Гоголь. Театр. Смерть
В субботу, 17 декабря, Валерий Фокин выпускает вторую редакцию спектакля «Ваш Гоголь». Теперь у его названия появилась вторая часть. Он называется «Ваш Гоголь. Последний монолог». Изменилось также и пространство для игры – спектакль о последних мгновениях жизни классика обрел вторую жизнь на Новой сцене Александринки. «Фонтанка» побывала на предпремьерной репетиции.
В основном здании Александринского театра спектакль «Ваш Гоголь» шел с 2011 года в удивительном пространстве, на так называемом «седьмом ярусе» – в чердачном помещении, расположенном прямо за знаменитой квадригой Аполлона, к которой артист Игорь Волков, играющий зрелого Гоголя, в конце концов, вырывался от врачей-монстров, распахивая двери-ставни и совершенно шокируя зрителя.
В новой редакции от этого эффекта естественно пришлось отказаться, зато все та же замечательная Мария Трегубова, неоднократный лауреат «Золотой маски» (в том числе, и за этот спектакль) придумала крошечный белый кафельный амфитеатрик, который представляет единую сферу с маленькой сценой. Прежде зрители оказывались в черной комнате и рассаживались по периметру прямоугольного стола с «покойником». Ныне пригашаются в некую тайную ложу для желающих быть посвященными в другую, непарадную жизнь всемирно известного писателя, и погружаются не только в текст Гоголя, но и в невероятной красоты иллюзии, которые открываются за занавесом. На репетиции публике в камерами предъявили только одну из них – уменьшенную в масштабе перспективу Петербурга с его архитектурными доминантами и участвующими в действии «маленькими людьми», рядом с которыми исполнитель роли молодого писателя Александр Поламишев выглядит свифтовским великаном в стране лилипутов. По ходу действия, по мере того, как реальные воспоминания писателя будут уступать место предсмертным видениям уходящего из этого мира Гоголя, картины, всё более яркие и красивые, начнут гипнотизировать, чаровать. И пока над телом несчастного земного человека Николая Васильевича будут производиться «спасительные» экзекуции, дух его будет все дальше и дальше устремляться никому не ведомым пределам, о которых всякий смертный может рассуждать лишь на уровне мистических фантазий, трактовать которые – дело неблагодарное.
- Это новая авторская редакция спектакля, который был поставлен пять лет назад, – говорит режиссер Валерий Фокин. – Но, естественно, пять лет – это срок, который корректирует смыслы любого спектакля. В связи со спектаклем «Ваш Гоголь» есть два новых обстоятельства. Во-первых, тот спектакль шел на чердаке – там было другое пространство и абсолютно другие возможности, здесь – новая сцена, принципиально иное пространство и от этого другая сценография. Но есть некоторое постоянство в смыслах, связанное с Гоголем. Однако за эти пять лет моменты, на которые мы не то чтобы не обращали внимания, обращали, но все-таки они не были главными, – в реальности, в нашей жизни вышли на первый план, и в спектакле мы их также выдвигаем и акцентируем. Я имею в виду всё, что связано с театром. Потому что мысли Гоголя, его слова о том, что театр может быть главным духовным инструментом для воспитания, для духовного развития человека, сегодня представляется мне крайне актуальной – пять лет назад проблема таким образом не стояла. Было понятно, что это так, но не более того. Сегодня мы наблюдаем тенденцию, когда драматический театр с разных сторон подталкивают к тому, чтобы он изменил своей главной миссии – стал развлекательным театром, агитационным, еще каким-то другим, а главную миссию потерял. Слова Гоголя, которые звучат в нашем спектакле и звучат довольно внятно, потому что мы так перестроили композицию, чтобы это подчеркнуть, – та самая актуальность, которая сегодня меня удовлетворяет.
