‘ото: DRIFE Productions ѕродюсерский центр јндре€  ончаловского

ќбыкновенное чудо: в прокате Ђ–айї  ончаловского

19 €нвар€ 2017, 13:53
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

Ќа экранах – «–ай» јндре€  ончаловского, самый успешный в фестивальном плане отечественный фильм прошлого года, получивший в ¬енеции почетного «Ћьва». » просто лучша€ работа в фильмографии большого режиссера.

√лавное, чего стоило от «–а€» ждать — что фильм станет выходом режиссера из зат€жного кризиса, кра€ которому не было видно уже очень давно. Ћет двадцать, не меньше, большой автор, крупнейша€ фигура отечественного кино пробавл€лс€ сущей ерундой. ¬ лучшем случае повтор€л пройденное — играл с документальностью «јси  л€чиной» в «Ѕелых ночах почтальона “р€пицына». ¬ худшем — снимал совершенно не соответствующие его уровню и статусу безделушки («√л€нец», о котором и вспоминать стыдно) или претенциозное кино в подростковом духе («ƒом дураков», о котором и не вспоминают). «ўелкунчика» и телевизионные поделки оставим без комментариев. «а этим всем как-то забылось, что  ончаловский — один из лучших сценаристов в истории русского кино, полноправный соавтор «–ублева» и «»ванова детства», единственный отечественный автор, который смог найти себ€ в американской киноиндустрии и худо-бедно там устроитьс€, пусть и на врем€. „то это, в конце концов, – единственный живой и активно работающий на территории –‘ режиссер «золотого поколени€» шестидес€тников (»оселиани и ћуратова все-таки давно уже перешагнули рамки русского кино, они космополиты). «–ай» обо всем этом напоминает. » даже больше.



‘ото: DRIFE Productions ѕродюсерский центр јндре€  ончаловского

 ончаловский здесь действительно впервые за долгое врем€ выступает как большой и серьезный сценарист. «–ай» – это переплетающиес€ истории трех героев. –усской аристократки-эмигрантки, модного редактора журнала Vogue. ¬итального француза, милого простака, ради спасени€ своей семьи и ее благополучи€ сотрудничающий с немецкими оккупационными власт€ми. Ќаконец, романтика-офицера ——, коротающего на службе т€желое военное врем€: кончитс€ война — вернетс€ к изучению наследи€ јнтона ѕавловича „ехова, которым прежде занималс€ в университете. »грают их, соответственно, ёли€ ¬ысоцка€, французский комик ‘илипп ƒюкен и немец  ристиан  лаусс. 



‘ото: DRIFE Productions ѕродюсерский центр јндре€  ончаловского

 онечно, во многом лучшее, что есть в «–ае», сделано идеальным союзником, которого нашел дл€ себ€  ончаловский, оператором јлександром —имоновым. ѕосто€нный соавтор Ѕалабанова, сн€вший все его ленты после «√руза-200», здесь он выдаЄт неверо€тное по выразительности визуальное решение. ¬ суровой черно-белой гамме жизнь героев показана как будто с небес, глазами стороннего наблюдател€, всЄ про них знающего. “акого доброго ангела.  амера не сдвигаетс€ с места, меланхолично смотрит со стороны на диалоги, завтраки, беседы эсэсовцев, жизнь лагерных бараков. “олько изредка, когда нужно подчеркнуть драматизм, статика и меланхоли€ смен€ютс€ документальностью. —имонов мастерски стилизует такие короткие вставки — драки, аресты, смерти заключенных концлагерей — под материалы архива кинофотодокументов.

“акие скупость и документальность как художественные приемы оправдывают даже самые спорные актерские решени€. ј они тут все спорные: только ленивый не будет упражн€тьс€ в остроумии по поводу комика в трагической роли или, например, ¬иктора —ухорукова в роли √иммлера, «поварихи» ¬ысоцкой. Ќо все они на экране предельно органичны и естественны. —ухорукова не узнать, да и говорит он по-немецки, без фирменного сиплого интонировани€ «¬от уроды!» ¬ысоцка€ только зачитывает текст — ничего толком не играет.  омик ƒюкен придает персонажу дополнительное измерение своей характерной пучеглазой физиономией.



‘ото: DRIFE Productions ѕродюсерский центр јндре€  ончаловского

Ќо главное, что здесь делает  ончаловский, относитс€ к самому названию. »менно в том, как он раскрывает метафору ра€ — ответ на вопрос, в чЄм значительность и исключительность этого автора. ƒраматургическа€ конструкци€ фильма держитс€ на монологах героев, которые те зачитывают на крупных планах, сид€ за столом. —ловно на допросе. Ќа каждом — то ли пижама, то ли тюремные робы. » если поначалу кажетс€, что это строгий судь€ или следователь допрашивает персонажей — где вы были с 1939 по 1945 годы? – то достаточно быстро, уже на тридцатой минуте экранного времени, становитс€ €сно: эти монологи они зачитывают именно что из ра€. “ого, в который попали после своей смерти. ƒальше — больше: о рае здесь много говор€т.   раю стремитс€ офицер ——. –ай стро€т коммунисты, с которыми он воюет. –ай тут, в конце концов, показывают: герой  лаусса раз за разом пересматривает кинохронику своей счастливой довоенной жизни, отдыха в »талии, и этот рай — фальшивый: лишенный звука, театральный, игривый, он выгл€дит как плоха€ постановка чеховской пьесы. 

Ќаконец, метафора раскрываетс€ самым из€щным образом. –ай — это не идеологи€. » даже воспоминани€ — не рай. –ай — это кино. ƒуши людей, чьи жизни искорежила и уничтожила война, попадают не на небеса, а пр€миком на экран. “уда, где они могут, наконец, выговоритьс€. Ѕыть живыми, насто€щими, эмоциональными (эпизоды монологов как раз эмоциональностью и живостью выдел€ютс€ на общем фоне). ќсвободитьс€ от идеологий, убеждений, вынужденных шагов. —тать свободными. “акое отношение к кино — романтическое, юношеское — характерно только дл€ одного поколени€. “ого, к которому  ончаловский принадлежал. “е, кто к этой генерации относилс€, либо ушли на тот свет (“арковский, “рюффо, јлен –ене), либо тронулись умом и давно свой романтизм промен€ли на симул€цию авангардизма (√одар).  ончаловский единственный пронес отношение к кинематографу как к чуду до глубоких седин. » вот это – то, что восьмидес€тилетний (почти) старик искренне верит в то, что его ремесло — производство чудес, реализаци€ ра€ дл€ людей — само по себе чудо.

»ван „увил€ев, специально дл€ «‘онтанки.ру»  

Ђ≈го портрет Ч в каждой работеї. ќткрылась посмертна€ выставка создател€ Ђѕетербургского ангелаї

Ђ‘онтанкаї побывала на персональной выставке скульптора –омана Ўустрова и узнала, как обсто€т дела с установкой пам€тника петербургской старушке

—татьи

>