Снова один на один с Голливудом

15 декабря 2016, 13:08
Версия для печати Версия для печати

Министерство культуры в следующем году не планирует продлевать соглашение, в соответствии с которым кинотеатры брали на себя обязательство отводить не менее 20% экранного времени в год на российские картины. Такую информацию подтверждают источники "Фонтанки".

Вопрос о том, кто и как должен помочь российскому кино добраться до зрителей, преодолев конкуренцию Голливуда, «Фонтанка» задала ряду экспертов.

Прошлой осенью — в преддверии Года российского кино – министерство культуры заключило соглашение с крупными кинопрокатчиками, по которому те добровольно резервируют за отечественными картинами не менее 20% прокатного времени. Соглашение действует с 1 января 2016 года, однако с наступлением Нового года его срок истекает. Подводя итоги, ведомство заключило, что желаемый эффект достигнут, и новый аналогичный документ можно не подписывать. У российских продюсеров, прокатчиков и критиков есть свое мнение на этот счет.

По данным Фонда кино, в нынешнем году фильмы российского производства установили рекорд, собрав более восьми миллиардов рублей. Сумма выглядит красивой — ровно до тех пор, пока не выясняется, что эти сборы составили только 18 процентов (менее 1/5) от общей кассы и пока рядом не появляются цифры затрат на поддержку кино в 2016-м: порядка шести миллиардов на его развитие (сумма, сходная с той, что была потрачена государством на эти же цели в 2015-м) и дополнительно около полутора миллиардов – на проведение Года российского кино. Впрочем, оговоримся, что эффект от вложенных денег не может быть моментальным.

«На рынке идут процессы, осложняющие жизнь российского кино, – комментирует итоги года продюсер, глава студии СТВ Сергей Сельянов. – Это связано с падением платежеспособного спроса: зритель стал прицельнее покупать билеты, он хочет ни в коем случае не ошибиться. Поэтому если ваш фильм – не блокбастер, ваши шансы резко падают. Все фильмы-блокбастеры стали собирать на 20 процентов больше, а фильмы «второй линии» – сильные зрительские картины, в том числе американские, – на 30 процентов меньше. Это очередной вызов, проблема для российского кино».

По мнению Сергея Сельянова, российскому продукту стать фильмом-событием — сложнее.

«Лояльность публики к американскому кино колоссальная, а кроме того, ему обеспечена рекламная волна: как только появляется очередной «Ледниковый период», все СМИ радостно об этом рассказывают, и зритель бежит искать в интернете, не появилась ли какая новая белочка, – признает продюсер. – Нельзя сказать, что это незаслуженный бонус: они добивались этого десятилетиями».

Кинематографист отмечает: притом, что премьеры фильмов проходят каждую из 52 недель в году, и новых фильмов всякий раз выходит штук по восемь, у российских фильмов на то, чтобы заработать, есть только 3-4 недели — а неделей раньше или позже назначены крупные американские релизы.

В оценках ситуации Сельянова поддерживает Федор Бондарчук.

«У нас в год выходит 300 иностранных картин, половина из которых собирают 90% всего бокс-офиса, а остальные 50% картин просто заполняют пространство», – приводит статистику режиссер.

При этом он признается, что выступает против блокирования зарубежных картин и их квотирования. «Иначе получается Китай», – утверждает Бондарчук.

Подобную политику он считает несправедливой по отношению ко владельцам кинозалов — все ж таки речь идет о частной собственности. Но предлагает другие механизмы продвижения — например, ограничение зарубежных показов в определенные периоды года.

«Протекционизм необходим как воздух», – считает глава Фонда кино Антон Малышев. В противном случае, даже российскую анимацию — отрасль относительно успешную на общем фоне — в следующем году будет уже некуда «приткнуть».

Так это или нет, в скором времени мы проверим на практике.

