ƒмитрий ¬оробьев: Ђћой герой - убийца детей, но готов отвечать за поступкиї

21 €нвар€ 2017, 10:20
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

¬ Ѕƒ“ выходит новый спектакль јндре€ ћогучего – «√убернатор» по рассказу Ћеонида јндреева, посв€щенному событи€м 1905 года: 21 и 22 €нвар€, 4 и 5 феврал€. »стори€ начинаетс€ с того, что некий градоначальник махнул платком, отдава€ приказ солдатам – и была расстрел€на толпа бастующих рабочих, в том числе, женщины и дети. Ќо рассказ этот – не о политике, он – о человеке. —обеседник «‘онтанки» – актер ƒмитрий ¬оробьев, исполн€ющий роль губернатора.

- ¬ русском театре есть такое ключевое пон€тие – дл€ режиссера и дл€ актеров: событие. —южет зависит от того, что люди, делающие спектакль, считают событием. ¬от что дл€ теб€ €вл€етс€ событием в этом истории?

- Ќасчет событи€ € не знаю, € пытаюсь анализировать ситуацию в целом. ¬от в чем суть ситуации этого человека? ќн же поступает правильно, как он считает: есть разнар€дка, что толпу надо усмир€ть, есть правило, как усмир€етс€ толпа. ѕровер€ет у начальства – ему говор€т: все правильно вы сделали. ј человек спать не может. ≈дет смотреть на трупы – и вроде бы никакого раска€ни€ не испытывает, но при этом перед глазами всЄ врем€ стоит: взмах платком, выстрел и кровь. » дальше вопрос: что же с ним на самом деле происходит. ћожет, это совесть? »ли это вопрос ƒостоевского: тварь € дрожаща€ или право имею?

- ƒумаю, несмотр€ на школьную программу, надо по€снить, что речь идет о праве убивать себе подобных ради каких-либо глобальных целей.

- ƒа, именно. »ли еще вариант: способен ли ты, занима€ место в системе, госаппарате и выполн€€ предписани€, способен ли ты как человек быть безучастным к тому, что в итоге происходит?

- “о есть, способен ли ты перестать быть человеком, когда находишьс€ на государственном посту?

- Ќу да. Ќадо же работать. “во€ об€занность на этом посту – усмир€ть толпу, ты еЄ усмирил, получил одобрение сверху – и дальше должен отпл€сать на балу, поужинать и спать спокойно. Ќо у моего геро€ почему-то наступила бессонница.

- ћало того, еще и кошмары.

- “ак что это значит? ¬от, разбираемс€ с режиссером јндреем ћогучим. ћожет, человек просто не на своем месте.

- Ќедостаточно нечеловек?

- Ќедостаточно недочеловек.

 


 - ј он все-таки сознательно махнул платком, отдава€ таким образом приказ солдатам стрел€ть?

- јбсолютно сознательно. ќн же сначала вышел к этим бастующим люд€м, не испытыва€ к ним никакой личной непри€зни, ненависти, презрени€. Ќо у них же сво€ проблема.  ака€-то сумасшедша€ подошла и дЄрнула его за рукав так, что чуть рукав не отлетел. Ёто ж с какой силой надо дергать?! ” него же губернаторска€ шинель, крепка€, нитки не сгнившие! ѕотом камни полетели, полицмейстеру чуть башку не разбили камнем. √убернатор подн€лс€ наверх, на балкон – и оттуда попыталс€ их усмирить. Ќо когда начали бить стекла, он махнул платком. ј что было делать? ќни швыр€ютс€ – и € тоже.

- Ќу, камни всЄ же не пули.

- Ќо он же не дл€ того, чтобы застрелить махнул – это ответна€ реакци€ на агрессию. Ѕабах – и они разбежались. ј то, что там осталось 47 человек трупов и еще среди них трое детей, – он же не этого хотел. ќн хотел подавлени€ бунта – всЄ. ѕричем, очень важно, что он к ним сначала вышел. ћы вот сейчас часто в новост€х или стать€х читаем: собрались, мол, люди с какими-то требовани€ми, около некоего учреждени€, ждали, что выйдет кто-то из администрации, из администрации никто не вышел, – а потом приехал ќћќЌ и всех разогнал. ј тут – он вышел, хот€ завод даже не его. ѕредпри€тие – частное, хоз€ева рабочим мало плат€т. „то тут губернатор-то может сделать? ƒенег же он им не может заплатить. ћожет только сказать: «¬ернитесь на работу, € постараюсь что-нибудь сделать».

- “о есть, мы сейчас говорим о том, что человек во власти – это функци€, возможности которой весьма ограничены. ’от€ люди, которые к нему идут, часто этого не понимают и требуют радикальных решений?

