Шнур в Эрарте: Уже не получится быть бедным и счастливым

08 февраля 2017, 23:32
Версия для печати Версия для печати

Художником с большой буквы Х – в живописном смысле – Шнуров пока не стал. Но направление "брендреализм", провозглашенное музыкантом десять лет тому, выглядит уже вполне основательно, и уж точно – концептуально. С большой буквы Б – наверняка.

По собственному признанию фронтмена группировки «Ленинград», работ, выполненных им самолично от и до, на «Ретроспективе брендреализма» в музее «Эрарта» нет. Но выставка все равно анонсирована в качестве персональной. Это закономерно. «Я худрук, я – главный экспонат», – самопозиционирование Сергея Шнурова прозвучало четко.

Экзистенциализму человечество сказало «прощай», отныне всё вокруг нас – бренды. Вплоть до самих людей. Вот краткая суть вопроса, которая позволит не пускаться в умствования, а сосредоточиться собственно на предъявленных объектах искусства. Мнения гостей открытия разделились – от обожающего внимания мэтру (а Шнур выглядел и вещал именно как мэтр) до кривленья губ: «Тоска!»

Работа проделана большая. Шнуров «путем долгой селекции» выбрал трех соратников, стараниями которых и появились на свет программные овеществленные высказывания музыканта-демиурга. Впрочем, определение «музыкант» самому Сергею стало тесно. «Меня знают не как музыканта. Меня просто знают», – уязвленно вскинулась знаменитость на пришедшуюся не по сердцу реплику.

Тут же Шнуров констатировал, что по мере введения широкополосного интернета падает общий градус сексуальности общества. Но только не здесь, не на этой выставке. Вагинальность и членоакцентированность – как одни из главных лейтмотивов не только творчества музыканта (уж извините), но и самого человеческого бытия, никуда не делись. В «Эрарте» вполне можно на все это добро полюбоваться. Тем более, что товар выложен не просто так – в каждом экспонате заключены смыслы, во множественном числе, как это сейчас принято.

По-нездешнему, неоново мерцает Крест (кто-то из журналистов даже убоялся появления казаков с нагайками). Неподалеку, как и положено, находятся обращения к фюнеральной теме: это и надгробье-айфон (вместо даты смерти – определенное количество лайков), и кока-кольный гламурный гроб-холодильник, начиненный сладкой смертью. Анастасия Волочкова сама по себе вызывает оторопь, а уж вкупе со срамными чешками – тем паче. Хорошо, что можно отдохнуть взглядом на немудреном экспонате под названием «Доска – два соска» и вслед за героиней популярного кинофильма воскликнуть «Вот здоровый взгляд на предмет!». С особым почтением Сергей Шнуров отнесся к теме власти: знаменитое высказывание про то, что денег нет, в «Эрарте» исполнено монументальности.

Правда, худрук выставки тут же признается, что превращение брендреализма в большой жанр не предусматривается: «Время больших стилей ушло». В собственном будущем маэстро более уверен: «Буду расти во все стороны как бренд "Сергей Шнуров"».

В том, что так и будет, сомнений почти нет. Очень трезво мыслит артист, рассуждая о том, чем точно не является его выставка: «Признаки чистого искусства – в мозгах обывателя. Как и «Искусство» с большой буквы».

И зрители с мэтром согласились. «Чем больше денег, тем больше хочется, – заметил некий гость на открытии. – Быть бедным и счастливым уже не получится».

Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»

Самое важное на ярмарке Non/fictio№ 26: Иванов, Рубина, Сальников

Ярмарка интеллектуальной литературы Non/fictio№ — главное издательское событие года. Именно «к Нонфику» издательства торопятся выпустить ключевые новинки, там же возникают коллаборации, заявляют о себе новые игроки на рынке и, конечно же, проходят встречи с авторами. У входа на ярмарку всегда целый лабиринт витрин с книгами, которые специальная организаторская комиссия отобрала как достойные внимания. В этих витринах всегда за сотню наименований — отечественные и переводные, взрослые и детские, художественные и нехудожественные книги. Рассказываем, какие произведения именно российских писателей в этом году оказались самыми востребованными и обсуждаемыми

Статьи

>