«Кредо убийцы». Теперь и на большом экране

05 января 2017, 14:59
Версия для печати Версия для печати

В прокате – «Кредо убийцы», экранизация популярной компьютерной игры Assasin Creed. И редкий случай, когда перенесенная на экран бродилка становится очень сильным драматургическим материалом.

Режиссер «Кредо» Джастин Курзель достаточно громко о себе заявил в прошлом году — снял «Макбета» с тем же Фассбендером в главной роли. Аккуратную и старательную экранизацию шекспировской трагедии. Теперь продвинулся на уровень выше. «Кредо» снова кино очень актерское: и придумано именно для демонстрации возможностей Фассбендера (почти неограниченных) и его коллег.

Переведенное на русский название не должно вводить в заблуждение — это правда Assasin's Creed. Сюжет — тот же, что в игре. Главный герой при помощи новейших технологий отправляется в прошлое, чтобы перевоплотиться в своего предка и принять участие в борьбе ассассинов с тамплиерами. Но поклонниками игры состав зрителей, которым «Кредо» может быть интересно, не исчерпывается. Лента не столько для геймеров, сколько для ценителей тонкого актерского скусства. Состав исполнителей, правда, сильнейший — Майкл Фассбендер, Марион Котийяр, Джереми Айронс, Брендан Глиссон, Шарлотта Рэмплинг. Актеры все не столько блокбастерные, сколько утонченные и камерные. Айронс, конечно, играл в последнем «Бэтмене», а Фассбендер вообще снимается в «Людях Икс». Но манера их игры все же ни разу не блокбастерная.

 

Курзель в «Кредо» ни в коем случае не «переносит на экран» игру и не спекулирует на ее популярности. Assassin's Creed здесь — повод для выстраивания достаточно хитрой драматургической конструкции. Противостояние тамплиеров и ассассинов распространяется далеко за границы собственно путешествия в прошлое. Персонаж Фассбендера — преступник, которого берется перевоспитывать таинственная организация во главе с талантливым ученым (давно ставший синонимом интеллигентности в актерской манере Айронс) и его дочкой (Котийяр). Заодно они решают с помощью криминалитета завладеть магическим яблоком Адама, чтобы установить на Земле власть тамплиеров.

Курзель здесь эффектно смешивает компьютерную игру с «Заводным апельсином». Зрелищность – с вечной темой зла, которое невозможно, да и не нужно искоренять. Формат пестрых картинок с драками – с психологической драмой. Причем делает это вполне виртуозно – легко и изящно. Для него компьютерная игра — то же, что шекспировский текст: повод для действия.

Может, единственное, что ленте в некотором смысле вредит — амбиции и самоуверенность. Курзель, кажется, не желает и думать о том, что «Кредо» может остаться без продолжения. И нарочно ключевой конфликт ленты — между чистюлями-тамплиерами и злодеями-ассассинами – оставляет неразрешенным. Продолжение следует, смотрите совсем скоро в кинотеатрах, – словно бы читается в подтексте. От этого страдает не только фильм как таковой — он остается без эффектного финала, который подобной эпопее просто необходим. От этого, в каком-то смысле, страдает и будущее проекта. Курзель ведет себя так, словно уже имеет в кармане и контракт на сиквел, и актерскую команду. Что не слишком корректно. Черт его знает, получится ли у Курзеля в сиквеле снова собрать такой актерский цветник. Да и сохранит ли он вообще режиссерское кресло за собой. Может, пройдет пара лет, и на экраны выйдет новое «Кредо», состряпанное каким-нибудь юным китайским талантом, и не будет в нем ни Рэмплинг, ни Котийяр. Останется один Фассбендер в красивом футуристическом костюмчике. Обидно будет. Но главное все же не в этом, бог с ним с будущем. Вряд ли стоило вообще откладывать что-то на потом явно в ущерб настоящему и лишать публику в полной мере насладиться хорошим кино. Это уже прямо совсем какой-то странный режиссерский эгоизм.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»
 

Куда пойти 4–6 апреля: Куда пойти 4–6 апреля: голос Бориса Рыжего, акварели в Русском музее, весна в Ботаническом, выставка Пикассо и уроки веселья от Хармса

В этот уик-энд не пропускаем гастроли театров из других стран, любуемся первоцветами в Ботаническом саду и знакомимся с работами аквалериста пушкинской поры в Русском музее.

Статьи

>