- Ќу конечно. Ќад любым функционером есть вышесто€щее начальство, которое может его упрекнуть в массе разных вещей. » либо ты слушаешь распор€жени€ сверху, либо все-таки балансируешь, ищешь реальных решений. ¬ последнем случае ты обычно оказываешьс€ очень неудобен дл€ государственной вертикали – и теб€ быстро убирают. „ем меньше теб€ заметно, тем больше ты просидишь на своем месте – это же пон€тный закон нашей власти.

-  ак тебе кажетс€, это именно российска€ специфика взаимоотношений внутри властных структур или это вообще принцип любой власти?

- я думаю, это особенности российского менталитета. ” нас же был царь долгое врем€. » после 1917 года он никуда не делс€. ѕо-прежнему у нас есть один человек, который все решает. » народ привык к тому, что так дл€ государства правильно. » оп€ть-таки при таком раскладе можно считать, что плохие – это те, кто вокруг цар€, а сам царь – хороший, просто до него информаци€ не доходит. ѕоэтому мы так любим обращени€ напр€мую. ¬от недавний пример: девочка 15 лет ходила только на костыл€х, а «царь» сказал, ее отправили в √ерманию – и она за неделю вылечилась. Ёто же хорошо! ј о том, сколько по стране этих детей на костыл€х, – никто не думает. ≈сть повод радоватьс€: существует под подтверждение тому, что царь хороший.

- “ак что в результате происходит с твоим губернатором после того, как он махнул платком? “ам ведь как раз ситуаци€ нестандартна€, насколько € понимаю.

- ј дальше начинаетс€ ответна€ реакци€ рабочих. Ќе может быть так, чтобы убили детей – и рабочие тут же пошли дальше ударно работать. ясно, что, если проблем не решать, прольетс€ еще чь€-то кровь, или они начнут крушить завод. Ёто вопрос пружины и ее упругости – того, насколько долго еЄ удастс€ удержать в сжатом состо€нии.

- Ќо писатель Ћеонид јндреев – он же не поднимает политических проблем. ќттолкнувшись от ситуации конкретной стачки, он дальше концентрируетс€ исключительно на человеке, на его внутреннем состо€нии. ¬ этом и небанальность рассказа.

-  ак € вижу этот рассказ? Ёто рассказ о человеке, который всЄ врем€ своей службы заботилс€ о городе, то есть, действительно решал проблемы – но на том уровне, на котором он их видит. ¬от он видит, например, что гр€зные мундиры – давайте почистим мундиры. » ему сверху говор€т: да, неплохо у ¬ас, ѕетр »льич, все в чистых мундирах, вот вам орденок. » вот в этом круге пон€тных ему проблем он и крутитс€. Ќо в какой-то момент, после этого платка, он из хорошего человека, которым всегда себ€ считал, превращаетс€ в убийцу детей.

- ј почему он не чувствует раска€ни€?

- ѕотому что он поступил правильно. “олько он перестал быть хорошим человеком. ћы же тоже все хорошие парни. » признать, что мы не хорошие парни, нам трудно. Ќо и не признать нельз€, потому что хорошие парни – они защищают человеческую жизнь.

- ј теб€ не смущает, что рабочие притащили детей – это же чиста€ спекул€ци€?

- Ќу они же тоже верили, что губернатор не в курсе, думали, что он добрый батюшка, вот и притащили детей: вот, посмотрите, мол, они голодают. «наешь, мне кажетс€, что тут дело не в совести. ѕросто вдруг он физически ощутил, что должен будет ответить.

- ј как так получаетс€, что вот этот человек, убийца детей, начинает вызывать сочувствие – и в рассказе јндреева, и в спектакле ћогучего? ¬от ты лично ему сочувствуешь?

- я думаю, что он в самом деле шел в губернаторы не воровать деньги, он ощущал себ€ на службе у народа, был способен решать городские проблемы – посадить газон, поклеить обои в присутственных местах. ќн не собиралс€ никому мстить, никого убивать. ѕросто он столкнулс€ с проблемой, с которой он справитьс€ не может. ќбъективно. — другой стороны, он же раньше, как говоритс€ в рассказе, тоже выдрал голодных мужиков, которые отобрали у помещика свой же хлеб. ѕомещик пожаловалс€ – губернатор послал солдат. ј это ведь была та же сама€ проблема.

- Ќо в итоге есть, за что ему сочувствовать или нет?

- я так вопрос не ставлю, € разбираюсь с тем, откуда у него по€вл€етс€ ощущение бездны и неминуемой смерти. » что он в св€зи с этим ощущением хочет от окружающих, и какие принимает решени€.

- ѕочему он, например, не уезжает, как советует ему сын? ¬едь это вроде бы так логично. ѕритом, что ощущение смерти пр€мо наваливаетс€ на него. „то за паралич воли такой? ќт озверевшей толпы не стыдно убежать, разве нет?

