‘ото:  оллаж "‘онтанка"/»нтерпресс

„то случилось в культуре в 2016 году

31 декабр€ 2016, 22:16
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

—амые значимые люди в российской и мировой культуре в 2016 году, ее самые значительные событи€ и ключевые тенденции... ¬ материале «‘онтанки» итоги года в культурной сфере анализируют эксперты: независимые кино- и театральный критики ћихаил “рофименков и ∆анна «арецка€, куратор отдела современного искусства Ёрмитажа ƒмитрий ќзерков и пианист јлексей √ориболь.

 »Ќќ
ћихаил “рофименков, кинокритик:

- Ќаверное, € прежде всего буду говорить про российское кино, так мне кажетс€ правильным. ¬ начале года €, как фанат «Ћенфильма», очень приободрилс€, когда впервые за долгое врем€ по€вилс€ фильм с логотипом нашей киностудии. » фильм очень достойный по роману замечательного писател€. я говорю про « онтрибуцию» —ерге€ —нежкина. Ёто качественное авантюрное кино на отличном литературном материале. ѕричем, что отдельно дл€ мен€ важно, в нем впервые по€вились не подвалы „ , а подвалы белогвардейской контрразведки — так что баланс несколько восстановлен. ќчень жду продолжени€: дай бог, чтобы эта вспышка на «Ћенфильме» не оказалась единичной.

ћне кажетс€ очень правильной и хорошей тенденци€, котора€ также про€вилась в этом году: это приход в большое постановочное кино абсолютных авторов, до того снимавших радикальное авторское кино и высказывавших в нем до конца всЄ, что они хотели высказать. Ёто, во-первых, јлексей ћизгирев (« онвой», «Ѕубен, барабан», « ремень»), во-вторых – Ќиколай ’омерики («—казка про темноту», «—ердца бумеранг»). ќни оказались в разных исходных обсто€тельствах, поэтому разным оказалс€ результат. ћизгирев получил от продюсеров, которым честь и хвала, право снимать фильм по собственному сценарию — и сн€л качественную романтическую драму «ƒуэл€нт» со всей ее мрачностью, масштабностью и иронией. ’омерики получил сценарий про советскую реальность, написанный людьми, ничего про эту реальность не понимающими. » несмотр€ на то, что он сделал всЄ, что мог, и ему сильно помогал исполнитель главной роли —ергей ѕускепалис, результат получилс€ менее убедительным. я имею ввиду фильм «Ћедокол». ѕри этом, как мне рассказывали,  ол€, будучи по природе своей нежным романтиком, про€вил себ€ довольно жестким режиссером и весьма успешно управл€лс€ с ледоколами и «звездами».

“ак что сказать, что не было в этом году хороших фильмов, никак нельз€, но печально, что их в итоге оказалось меньше дес€ти. » это в √од кино.

„то мне доставило особенную зрительскую радость — это «ƒама ѕик» ѕавла Ћунгина. Ёто возвращение к истокам русского кино и попытка развить его готическую линию — то, что замечательно делал ≈вгений Ѕауэр в 1915-17 годах и что потом исчезло совершенно. ѕо-моему, это лучший фильм Ћунгина за последнее врем€, уровн€ его «Ћинии жизни». „то касаетс€ сн€вшейс€ в главной роли  сении –аппопорт, то — сейчас скажу довольно странный комплимент — создаетс€ такое ощущение, что режиссер в первый раз не мешал ей играть, и она, использовав все свои знани€, понимание и всю ненависть к театральному закулисью, сыграла вкусную оперную стерву.

 сени€ –аппопорт в кадре из фильма
 сени€ –аппопорт в кадре из фильма "ƒама ѕик", режиссер ѕавел Ћунгин

‘ото: kinopoisk.ru

„то касаетс€ геро€ года, то таковым был € назвал кинокритика –ому ¬олобуева, который рискнул наступить на те же грабли, на которые наступали многие его и мои коллеги — он выступил режиссером и сн€л «’олодный фронт». —ейчас критики так уже не поступают, это нынче не модно. Ќо –ома не опозорилс€, сн€л кино, ноги которого пон€тно, откуда растут – из  лода Ўаброл€. Ќа фоне всего отечественного кино этот фильм выгл€дит прихотью, капризом, но –оман ¬олобуев заслуживает упоминани€ в итогах года – за героизм.

