
«Кредо убийцы». Теперь и на большом экране

В прокате – «Кредо убийцы», экранизация популярной компьютерной игры Assasin Creed. И редкий случай, когда перенесенная на экран бродилка становится очень сильным драматургическим материалом.
Режиссер «Кредо» Джастин Курзель достаточно громко о себе заявил в прошлом году — снял «Макбета» с тем же Фассбендером в главной роли. Аккуратную и старательную экранизацию шекспировской трагедии. Теперь продвинулся на уровень выше. «Кредо» снова кино очень актерское: и придумано именно для демонстрации возможностей Фассбендера (почти неограниченных) и его коллег.
Переведенное на русский название не должно вводить в заблуждение — это правда Assasin's Creed. Сюжет — тот же, что в игре. Главный герой при помощи новейших технологий отправляется в прошлое, чтобы перевоплотиться в своего предка и принять участие в борьбе ассассинов с тамплиерами. Но поклонниками игры состав зрителей, которым «Кредо» может быть интересно, не исчерпывается. Лента не столько для геймеров, сколько для ценителей тонкого актерского скусства. Состав исполнителей, правда, сильнейший — Майкл Фассбендер, Марион Котийяр, Джереми Айронс, Брендан Глиссон, Шарлотта Рэмплинг. Актеры все не столько блокбастерные, сколько утонченные и камерные. Айронс, конечно, играл в последнем «Бэтмене», а Фассбендер вообще снимается в «Людях Икс». Но манера их игры все же ни разу не блокбастерная.
Курзель в «Кредо» ни в коем случае не «переносит на экран» игру и не спекулирует на ее популярности. Assassin's Creed здесь — повод для выстраивания достаточно хитрой драматургической конструкции. Противостояние тамплиеров и ассассинов распространяется далеко за границы собственно путешествия в прошлое. Персонаж Фассбендера — преступник, которого берется перевоспитывать таинственная организация во главе с талантливым ученым (давно ставший синонимом интеллигентности в актерской манере Айронс) и его дочкой (Котийяр). Заодно они решают с помощью криминалитета завладеть магическим яблоком Адама, чтобы установить на Земле власть тамплиеров.
Курзель здесь эффектно смешивает компьютерную игру с «Заводным апельсином». Зрелищность – с вечной темой зла, которое невозможно, да и не нужно искоренять. Формат пестрых картинок с драками – с психологической драмой. Причем делает это вполне виртуозно – легко и изящно. Для него компьютерная игра — то же, что шекспировский текст: повод для действия.
Может, единственное, что ленте в некотором смысле вредит — амбиции и самоуверенность. Курзель, кажется, не желает и думать о том, что «Кредо» может остаться без продолжения. И нарочно ключевой конфликт ленты — между чистюлями-тамплиерами и злодеями-ассассинами – оставляет неразрешенным. Продолжение следует, смотрите совсем скоро в кинотеатрах, – словно бы читается в подтексте. От этого страдает не только фильм как таковой — он остается без эффектного финала, который подобной эпопее просто необходим. От этого, в каком-то смысле, страдает и будущее проекта. Курзель ведет себя так, словно уже имеет в кармане и контракт на сиквел, и актерскую команду. Что не слишком корректно. Черт его знает, получится ли у Курзеля в сиквеле снова собрать такой актерский цветник. Да и сохранит ли он вообще режиссерское кресло за собой. Может, пройдет пара лет, и на экраны выйдет новое «Кредо», состряпанное каким-нибудь юным китайским талантом, и не будет в нем ни Рэмплинг, ни Котийяр. Останется один Фассбендер в красивом футуристическом костюмчике. Обидно будет. Но главное все же не в этом, бог с ним с будущем. Вряд ли стоило вообще откладывать что-то на потом явно в ущерб настоящему и лишать публику в полной мере насладиться хорошим кино. Это уже прямо совсем какой-то странный режиссерский эгоизм.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Куда пойти 4–6 апреля: Куда пойти 4–6 апреля: голос Бориса Рыжего, акварели в Русском музее, весна в Ботаническом, выставка Пикассо и уроки веселья от Хармса
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 03 апреля 2025 - В Петергофе — технический пуск воды. Как сейчас выглядят фонтаны и скульптура после зимы?
- 02 апреля 2025 - «Меня заставили». Владимир Кехман рассказал, как поставил «Богему» в Михайловском театре
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
Статьи
-
02 апреля 2025, 14:17От обилия телепроектов апреля просто глаза разбегаются: «Актёрище» с Дмитрием Нагиевым, музыкальное драмеди «ВИА „Васильки“, спин-офф „Беспринципные в Питере“, а ещё тьма голливудских мега-премьер — от новых сезонов „Одни из нас“, „Рассказа служанки“ и „Чёрного зеркала“ до новинок вроде „Умираю, как хочу секса“ и балетного сериала „Этуаль“!
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».