
На экранах «Обитель зла: Последняя глава»: Наконец, конец

В прокат вышла "Обитель зла", шестая часть саги-боевика по мотивам популярной компьютерной игры. Создатели обещают, что последняя. Хочется верить. Но главное — в другом: то, что лента вышла настолько неудачной, сигнализирует о кризисе даже не серии фильмов с Милой Йовович, а развлекательного кино в целом.
Вообще-то все очень плохо. Двадцать лет зрители жили с иллюзией, что массовое кино может и должно быть передовым, экспериментаторским. Что в нем могут и должны появляться новые техники цветокоррекции, принципы организации экранного пространства, игры с перспективой и ее отстутствием, использоваться передовая компьютерная графика, наконец. Что блокбастер – прекрасная площадка для конструирования нового высказывания, для разговора на острые и неудобные темы. Собственно, XXI век пока и шел в этих спорах: что более передовое, призеры Канн или все-таки кассовые хиты? Шел до сегодняшнего дня. До десятого февраля две тысячи семнадцатого года. Когда в прокат вышла последняя часть «Обители зла» и расставила всё по своим местам. Блокбастер – туфта для тинейджеров, да даже для них это слишком простенько иногда. Разделение на массовое и элитарное совсем не такое умозрительное, как кажется. Если завтра вдруг скажут, что на дворе наступил какой-нибудь девятьсот лохматый год – не удивляйтесь.
Эта «Обитель» – шестая по счету. Первая затевалась как эксперимент по перенесению на экран компьютерной игры. Эксперимент, в первую очередь, драматургический: что будет, если заменить игрока на актера? Будет фильм – даже если останутся те же коридоры, подвалы и чудища, что в компьютерном мониторе. А уж если наполнить бродилку аллюзиями из «Алисы в стране чудес», добавить намеков на актуальную повестку дня – вообще красота будет. Феминистки конференцию соберут, доклады подготовят, издадут материалы и выступления. Смешно вспомнить, но действительно казалось, что кризис сюжетов и тем вполне можно восполнить с помощью популярных компьютерных бродилок и стрелялок. Нет, нельзя. Всё равно кончится тем же. Воспроизводимым набором штампов. Шестая «Обитель» – сухая, безжизненная структура. Героине Милы Йовович нужно добраться до секретной лаборатории, где спрятан антидот против вируса, которым заражена наша многострадальная планета. Она и добирается – спустя два часа мордобоя и преодоления всяческих препятствий. Всё, на этом сюжет исчерпывается.
Двадцать лет назад, в золотые деньки «Пятого элемента» и первой «Обители» Йовович казалась «новой кровью». Необычной, яркой фигурой в европейском кино, мимо которой Голливуд не пройдет. Теперь она что-то вроде Мони Поповицера с Брайтон-Бич, наш посол в Штатах. Играет в комедиях с Хабенским, рекламирует косметику, того гляди присоединится к сонму Депардье и примкнувших, получит квартиру в Грозном. Короче, «новое лицо европейского кино» стало сильно смахивать на одесскую домохозяйку.
«Обитель» характерна как раз тем, что у нее есть художник-создатель, Пол У. Андерсон. Это не студийная поделка под бдительным присмотром продюсера, а именно авторское высказывание. Поэтому те, кто верил в возможность умного, передового, авторского блокбастера, и кивали на «Обитель»в первую очередь. Вон, чопорный британец – а снимает бойкое кино с драками. Но к шестой части от андерсоновского чувства формы, иронии и экспериментаторского задора не осталось и следа. На глаз не отличишь: то ли режиссер снял, то ли просто китаец-технарь что-то сварганил.
Когда-нибудь такой крах происходит со всеми иллюзиями. Они оказываются полным пшиком. Все носятся с комиксами и рассказывают, что за ними будущее литературы – и это проходит. Критика превозносит португальских видеоартистов – они побалуются полным метром и вернутся в галереи. Пройдет немного времени – пара лет – и сериалы снова станут уделом пенсионеров, и стыдно будет вспомнить, что взрослые, занятые люди за вечер глотали по четыре эйч-би-ошных сезона. Умный блокбастер – убедительная, но хрупкая сказка. Пришло время ей испариться, слишком долго ее рассказывали. Это в России надо жить долго. Франшизам, рок-звездам, идеям и иллюзиям, лучше умирать молодыми.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Новая музыка мая: Garbage, Том Йорк, Майли Сайрус, Леонид Агутин и не только
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 31 мая 2025 - «В буднях великих строек». Артисты Театра имени Шаляпина с Фабио Мастранджело дали концерт у Дворцового моста
- 30 мая 2025 - «Классика на Дворцовой» закончилась «Хафананой» и Scorpions
- 30 мая 2025 - В Петербурге покорили «теноровый Эверест» и спели любимую арию Обломова: как открылась «Классика на Дворцовой»
- 29 мая 2025 - Стало известно, где и когда выйдет новый сериал Романа Михайлова про 90-е, показанный на ММКФ
- 27 мая 2025 - В Петербурге не будет салюта ко Дню города
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
26 мая 2025, 22:29
-
23 мая 2025, 15:36