ј что касаетс€ мирового кино, тут самыми значительными дл€ мен€ стали два великих старика, которые показали, что наход€тс€ в отличной режиссерской форме. 86-летний  линт »ствуд с «„удом на √удзоне» дошел до какой-то неверо€тной прозрачности и заставил зрителей смотреть этот абсолютно всем в зале известный сюжет с таким напр€жением, как будто фильм может закончитс€ как-то иначе, чем он закончилс€ в реальности и пилот может не посадить самолет на воды реки √удзон. ¬торой выдающийс€ старик — это ѕол ¬ерхувен, который почти в 80 лет сн€в прекрасный фильм «ќна», объ€снил, что он думает о французском интеллектуальном классе с такой же холодной ненавистью, с какой он объ€сн€л јмерике, что он думает про јмерику. ¬ фильме блистательно играет »забель ёппер.

», конечно, очень печально, что в этом году от нас ушли три отличных режиссера: ёра ѕавлов, »горь Ѕезруков и ∆енька ёфит.

ћ”«≈», ¬џ—“ј¬ »
ƒмитрий ќзерков, руководитель отдела современного искусства Ёрмитажа:

- Ќачну с негатива. ƒл€ мен€ крайне важным событием со знаком минус в сфере искусства оказалось закрытие √осударственного центра современного искусства (√÷—»), его сли€ние с –ќ—»«ќ и отмена его последней, давно анонсированной выставки «»змер€емое врем€: польский перформанс 1967–1989». Ќа мой взгл€д, это очередна€ попытка государства указать искусству, как ему жить. ’от€ совершенно очевидно, что единственной продуктивной позицией власти по отношению к искусству €вл€етс€ установка: максимально не мешать. ѕотому что, чем больше существует в государстве свободного нонконформистского искусства, тем более самому государству становитс€ пон€тно, как ему жить. »скусство – вещь настолько элитарна€, что загон€ть его в рамки довольно странно. Ќе говор€ уже о том, что, если начать современное искусство давить, оно не только не исчезнет – его станет еще больше, и оно всЄ равно будет гораздо интереснее, чем официоз.

„то касаетс€ плюсов, € очень рад, что состо€лась выставка яна ‘абра у нас в Ёрмитаже, котора€, напомню, продолжитс€ до апрел€. ’от€ называть яна ‘абра человеком года € бы не стал. “ут важнее само событие. ѕотому что в случае с ‘абром в результате попытки неких лиц раздуть вокруг выставки скандал случилс€ очень важный диалог искусства и общества. ј искусство не должно быть оторвано от общества, оно должно говорить с обществом на его €зыке. ¬едь искусство можно осуждать, а можно обсуждать: эти слова отличает всего одна буква, но разница – колоссальна. ¬ контексте выставки действительно состо€лс€ целый р€д серьезных обсуждений такого €влени€, как ян ‘абр, очень важных, в том числе, и самому ‘абру. ѕотому что, если свободного искусства, которое развиваетс€ по своей логике, нет, то нам останетс€ только слушать свои «¬аленки», в которых нас и похорон€т.

ќ выставке ‘абра очень много говор€т, но вот недавно в Ќиколаевском зале Ёрмитажа открылась выставка «»з сервизных кладовых» – и она кажетс€ мне не менее крутой. ѕотому что это не только посуда, это рассказ об укладе жизни через те предметы, которые сто€т на столе. ќни, эти предметы, которых выставлено более тыс€чи, могут рассказать о том, как проводились вечера, о чем люди говорили, что обсуждали. » тут же, неподалеку, сто€т €щики из-под этих сервизов – и можно вообразить, какое количество людей обслуживало этот быт. —ловом, эти многочисленные подлинные предметы рассказывают, как жили люди,, которые ими пользовались, воссоздают в мелочах, реанимируют реальность, которой давно не существует.

“акже дл€ мен€ очень значимо, что ѕремию  андинского в номинации «ѕроект года» получил јндрей  узькин, художник, долго не замечаемый и недооцененный. Ёто частна€ преми€, и € убежден, что это не отдельный случай, а очень прогрессивна€ тенденци€. ¬от ‘онд ѕотанина подарил коллекцию российского нонконформистского искусства парижскому ÷ентру ѕомпиду – и это крайне важно, поскольку про российское искусство второй половины XX века миру вообще мало что известно. јндрей ћолчанов и его компани€ стро€т «Ёрмитаж ћосква». » таких значительных частных инициатив будет всЄ больше и больше.

