
Оптимистик ченел: «Викинг» на экранах

Под занавес года на экраны вышел «Викинг» – биография юного князя Владимира с Данилой Козловским в главной роли. Самый громкий и шумный проект последних лет. От него ждали крови, патриотизма, державности, проклятий. А получилась малоубедительная миротворческая миссия.
Уже по первым кадрам «Викинга» видна рука мастера. Фильм предваряет заставка с логотипами трудносовместимых кинокомпаний — Первый канал, Фонд кино, михалковская студия Тритэ. Стало быть, ждет нас нечто экстраординарное, раз такие разные фигуры, как Михалков и Эрнст объединились. Затем — титр, объясняющий почти все и про фильм, и про создателей. «История — симптомы. Диагноз — это мы». И размашистая подпись. Мао Цзе Дун.
«Лихо закрученный сюжет» «Викинга» эту светлую мысль Великого Китайского Кормчего иллюстрирует: один из князей-Рюриковичей, Олег, случайно гибнет. Но в смерти его виноватым считается родной брат, Ярополк. А третий Рюрикович, Владимир, должен за смерть одного брата другому отомстить. Делать он этого очень не хочет, но приходится.
Крохобору выискивать в «Викинге» злободневности — сплошное удовольствие. Тут, например, кидаются во врагов натурально горящими покрышками (ну ладно, колесами). Все обсуждают Киев и спорят, кому там править. Авторы наверняка к тому и стремились, и наладить контакт со зрителем на уровне намеков и аллюзий получилось. Все прекрасно считывается. Братские народы зря спорят — что в «Викинга» заложено такое послание можно было догадаться заранее. Как и с тем, какую художественную форму союз сильнейших для своего произведения выберет. Из «Викинга» ковали нашего «Властелина колец». Сценарий Андрея Рубанова определенно под историческое фэнтези и писался (что удивительно — Рубанов в свое время считался надеждой русской литературы и писал книжки не про дремучее прошлое, а самое что ни на есть настоящее). Тут есть разлад княжеств, эпический размах, сильные персонажи, горы-реки-моря-ладьи, осада крепости как самый сильный драматургический ход. И сценарий — может, единственное составляющее «Викинга», вопросов не вызывающее.
Режиссер Андрей Кравчук, более всего известный по державному «Адмиралу», строит «Викинга» как монтаж аттракционов — решает фильм в подзабытом ключе «лопни мои глаза». Как череду крупных планов, не слишком друг с другом связанных. Кто-то мажет глиной голову, кто-то мажет лицо кровью, кто-то куда-то скачет, голая ляжка монтируется встык с безразличным взглядом Данилы Козловского. Связать эту агрессивную портретную галерею в какой-никакой эпос ни одно самое воспаленное зрительское сознание не способно. Она останется только чередой лиц, рук и ляжек, не более того.
Зато от такого решения определенно выигрывает «блестящий актерский ансамбль». За исключением, пожалуй, исполнителя главной роли Данилы Козловского — никто, видимо, уже не поверит в его актерские способности на экране. Он здорово держит кадр, обладает киногенией, но снимают его упорно в клиповом стиле, чтобы никаких актерских красок было не разглядеть. Остальные снимаются, словно на паспорт — Андрей Смоляков гремит красивым шлемом. Игорь Петренко корчит в диафрагму брови. Светлана Ходченкова и Александра Бортич в худших актерских традициях строят оператору глазки. Иным повезло еще меньше — большому актеру Максиму Суханову досталась, в общем, любопытная роль агрессивного воеводы Свенальда, но кроме бороды выразительных средств актеру не оставили.
Оператор «Высоцкого» и «Адмирала», Игорь Гринякин продолжает линию, которую проводил в этих фильмах. Клиповости, открыточности, пестроты. Только в житие белогвардейского мученика это можно было списать на пафос, а в биографии барда — на культовый статус героя. В фэнтезийном эпосе, где главное — размах повествования, раздробленность действия и пестрота только мешают. И даже то, что в «Викинге» все-таки есть, операторским решением топится.
Наверное, от «Викинга» вправду ждали чего-то большего, чем костюмированного парада с подвохом. Но получили то, что получили. Дешевый свод намеков и подмигиваний. Здесь ничего нет, кроме аллюзий с современностью да, может, еще впечатляющего факта, что лента была снята в Крыму, где декорации теперь предлагается посетить туристам. «Викинг» издал много шума — ну, ровно столько, сколько должен был издать по статусу — но по факту является все той же грубо сработанной чугунной болванкой.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Куда пойти 17 — 19 октября: мир Хармса в Фонтанном доме, «Слово-движение» в МДТ и «Послание к человеку»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 16 октября 2025 - С соседями подружиться не получилось. Книжный «Фаренгейт 451» переезжает в третий раз
- 15 октября 2025 - «Послание к человеку» откроют в Петербурге «Слоны-призраки» Вернера Херцога
- 15 октября 2025 - В Корпусе Бенуа заметили протечки — Русский музей проводит осмотры
- 15 октября 2025 - История экскурсовода из Самарканда и роман-опера из Китая. «Ясная Поляна» назвала победителей
- 14 октября 2025 - У дирижера Теодора Курентзиса вышла первая книга стихов
Статьи
-
16 октября 2025, 18:29С 17 по 25 октября Петербург снова станет столицей документального, игрового, анимационного и экспериментального кино: публику соберёт 35-й Международный кинофестиваль «Послание к человеку». В рамки Международного, Национального и экспериментального конкурсов, а также 11 спецпрограмм уместились более 170 фильмов из 43 стран мира. Рассказываем про самые важные показы фестиваля.
-
15 октября 2025, 16:30Петербург 15 октября узнает имена победителей II Международного конкурса молодых оперных исполнителей имени Ф. И. Шаляпина. Третий тур и гала-концерт пройдут на сцене Большого зала Филармонии. Накануне маэстро Фабио Мастранджело провел с финалистами и председателем жюри конкурса Вероникой Джиоевой открытую репетицию этого концерта на новой площадке своего театра — в Концертном зале на Английской набережной, где только-только завершилась реставрация
-
14 октября 2025, 21:16Музей-макет исторического центра Санкт-Петербурга «Петровская акватория», здания, корабли и жители которого были спешно «эвакуированы» на склад из-за внезапного досрочного расторжения договора аренды с новыми владельцами ТРК «Адмирал», нашел новое пристанище. «Фонтанка» поговорила с директором уникального проекта о том, как миниатюрный Петербург пережил переезд, что было утрачено из-за сжатых сроков и где теперь (и когда) искать полюбившуюся экспозицию.
-
14 октября 2025, 21:21В зале № 86 Русского музея началась первая комплексная научная реставрация больших полотен Григория Угрюмова (1764 — 1823) «Взятие Казани 2 октября 1552 года» и «Призвание Михаила Фёдоровича на царство 14 марта 1613 года». Более двухсот лет назад обе композиции заказал Павел I для убранства Воскресенского зала Михайловского замка, и создавал их Угрюмов в одно время, однако сегодня картины выглядят по-разному. «Фонтанка» узнала у реставраторов секреты картин, открывшиеся перед основным этапом реставрации.
-
06 октября 2025, 14:55
-
13 октября 2025, 18:17
-
05 октября 2025, 19:22