«Соглашение от 07.10.2015 года, заключенное между Минкультуры России, Фондом кино, НП «Сообщество национальных кинотеатральных организаций «Киноальянс» и рядом других юридических лиц, предусматривало приложение максимальных усилий для демонстрации российских фильмов в объеме не менее 20% экранного времени в год, – пояснили «Фонтанке» в министерстве культуры России. – В 2015 году доля российских фильмов в прокате составила 28,9%. По состоянию на 14 декабря 2016 года этот показатель увеличился до 30,3%. Целесообразности заключения нового соглашения в настоящее время нет, так как крупнейшие киносети полностью осознали важность и значимость популяризации, развития и продвижения отечественного кинематографа, а также увеличения его доли в кинотеатральном прокате».

Вопрос о том, прониклись ли представители киносетей на самом деле, «Фонтанка» задала генеральному директору сети кинотеатров «Мираж Синема» Виктору Рудману.

«Мы поддержали программу Министерства в Год российского кино, и по итогам года, я думаю, на цифру 20 процентов российских фильмов мы выйдем, – объявил он. – Но я не могу сказать, что мы как-то зажимаем российское кино — нет, просто его снимают не так много, и чтобы добиться такого процента, нужно еще постараться. Если выходит значимый российский фильм, мы ставим его очень хорошо, чтобы выдержать планку в 20 процентов. Если не стараться, этот процент будет меньше».

«Мое мнение — что надо создавать качественные фильмы, – резюмирует кинопрокатчик. – Зрители ведь не приходят не потому, что в кинотеатре мало сеансов. Если посмотреть на результаты каждого сеанса, то достижения российских фильмов не поражают воображение. Поэтому я отношусь к квотированию — как к любому виду ограничений, протекционизма – очень осторожно. Чаще это идет во вред, чем на пользу».

Где позиция министерства совпала с мнением продюсеров — так это в вопросе необходимости регулирования графика премьер (того самого, который, по мнению продюсеров, оставляет российскому кино лишь 3-4 недели в году на кассовый успех). С этого лета министерство занимается согласованием дат выхода фильмов — в том числе иностранных. Это происходит при выдаче прокатных удостоверений: если министерство находит, что ленты пересекаются по целевой аудитории или тематике, претендентам предлагают договориться между собой. А если это не удается, в дело вступает Экспертный совет по выдаче прокатных удостоверений (его возглавляет Вячеслав Тельнов).

Впрочем, рассуждения о том, как сделать российское кино популярным, пока что — все равно в пользу бедных: согласно прогнозам Минкульта, в 2016 году его доля в прокате составит лишь 20 процентов (то есть один из пяти) — и то, это подается как достижение (в 2015 году эта цифра составила 18,9 процента). И это не удивительно.

Эксперты сходятся во мнении, что существующая сегодня в России система питчингов и неофициального «госзаказа» крайне однобока.

«На самом деле существуют две идеальные модели развития национальной кинематографии, которые оправдали себя в мире, – это советская и французская модель, – рассказал «Фонтанке» ведущий кинокритик страны Михаил Трофименков. – Обе эти модели основывались на государственной поддержке кинематографии. Причем на поддержке максимально широкой: предполагалось, что социальный заказ распространяется от поклонников федерального чтива до поклонников Тарковского или Годара».

По мнению эксперта, этот успех не был связан с искусственными мерами регулирования и продвижения, к коим относится квотирование.

«Если национальная кинематография сильна, если она говорит о том, что важно для людей, то она сама утверждает себя на рынке», – резюмирует Трофименков.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

«Микки 17»: клоны, корпорация и ледяная планета — как режиссер «Паразитов» попал в ловушку бесконечного перерождения

16 марта стало известно: фантастическую комедию «Микки 17» решено выпустить в цифре 25 марта — меньше чем через три недели после мировой премьеры. Конечно, причиной тому, скорее всего, неудовлетворительные цифры сборов. Фильм, стоивший 118 миллионов долларов, за пару выходных собрал лишь 58 миллионов. Обозреватель «Фонтанки» посмотрел кино и разобрался: это непонятый зрителями шедевр от режиссера, снявшего «Паразитов» и «Сквозь снег», — или действительно неудача?

Статьи

>