≈сть неслучившеес€ событие года, которого ждали многие – польский поезд, который обнаружилс€ в некоем подземном тоннеле в прошлом году: еще в конце прошлого года пол€ки сообщили, что поезд, €кобы, стоит там со времен войны, и в нем может находитьс€ чуть ли не €нтарна€ комната. Ќо потом как-то всЄ затихло.

ћихаил ѕиотровский
ћихаил ѕиотровский

ј если все-таки говорить о человеке года, то € считаю, что это – ћихаил Ѕорисович ѕиотровский. » не потому что он – мой начальник, а потому он очень €сно, без вс€ких иллюзий, как историк и как востоковед, видит, понимает и формулирует публично то, что происходит в мире и в –оссии. », кстати, в 2017 году исполнитс€ 25 лет, как ѕиотровский стал директором Ёрмитажа.

ћ”«џ ј
јлексей √ориболь, пианист:

- „то касаетс€ событий в мире музыки, случившихс€ в 2016 году, то в опере это, несомненно, «Ѕилли Ѕадд» в Ѕольшом театре – потому что, помимо осуществившегос€ ожидани€, что это будет очень хорошо, кроме по-насто€щему сильных работ английских солистов, необходимо отметить уникальную работу самого Ѕольшого театра: оркестра, хора, филигранных с точки бриттеновского стил€ работ наших реб€т, выход€щих в небольших парти€х – —танислава ¬олкова, ћарата √ули, —танислава ћостового. » конечно потр€с ёрий —амойлов – баритон, который спел Ѕилли Ѕадда: он оказалс€ просто влитой – фактурой, качеством голоса и стилем. ƒа и саму постановку стоит отметить: осуществленна€ силами јнглийской национальной оперы, строга€, предельно корректна€, она не отт€гивала на себ€ внимани€, позвол€€ сосредоточитьс€ на достоинствах музыки Ѕриттена.

ѕродолжа€ говорить об опере, стоит отметить дебют ќлеси ѕетровой на сцене ћихайловского театра: она спела —антуццу в «—ельской чести» и √рафиню в «ѕиковой даме». я считаю ќлесю одним из лучших на данный момент меццо-сопрано в –оссии. ј тут, помимо всего прочего, она про€вила себ€ еще и как разносторонне одаренна€ актриса.

√лавное событие в балетном мире – определенно, фестиваль «Context. ƒиана ¬ишнева» с интереснейшими современными постановками, мастер-классами, фильмами, – который определ€етс€, в первую очередь, личностью самой ƒианы: ее буквально жертвенным отношением к профессии, ее умением собирать вокруг себ€ единомышленников, ее феерическим талантом балерины.

ƒиана ¬ишнева
ƒиана ¬ишнева

‘ото: ѕредоставлено организаторами фестивал€ ЂContext. ƒиана ¬ишневаї

¬ сфере исполнительского искусства главное событие года – это, несомненно, победа на ћеждународном конкурсе пианистов в —иднее нашего јндре€ √угнина. Ёто крупнейший конкурс, нар€ду с конкурсами  лайберна и „айковского. ѕричем, јндрей √угнин вз€л еще и все возможные побочные призы: за лучшее исполнение фортепианного концерта, лучшее исполнение фортепианного концерта XIX–XX веков, лучшее исполнение сонаты дл€ скрипки и фортепиано. ¬опросы вызывает тот факт, что на прошлом  онкурсе „айковского јндрей не прошел на второй тур. ќтмечу, что победа √угнина в —иднее – это победа той ветви русской фортепианной школы, котора€ идет от √енриха Ќейгауза, потому что √угнин училс€ у ¬еры √орностаевой, и очень жаль, что она не дожила до триумфа своего ученика.

¬ очень важном международном оперном конкурсе – «ќперали€» ѕласидо ƒоминго – тоже два российских лауреата, молодых артиста, только что прин€тых в труппу Ѕольшого театра: тенор Ѕогдан ¬олков, о котором € уже говорил в св€зи с «Ѕилли Ѕаддом», получил вторую премию, а ќльга  ульчинска€ – третью.

