Валерий Фокин: Александринка не будeт праздновать 100-летие революции
Художественный руководитель Александринки Валерий Фокин рассказал о планах театра на 2017 год. Большинство из них так или иначе связаны с громкой датой — столетием одного из самых значительных для истории новейшего времени события: 100-летия Октябрьской революции 1917 года. «Хочу подчеркнуть, что праздновать это событие мы не собираемся, – заявил Фокин, – мы не будем по этому поводу накрывать столы и поднимать бокалы. Но мы собираемся его проанализировать и осмыслить с позиций людей 21 века».
Первой премьерой года в театре — на Новой сцене — станет спектакль по пьесе «Баня» Маяковского. Это сатира, написанная в 1930 году и тогда же поставленная Мейерхольдом — одна из самых убийственных для советской реальности пьес, которая никогда не теряла своей актуальности. Достаточно сказать, что центральный персонаж истории Маяковского — исключительный бюрократ и демагог Победоносиков – имеет должность «главначпупс» (остроумное сокращение, в реальности не существующее), главный начальник по управлению согласованием. Его сыграет Виталий Коваленко. Забавно, что Маяковский вывел героиню, которая прилетает на машине времени из 2030 года, то есть фактически из нашего времени — некую Фосфорическую женщину, которая, по заданию Института истории рождения коммунизма должна забрать из прошлого изобретательных и работоспособных людей, «способных делиться и отдавать». Сам Маяковский обозначил жанр пьесы как «драма с цирком и фейерверком». Режиссер Николай Рощин уверяет, то ни цирка, ни фейерверка в прямом смысле этих слов не будет, но цирковые ритм, интонации, а местами и суть — останутся. Пьесу Рощин отчасти переработал, создав собственную сценическую редакцию. В хореографы пригласил замечательного Владимира Варнаву, лауреата «Золотой маски». Полноправной участницей действия станет банда музыкантов, которая будет исполнять оригинальную музыку Ивана Волкова. Премьера намечена на следующий уик-энд, 25 и 26 января.

Главный режиссер Александринского театра Николай Рощин
Фото: Сергей Николаев
Еще одной премьерой, приуроченной к революционным событиям 1917 года станет «Оптимистическая трагедия». Историю о революционном комиссаре в юбке, предотвратившей мятеж на корабле и обуздавшей отморозков-анархистов, в середине 50-х выдающимся образом поставил Товстоногов, рассказав историю «про уродов и людей», с минимумом романтического пафоса. Сейчас оптимизм в давней, но актуальной трагедии будет искать Виктор Рыжаков, режиссер вдумчивый и чёткий, один из тех, кто отвечает за поиски новых форм в сегодняшнем российском театре. Его спектакль откроет в сентябре 2017 года фестиваль «Алексанринский» и новый 262-й сезон 2017-18 годов.
Следующий спектакль к упомянутому столетию связан с авангардной ветвью отечественного искусства, которое бурно расцвело после революции, но затем было безжалостно выкорчевано и забыто на десятилетия. Молодой режиссер, ученик Валерия Фокина и Николая Розина Антон Оконешников поставит на Новой сцене «Победу над солнцем» –– футуристическую оперу одного из лидеров русского авангарда первой четверти XX века композитора Михаила Матюшина и поэта Алексея Крученых, реформатора поэзии, который ввел в поэтический обиход так называемую «заумь». Подчеркнем, что художником первой постановки этой оперы стал не кто иной, как Казимир Малевич. Кто рискнет с ним посоревноваться в тандеме с режиссером Оконешниковым, пока не сообщается.
Сам Валерий Фокин по случаю столетия революции займется анализом личности одной из ключевых ее фигур – Иосифа Джугашвили (Сталина). Пьеса на основе подлинных документов создается Артуром Соломоновым, в прошлом театральным обозревателем «Известий», который в 2013 году выпустил свое первое художественное произведение – роман «Театральная история». Фокин уверяет, что его крайне занимает тема превращения романтичного юноши-революционера в кровавого тирана. Пожалуй, самое время с этой метаморфозой разбираться.