– ѕотому что смерть-то – она во лбу. ¬от он поехал смотреть трупы – видимо, наде€сь, что обнаружит, что там не 47, а 10. »ли что детей нет. »ли что какие-то не те трупы – замерзшие по пь€ни мужики, например. Ќо нет, трупы те, и дети вот лежат. » женщины. ќн поехал в больницу. » там, видимо, окончательно что-то пон€л. ѕотому что он же тоже привык быть богом и царем, привык, что на него смотр€т с подобострастием, заискива€. ” нас же как чиновники на местах себ€ чувствуют? ѕомнишь, недавно один губернатор, который дорогу сделал? ≈му не понравилось, как с ним разговаривают – он и говорит: «я могу и разобрать дорогу».  ак будто он какой-то меценат, который на свои деньги дорогу построил, а не на деньги этих же людей-налогоплательщиков. “ого, что он вроде как слуга народа, у него и в мысл€х нет. ” него есть стойкое представление, что народ – это северокорейска€ толпа, котора€ всегда должна радостно его встречать. “ак и мой губернатор ѕетр »льич: видимо, приехал он к раненым, а на него никто и не смотрит. » тут-то у него внутри всЄ помен€лось. » он осознал, что вот он, хороший человек, как мы уже говорили, и на хорошем счету у начальства, останетс€ в пам€ти, в истории как убийца детей. » доску на доме повес€т: в этом, мол, доме с такого-то по такой-то год жил губернатор – убийца детей.

- «наешь, вот ты упорно не говоришь про сочувствие – тогда € скажу. ƒумаю, этот человек вызывает сочувствие именно потому, что он в какой-то момент отчетливо осознает неминуемость смерти, но остаетс€ в этом аду. ‘илософ ‘едор —тепун, младший современник Ћеонида јндреева, утверждал, что персонаж становитс€ трагическим героем, когда перестает сопротивл€тьс€ неким высшим законам, а принимает их, сознательно и смиренно. јбсолютное большинство людей бежали бы на край света, мен€ли бы внешность, пол – что угодно. ј он ходит по городу без охраны – и никак не сопротивл€етс€.

- Ќу, понимаешь, ему же не группировка бандитска€ угрожает, которой он перешел дорогу. ќн эту смерть, как мне кажетс€, действительно принимает – как смертельную болезнь, как рак или ¬»„. ≈сть старый седой закон: была пролита кровь – кто-то должен за это ответить. ќн это пон€л на каком-то подсознательном уровне. « то должен заплатить? я должен заплатить». ¬сЄ. Ѕежать бесполезно. Ёта мысль вертитс€ у него в голове. ≈му предлагают казаков дл€ охраны, еще какие-то. ј он чувствует, что смерть-то – в голове. » его убьют везде. »менно потому, что нет конкретных убийц, а есть древнейший закон мироздани€. ј дальше – с этим страхом очень т€жело жить, поэтому лучше скорее. » он начинает ходить по улицам один.

- “ы представл€ешь себе такого современного чиновника?

- ƒа дело не в чиновниках даже. ћы все в каком-то смысле чиновники: сегодн€ не были, а завтра нам предложили – и стали. ¬опрос в том, готов ли ты в глобальном смысле нести ответственность за свои поступки? ≈сли ты говоришь: «“ак €-то здесь причем?» – тогда да, в Ѕаден-Ѕаден.

- ј твой губернатор, получаетс€, готов? ’от€, по его логике, и ни в чем не виноват?

- ѕолучаетс€, что так. ѕо логике все правильно. Ќо на вопрос: кто €, он себе отвечает: «”бийца детей. Ѕоюсь, что € – подлец».

- “о есть, выходит, что он – без вины виноватый. ∆ертва того, что в мире сдвинулись пласты социальные, и он попал в эти жернова. ќн мог бы впасть в истерику, но принимает ту ситуацию со смирением.

- Ќе думаю, что он так холодно обо всЄм этом размышл€ет.  рыша-то от всех этих переживаний у него определенно слегка поехала. Ќо вот это чувство, что он должен ответить за пролитую кровь, потому что так мир устроен, – оно да, приходит. » не только он это чувствует. —лугу вот спрашивает: ≈гор, убьют мен€? – «”бьют». – ј почему? – «Ќарод желает». Ќу хорошо, убьют, так убьют. ј можно тогда уже скорее?

- ≈сть у него ощущение кромешного ада и кошмара в эти последние дни?

-  онечно, есть.

- “о есть, он себе назначает добровольную пытку, которую и врагу не пожелаешь и тем самым своЄ преступление отчасти искупает?

- ѕонимаешь, тут ведь речь о том, что обычно люди не хот€т признавать себ€ ответственными. » действительно, в ситуации моего геро€ можно переложить ответственность на кого угодно: а зачем рабочие детей принесли, а € не отдавал приказа стрел€ть по дет€м – это всЄ солдаты, а у мен€ было предписание… ќправдатьс€ перед собой вроде бы просто. ј прин€ть тот факт, что тут есть тво€ вина и стать дл€ всех убийцей – крайне сложно.