≈ще € хочу сказать о неверо€тной активности в 2016 году московского композитора —ерге€ јхунова. ≈го сочинени€ исполн€ют ведущие российские музыканты. ¬ этом году вышел его первый диск и состо€лс€ его большой авторский концерт в московском ƒоме музыки – с участием музыкантов-виртуозов ѕолины ќсетинской, ¬ладимира –озанова, –устама  омачкова. » € приложу все усили€, чтобы организовать авторский концерт —ерге€ јхунова в ѕетербурге.

» последнее, что € хотел бы отметить в этом году – де€тельность нашей главной отечественной студии «ћелоди€», абсолютно реформированной  ариной јбрам€н. «ћелоди€» превратилась в мощную живую студию. «десь вышли уникальные диски: диск к столетию Ёмил€ √илельса, диск «¬се симфонии Ўостаковича» в разных интерпретаци€х – к 110-летию, впервые в записи вышли «ƒети –озентал€» Ћеонида ƒес€тникова. ѕричем, отдельно надо сказать про полиграфическую роскошь этих изданий и их триумф на «ападе.

“≈ј“–
∆анна «арецка€, театральный критик:

- “еатр в 2016 году более, чем какой-либо другой вид искусства, беспокоил чиновников, вплоть до самых высоких. Ќо театр уже успел к этому подготовитс€ – за два года со времен «“ангейзера» он научилс€ адекватно реагировать на выпады чиновничьей братии. “ак что в уход€щем году функционеры терпели поражение за поражением. —начала минкульту не удалось не продлить договор с художественным руководителем Ѕƒ“ јндреем ћогучим, поскольку актеры театра встали на защиту своего лидера целой и цельной труппой, затем вс€ театральна€ –осси€ вступилась за Ѕориса ћильграма, возглавл€ющего пермский «“еатр.“еатр», которого собралс€ уволить министр культуры ѕермского кра€ – в результате отстраненным от должности (правда на врем€) оказалс€ сам чиновник, милоновска€ камариль€ пыталась сорвать спектакль «¬се оттенки голубого» во врем€ гастролей театра «—атирикон»  онстантина –айкина в ѕетербурге – театр «Ѕалтийский дом» «минировали» оба дн€, но люди, переждав на улице меры безопасности, возвращались в зал в полном составе, а в дураках оставались чиновники, в том числе, и из —мольного, поскольку безмолвствовали и бездействовали, а говорил за них –айкин, поднима€сь на сцену и иронизиру€ над «охранител€ми нравственности». ѕублика встречала его речи овацией. Ќаконец, на —ъезде —оюза театральных де€телей –оссии  онстантин –айкин с трибуны произнес свою знаменитую речь о цензуре, которую вынужден был прокомментировать сам пресс-секретарь ¬ладимира ѕутина. –айкина поддержали руководители крупнейших театров страны, написав кто открытое письмо, кто колонку в прессе. “ак что титул человека года, который по итогам голосовани€ присвоила главе «—атирикона» јссоциаци€ театральных критиков –оссии, вполне заслужен. ¬прочем, в календаре театральных скандалов, спровоцированных волюнтаризмом «слуг народа», это событие последним не было. Ѕыл еще скандал в старейшем и самом крупном театральном вузе страны – московском √»“»—е, где студенты и педагоги театроведческого факультета вступили в борьбу против объединени€ их факультета с факультетом продюсерским, о котором за€вил и под шумок без главных сотрудников проголосовал новый ректор, ставленник минкульта √ригорий «аславский. —туденты устроили перформанс и забастовку, авторитетные педагоги, включа€ исследовател€ с мировым именем јлексе€ Ѕартошевича, потребовали переголосовани€, которое и состоитс€ после Ќового года. ≈динственное, что удручает – что дл€ выдающегос€ театрального менеджера Ѕориса ћездрича, уволенного после «“ангейзера», до сих пор с подачи министерства культуры действует запрет на профессию в госучреждени€х.