Художественный руководитель Александринсого театра Валерий Фокин
Фото: Сергей Николаев
Хотя пьеса «Мамаша Кураж», написанная накануне Второй мировой основателем эпического театра Бертольдом Брехтом, с отечественной революцией не связана, актуальность ее содержания налицо – она раскрывает утопизм идеи, что войну можно использовать в корыстных целях совершенно безнаказанно. «Войною думаешь прожить? За это надобно платить» – поется в одном из знаменитых брехтовских зонгов. На эту тему на большой сцене Александринки будет размышлять греческий режиссер Теодорос Терзопулос, который работает на Александринской сцене весьма регулярно. В театре подчеркивают немаловажный факт, что Терзопулос в 70-е годы стажировался в «Берлинер ансамбле» – театре, созданном самим Брехтом, и ему довелось увидеть в роли маркитантки мамаши Кураж жену и соратницу Брехта Хелену Вайгель.
А на Малой сцене в диалог с брехтовской традицией вступит еще один ученик Фокина и Рощина (по магистратуре Центра им. Мейерхольда) Андрей Калинин. Он дебютирует в Алекандринке с пьесой «Марат/Cад» одного из последователей политического театра, немецкого драматурга Петера Вайса «Преследование и убийство Жан-Поля Марата, представленное актёрской труппой госпиталя в Шарантоне под руководством господина де Сада» (1963).
Что касается Новой сцены, то она отдана молодым режиссерам. Кроме упомянутого выше Оконешникова, тут в 2017 году выпустят спектакли режиссер Дмитрий Волкострелов и художник Ксения Перетрухина – по сценарию фильма Алена Роб-Грийе «В прошлом году в Мариенбаде», а также молодой режиссер из Франции Жан Беллорини, чей спектакль «Братья Карамазовы» стал открытием последнего Авиньонского фестиваля: в качестве первой российской работы он выбрал пьесу «Крум» израильского драматурга Ханоха Левина.
В заключение беседы Валерий Фокин напомнил собравшимся, что 2017 год – год еще одного столетия, чрезвычайно важного для отечественного театра: столетия «Маскарада» Всеволода Мейерхольда, поставленного им здесь же, в Александринке. Эту дату театр будет праздновать – в частности, специальным показом одноименного спектакля в постановке Фокина 8 и 9 марта и московскими гастролями с показом спектакля в сентябре в Большом театре. В этом пространстве, по мысли Фокина, может возникнуть диалог между сценой и залом, не только формальный, но и смысловой. Кроме этого, 8 марта Александринский театр откроет программу мероприятий в честь юбилея великого спектакля, премьера которого состоялась 25 февраля 1917 года (по старому стилю) и памятник-надгробие на могиле художника мейерхольдовского «Маскарада» Александра Головина на петербургском Новодевичьем кладбище.
Жанна Зарецкая, «Фонтанки.ру»
Куда пойти 12–14 декабря: «Площадь Искусств», выставка Бенуа в Манеже, каток на Конюшенной, Earlymusic
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 11 декабря 2025 - Эрмитаж прокомментировал задержание Александра Бутягина в Польше
- 09 декабря 2025 - Русский музей рассказал, что покажет в 2026-м: ставка — вновь на Айвазовского, Кончаловского, женщин и энтузиастов
- 09 декабря 2025 - Панк-булавки и сурикаты: Эрмитаж в «Старой Деревне» открыл экспозицию петербургской моды за 30 лет
- 08 декабря 2025 - «Золотой глобус» назвал претендентов. Больше всего номинаций — у трагикомедии с Ди Каприо
- 08 декабря 2025 - В БДТ зависла гигантская сфера и реагирует на зрителей. Инсталляция станет площадкой для диалога о науке и искусстве
Статьи
-
11 декабря 2025, 14:39После интенсивного гастрольного тура по городам Китая Теодор Курентзис с оркестром musicAeterna вернулся в родные пенаты и без промедления выступил в Большом зале Филармонии, представив петербургской публике так называемое «Кольцо без слов» — «Der Ring ohne Worte»; симфонический дайджест циклопической оперной эпопеи Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунгов».
-
10 декабря 2025, 15:21С 10 декабря в Государственном Эрмитаже для публики полностью открыта Галерея Петра Великого — проект, начатый в 2022 году. Последний зал постоянной экспозиции был представлен в рамках продолжающихся Дней Эрмитажа, и он рассказывает о культуре России второй четверти XVIII века в части развития производства фарфора, стекла и серебра.
-
09 декабря 2025, 23:46В Аполлоновом зале 9 декабря представили после реставрации одно из самых ценных произведений Рембрандта, что есть в коллекции Эрмитажа, — «Жертвоприношение Авраама». Картина пробудет здесь до 18 января, на информационных щитах справа от нее можно увидеть фотофиксацию изменений в процессе работы и прочесть, что открылось реставратору и хранителю и какие сложности вызвало. После выставки полотно вернется в основную экспозицию.