойти 4–6 апреля: голос Бориса Рыжего, акварели в Русском музее, весна в Ботаническом, выставка Пикассо и уроки веселья от Хармса
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 03 апреля 2025 - В Петергофе — технический пуск воды. Как сейчас выглядят фонтаны и скульптура после зимы?
- 02 апреля 2025 - «Меня заставили». Владимир Кехман рассказал, как поставил «Богему» в Михайловском театре
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
Статьи
-
02 апреля 2025, 14:17От обилия телепроектов апреля просто глаза разбегаются: «Актёрище» с Дмитрием Нагиевым, музыкальное драмеди «ВИА „Васильки“, спин-офф „Беспринципные в Питере“, а ещё тьма голливудских мега-премьер — от новых сезонов „Одни из нас“, „Рассказа служанки“ и „Чёрного зеркала“ до новинок вроде „Умираю, как хочу секса“ и балетного сериала „Этуаль“!
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».