В Петербурге выбрали поэта года
В петербургском клубе «Грибоедов» 14 декабря собралось столько гостей, что вешалки периодически падали под грузом курток и пуховиков. Здесь выбирали лучшего поэта 2016 года в рамках Григорьевской поэтической премии.
Приз, учреждённый в память о петербургском поэте Геннадии Григорьеве, вручается с 2010 года. Но в 2016-м у конкурса изменились условия. Длинный список был разделён на московскую и петербургскую части, а в жюри пригласили не только профессиональных литераторов, но и обычных читателей – маркетолога, блогера, бизнес-аналитика.
Возглавлял судейский корпус писатель и гендиректор Агентства журналистских расследований Андрей Константинов, который сразу же подчеркнул, что воспринял назначение, «как анекдот», потому что «трудно было найти человека, более далекого от современной поэзии».
- Устроители узнали, что я собираюсь номинироваться. Чтобы исключить скандал, предложили этот пост, и я согласился, – пошутил Константинов.
На камерную сцену «Грибоедова», где жюри заняло свой стол, по очереди поднимались номинанты премии. Москвички Ольга Дернова, Дана Курская и Анна Маркина, ростовский рок-музыкант Карп Тузлов, кемеровчанин Дмитрий Мурзин и жительница Новосибирска Лада Пузыревская читали стихи. Каждому было дано по пять минут: Дернова смущалась, Курская и Маркина декламировали в артистической манере, Тузлов устроил страстное представление, почти рок-концерт. Аудитория встречала выступления аплодисментами разной степени мощности. Больше всего одобрительных выкриков и хлопков собрал Дмитрий Мурзин, за что и унёс приз зрительских симпатий – букет и одну тысячу долларов.
Затем слово взяли члены жюри, которые предварительно ознакомились с подборками стихотворений и провели закрытое голосование. Выяснилось, что победу уверенно одержала Лада Пузыревская. Кроме Новосибирска, она успела пожить на Дальнем Востоке, в Новокузнецке и Петербурге, сменила несколько профессий, в том числе работала часовщиком. Эти странствия и трансформации отражены в текстах поэта:
- Смотри, как часовой затянут пояс
сибиряки живыми не сдаются
из города опять уходит поезд,
они здесь никогда не остаются.
Новый лауреат Григорьевской премии печаталась в журналах «Нева», «Сибирские огни», «Дети Ра», опубликовала несколько сборников стихов. Оргкомитет подчеркнул, что Пузыревская является «чистейшим и кристальным силлабо-тоником». Победитель увезёт в Новосибирск приз в 4 тысячи долларов.
Андрей Константинов в разговоре с «Фонтанкой» пояснил, что за лауреата не голосовал. По правилам премии, он мог участвовать в волеизъявлении, только если голоса остальных судей разделились бы поровну.
- Я очень рад этому обстоятельству, потому что к современной поэзии отношусь скептически. Причастность к премии этого не изменила, хотя в подборке встречались и интересные моменты, – отметил писатель.
По мнению Константинова, Лада Пузыревская победила «абсолютно достойно и честно», хотя глава АЖУРа больше симпатизировал Дмитрию Мурзину.
- Поэзия – как любовь, поэзия – это магия. Она нравится не по какой-то причине, а просто так. Поэзия по-настоящему цепляет, когда ты выучиваешь что-нибудь без напряжения. Совсем мальчишкой я почти наизусть запомнил на старославянском «Слово о полку Игореве». Также легко ложатся на память стихи Расула Гамзатова. В юности знал почти всего Булата Шалвовича Окуджаву, с удовольствием читал Есенина, Бернса, Китса, Киплинга. Но в целом не очень люблю поэзию и не могу назвать себя её знатоком, – отметил Константинов.
Как добавил глава АЖУРа, «поэты сегодня особенно никому не нужны», им трудно заниматься этой деятельностью профессионально. Исправить ситуацию может только внимание государства и политическая воля, направленная на поддержку искусства.
- Наше руководство всегда говорит о национальной идее, духовных скрепах. Но единственное, что нас объединяет в такой большой стране, как России – это культура. Поэзия, проза, кинематограф, история – раствор, скрепляющий кирпичи, – подчёркивает Константинов.
Напомним, задача Григорьевской премии – выявить в современной русской поэзии «тенденции, обладающие потенциалом широкого народного признания». Лауреатами в разные годы становились поэты Всеволод Емелин, Александр Кабанов, Андрей Родионов, Наташа Романова, Максим Жуков, Андрей Пермяков и другие. Премия учреждена при участии легендарного петербургского литературного критика Виктора Топорова (1946 -2013).
Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»
От балета на плечах до спектакля с художником Тарантино. Как петербуржцев удивляет Китай
Новости
- 04 октября 2024 - В Петропавловской крепости увековечили одного из основоположников советской космонавтики Бориса Раушенбаха
- 01 октября 2024 - «Ужасный» портрет в гостиной итальянского старьевщика оказался работой Пикассо
- 29 сентября 2024 - В Петербурге скончался профессор Консерватории Аркадий Климовицкий
- 29 сентября 2024 - На «Арсенале» открыли постоянную площадку «Театрального проекта 27» для подростков
- 28 сентября 2024 - В Михайловском саду петербуржцам подсветили и напели «Обратную сторону дворца»
Статьи
-
02 октября 2024, 17:33Конный портрет 1856 года кисти прусского художника Франца Крюгера заказал Александр II в память об отце. Когда-то огромный портрет (размер картины — 4,55 на 2,99 метра) Николая I украшал Большой Мраморный (Николаевский) зал Зимнего дворца, но большую часть XX века провёл накатанным на вал, а имя автора вовсе забылось. «Фонтанка» побывала в хранении и пообщалась с хранителем музейных предметов первой категории фонда изобразительного искусства и авторской графики Музея политической истории России Екатериной Костиной, которая вводит заново обретенный предмет в научный оборот и продолжает его изучать.
-
30 сентября 2024, 20:55
-
30 сентября 2024, 12:48
-
28 сентября 2024, 22:19