Ќо самое главное, что театр в истекшем году предъ€вил мощную эстетическую программу, без вс€ких скидок на продолжающиес€ нелепые попытки властей обсудить и установить «границы интерпретации классики» и вообще некие границы в сфере творчества – которые, собственно, и есть цензура. √нет свою линию «“еатр.DOC» – который раз в год обыскивают и высел€ют. ѕро€вл€ет стабильную социальную активность  ирилл —еребренников, планомерно выступа€ за здравый смысл – не только в «√оголь-центре», но и на своей странице в соцсети, котора€ имеет более 60 тыс€ч подписчиков, превратившись, таким образом, практически в —ћ». ћногие другие отечественные театры стабильно демонстрируют «эстетические расхождени€» с властью. Ћично дл€ мен€ основными художественными событи€ми 2016 года в области театра стали «√роза» јндре€ ћогучего в Ѕƒ“, где «темное царство» не имеет ничего общего с социальным пафосом, о котором писал ƒобролюбов, но напр€мую св€зано с фольклорной «тьмой» и нашим родимым мракобесием. «ѕроцесс», поставленный в театре « расный факел» “имофеем  ул€биным – о том, как человек позвол€ет системе манипулировать его мозгом и чем это неминуемо заканчиваетс€. ј также – «»ванов» “еатра наций того же “имофе€  ул€бина, где один из лучших артистов страны ≈вгений ћиронов исчерпывающе доказывает, что человек сложен, противоречив, непознаваем, непредсказуем – и убого выгл€д€т те, кто пытаетс€ его судить и им управл€ть.

≈вгений ћиронов в спектакле
≈вгений ћиронов в спектакле "»ванов", режиссер “имофей  ул€бин

‘ото: ѕредоставлено “еатром Ќаций

» непременно – «ѕоле» “еатра POST, где ƒмитрий ¬олкострелов с единомышленниками примен€ет к театру законы квантовой физики, демонстриру€ совершенно новый дл€ театра угол отражени€ реальности. Ќу и, конечно, весьма впечатлил фестиваль театра в нетеатральных пространствах «“очка доступа», который продолжает расшир€ть границы нашего воспри€ти€ театра как такового.

ќтдельно нужно отметить событи€, которые формально произошли не на территории театра, но относ€тс€ к так называемому тотальному театру. Ёто ƒень ƒовлатова, впервые прошедший в ѕетербурге со 2 по 4 сент€бр€, проведенный на деньги, собранные посредством краудфандинга и при огромном стечении народа. Ћюди с удовольствием включались в любые акции и игры, св€занные с персоной —ерге€ ƒовлатова, станов€сь участниками грандиозного трехдневного перформанса, который можно было бы условно определить как «¬озвращение ƒовлатова». ќтветственность за этот день несет персонально историк Ћев Ћурье и его виртуозна€ менеджерска€ группа. ¬торое событие из сферы тотального театра – выставка ƒмитри€ ¬олкострелова «ѕовседневность. ѕростые действи€», совместный проект ћосковского музе€ современного искусства (ћћќћј) и фестивал€ «“ерритори€»: посетители выставки немедленно становились ее экспонатами, их действи€ каталогизировались и отправл€лись в историю. ќтрефлексированна€ повседневность превращалась в театр, а люди, соответственно – в актеров. » в полной мере имели возможность осознать знаменитую шекспировскую формулу.

ќтдельно и сильно радует то, что инклюзивный театр – то есть, театр, в создании которого принимают участие люди с ограниченными возможност€ми, стал в –оссии делом привычным. ¬ 2016 году событием оказалс€ проект Galа, который осуществила с российскими участниками компани€ ∆ерома Ѕел€ (‘ранци€), приглашенна€ фестивалем NET – Ќова€ европейска€ реальность. Ќа таких проектах действительно начинает казатьс€, что цивилизаци€ дл€ нас – не за горами. ¬ этом смысле развитие российского театра ощутимо опережает развитие российского общества.

«‘онтанка.ру»

 

 

„ем зан€тьс€ 3-5 июл€: ѕетроджаз, ƒень ƒостоевского, Ѕольшой фестиваль мультфильмов, ƒиана ¬ишнева

¬се любимые городские проекты уход€т в онлайн Ч ну, вы же понимаете, лето не лето без ƒн€ ƒостоевского, без ѕетроджаза и новой музыки. ѕридетс€ смотреть из дома, чтобы не нарушать традиции и дл€ создани€ настроени€. ј если усидеть у экрана никак не получаетс€ Ч садитесь в машину или на корабль.

—татьи

>