- “о есть, если говорить о ситуации с российским менталитетом вообще, с которой мы начали, то огромную армию чиновников, по-твоему, можно не брать в расчет, они всЄ равно ничего не решают. ј есть 85 процентов населени€, дл€ которых существует хороший царь, и 15 процентов – дл€ которых существует царь плохой. » так будет всегда.

- Ќо проблема при этом в том, что человеку очень трудно поверить, что он – плохой, гораздо легче прин€ть вранье.

- “ы сейчас про чиновников говоришь?

- Ќет, про нас. ¬ранье из телевизора мы же принимаем. 85 процентов вер€т в это почему? ѕотому что не хот€т верить в другое.

- Ќаверное просто не хот€т включить лампочки в мозгах?

- Ќет, не так. Ёто не вопрос истины, это вопрос веры. ” мен€ лично был случай. я сцепилс€ в соцсети с человеком, которого очень хорошо знал. ќн написал: «“анки на ƒонбассе? ’ахаха. ѕокажите хоть одно видео». я скачал тринадцатиминутное видео и человеку отправил. Ќаши танки едут на ƒонбасс, вокруг молодежь, подростки сто€т, кричат: конец бандеровцам и так далее. ќтсылаю ему. ќн мне присылает в ответ стоп-кадр, где зафиксировано такси.  омментарий: это фейк, сам ищи, откуда это такси. я разгл€дел номер телефона на двери такси, посмотрел в интернете: это был номер реального такси города Ќовошахтинск под –остовом. ћне мало, позвонил по этому номеру, мне подтвердили: да, мы действующее такси в Ќовокаменске. ќтсылаю своему респонденту. ќн снова в ответ: фейк, вот как вход€т наши танки – и шлет, как в √рузию входит колонна новых российских танков. ќбъ€сн€ть человеку что-либо еще было бессмысленно. Ёто – вопрос веры: мы – хорошие, там – фашисты. я же тоже не читаю определенного рода статьей, если € по заголовку понимаю, что содержание мен€ будет раздражать.

- Ќо у чиновников-то это вр€д ли вопрос веры?

- Ќет, конечно. ” них все просто. ≈сть тренд, спущенный сверху: вот этих мы сейчас любим, а этих – нет. ј потом – наоборот. «Ќаконец-то мы не пьем это фашистское «Ѕоржоми» – «—лава богу, «Ѕоржоми» к нам вернулось». “олько в этом случае чиновник может усидеть на своем месте. — населением иначе – ему предлагаютс€ разные вопросы, в зависимости от политической ситуации: вот сейчас же у нас нет вопроса бандеровцев, у нас есть вопрос —ирии. — государством, запрещенным на территории –оссийской федерации нам очень важно разобратьс€, а эти американцы поддерживают это государство и говор€т нам не бомбить јлеппо…

- —топ. — этим всЄ пон€тно. “ы мне скажи, это только в –оссии такой удивительный менталитет или это закон всеобщий, как тот закон о возмездии, который принимает твой губернатор?

- ” нас были 10 лет, когда можно было иметь свое мнение. ћожно было делать свой выбор. » народу это не понравилось. Ќекомфортно это. √ораздо проще, когда мы – молодцы, а они – подлецы. ћы вот с при€телем служили в армии. я систему просто ненавижу: в дев€ть на завтрак, в два – на обед. ј при€тель мой, когда год уже отслужили, вдруг говорит: «√осподи, как хорошо! Ќи о чем не надо думать: что на обед, когда на обед? ¬сЄ пон€тно. ¬от тебе гимнастерка, вот порт€нки, вот овс€нка. ѕо п€тницам – бан€. — теб€ сн€ли вопрос выбора, а значит, и ответственности. ѕрекрасно!

- ≈ще раз: на твой взгл€д, это вопрос российского менталитета или всеобщий закон?

- ћы по-другому не жили. ћы не жили с личной ответственностью за свой выбор. » потому мы так быстро, радостно, счастливо от него отказались.

∆анна «арецка€, «‘онтанка.ру»  

„ем зан€тьс€ 5 Ч 7 июн€: ¬ыпускной с Ћеди √агой, рецидив Ђ“отального диктантаї, Ѕыков и ѕиотровский, экскурси€ по египетской гробнице

ќтпразднуйте окончание школы с американскими звЄздами, узнайте, каким будет брак после коронавируса, выучите запретные слова и подготовьтесь снимать собственное кино.  аким будет уикэнд 5 Ч 7 июн€, решать вам, Ђ‘онтанкаї подсказывает лучшие событи€.

—татьи

>