Впрочем, от идеи исследовать последние минуты жизни и сознательный отказ от нее не писателя, но человека, осмыслить феномен не Гоголя-сатирика, а Гоголя-мученика, определить «свойства гоголевских слёз» Фокин не отказался, и этот посыл чрезвычайно интересен – в том числе, и актеру Игорю Волкову, который только что и вполне заслуженно получил звание народного артиста России.
- Этот спектакль – он о последнем часе жизни Гоголя, – рассказал актер перед премьерой. – Мой монолог в нем основан не на художественных произведениях Гоголя, а на небольшом кусочке «Выбранных мест из переписки с друзьями». И самое главное слово в названии этого спектакля – «последний». Все мы что-то в этой жизни делаем в первый раз, а что-то – в последний. Обычно, называя имя Гоголя, мы сразу представляем себе образ писателя Гоголя, с этим его париком, усами, мы сразу думаем о бессмертии его произведений. Но мы редко задумываемся о человеке-Гоголе, о том, что как человек он умер. И вот мы – я как актер, Валерий Фокин как режиссер, решили поговорить о его последнем часе. Конечно, мы не демонстрируем «клинику», а осмысляем его жизнь и то, что он сделал. И он сам в нашем спектакле пытается понять, что было правильно, что не правильно. А самое главное – ответить на вопрос, который до сих пор мучает всех нас: зачем же он все-таки сжег второй том «Мертвых душ», не дав его нам прочитать. Даже если, по мнению Гоголя, это было плохо – это, наверняка, много лучше того, что пишется сейчас. Судя по тем отрывкам, которые сохранились, – осталось, как мы знаем, всего несколько глав, – это все равно очень интересно. Это все равно – Гоголь. И вот в нашем «Последнем монологе» он объясняет, почему он это сделал, почему этого нельзя было не сделать, по его мнению.
Ближайшие показы спектакля «Ваш Гоголь. Последний монолог» – 17 и 18 декабря, 4 и 5 января на Новой сцене Александринки.
Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»
Куда пойти 12–14 декабря: «Площадь Искусств», выставка Бенуа в Манеже, каток на Конюшенной, Earlymusic
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 11 декабря 2025 - Эрмитаж прокомментировал задержание Александра Бутягина в Польше
- 09 декабря 2025 - Русский музей рассказал, что покажет в 2026-м: ставка — вновь на Айвазовского, Кончаловского, женщин и энтузиастов
- 09 декабря 2025 - Панк-булавки и сурикаты: Эрмитаж в «Старой Деревне» открыл экспозицию петербургской моды за 30 лет
- 08 декабря 2025 - «Золотой глобус» назвал претендентов. Больше всего номинаций — у трагикомедии с Ди Каприо
- 08 декабря 2025 - В БДТ зависла гигантская сфера и реагирует на зрителей. Инсталляция станет площадкой для диалога о науке и искусстве
Статьи
-
11 декабря 2025, 14:39После интенсивного гастрольного тура по городам Китая Теодор Курентзис с оркестром musicAeterna вернулся в родные пенаты и без промедления выступил в Большом зале Филармонии, представив петербургской публике так называемое «Кольцо без слов» — «Der Ring ohne Worte»; симфонический дайджест циклопической оперной эпопеи Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунгов».
-
10 декабря 2025, 15:21С 10 декабря в Государственном Эрмитаже для публики полностью открыта Галерея Петра Великого — проект, начатый в 2022 году. Последний зал постоянной экспозиции был представлен в рамках продолжающихся Дней Эрмитажа, и он рассказывает о культуре России второй четверти XVIII века в части развития производства фарфора, стекла и серебра.
-
09 декабря 2025, 23:46В Аполлоновом зале 9 декабря представили после реставрации одно из самых ценных произведений Рембрандта, что есть в коллекции Эрмитажа, — «Жертвоприношение Авраама». Картина пробудет здесь до 18 января, на информационных щитах справа от нее можно увидеть фотофиксацию изменений в процессе работы и прочесть, что открылось реставратору и хранителю и какие сложности вызвало. После выставки полотно вернется в основную экспозицию.