Умер режиссер-нонконформист Евгений Юфит

В Петергофе 13 декабря умер режиссер Евгений Юфит. Отцу неореализма, автору «Убитых молнией», «Прямохождения» и других культовых лент было 55 лет.
Для нонконформизма Юфит — фигура исключительная. В Советском союзе была неофициальная живопись с бульдозерными выставками. Существовала неофициальная литература с самиздатом. Был, наконец, рок-клуб с неофициальными группами. Кино независимым быть не могло по определению. Монополией на него владело государство. Нельзя было просто так взять и снять фильм: сначала утверди в Госкино сценарий, потом протащи через цензуру съемочный процесс, докажи право на собственное монтажное решение. Юфит был единственным, кто эту монополию нарушил. Единственным советским независимым кинорежиссером.
Он жил в Ленинграде как в Балтиморе, Лондоне или Сан-Франциско. Не замечая никакой власти. Был важной фигурой в панк-тусовке, рисовал картины (последняя прижизненная выставка открылась в прошлом году в NameGalery). Просто брал в руки камеру и снимал смешные независимые короткометражки с мужиками, которые дерутся в лесу и на пустырях. Он единственный доказал, что снимать кино — такое же естественное и простое действие для художника, как марать бумагу, пачкать холсты или дубасить по гитаре.
В девяностые Юфит стал синонимом понятия «культовое кино». Перешел на Ленфильм, стажировался у Сокурова, снимал полный метр: «Папа, умер Дед Мороз», «Убитые молнией», «Деревянная комната». Его фильмы показывали на главных международных кинофестивалях — в Локарно и Роттердаме. Он оказался плоть от плоти своих зарубежных коллег. Русским Линчем, Уотерсом, Кассаветисом и всеми остальными в одном лице. Неофициальное искусство пожинало плоды своей славы.
Последний полнометражный фильм Юфита, «Прямохождение», был снят на студии СТВ в 2005 году. После него режиссер начал вести жизнь затворника. В полной мере реализовавшись в «большом кино», он не нашел своего места в «тучных нулевых». Писал картины, активно выставлялся. Постоянно говорилось о том, что он планирует вернуться к съемкам, что пишет сценарий, ищет натуру. Нового фильма он так и не снял.
Иван Чувиляев, «Фонтанка.ру»

Зимний нон-фикшн: власть алгоритмов, чайки-мародеры, советская мода и опасные тапочки — книжные новинки сезона
Новости
- 18 февраля 2025 - Полуденному выстрелу из пушки в Петербурге — 160 лет
- 14 февраля 2025 - «Основные задиры — это рыжие уточки-огари». В Ораниенбауме показали новый лебяжник для зимовки птиц
- 11 февраля 2025 - Ботанический сад 14 февраля будет работать дольше, с живой музыкой и входными по акции
- 10 февраля 2025 - Кантемир Балагов в своем англоязычном дебюте может снять Барри Кеогана и Райли Кио
- 10 февраля 2025 - На Супербоуле показали трейлеры «Миссия невыполнима», «Мира Юрского периода» и «Как приручить дракона»
Статьи
-
13 февраля 2025, 17:29В кинотеатре «Формула кино Галерея» состоялась всероссийская премьера мюзикла «Пророк». Рекламное прошлое молодого режиссера Феликса Умарова отчетливо видно на экране, где Пушкин подается прежде всего как модный, хорошо продаваемый, хотя и преждевременно трагически сдувшийся бренд.
-
08 февраля 2025, 20:58
-
06 февраля 2025, 18:50
-
31 января 2025, 22:31
-
07 февраля 2025, 08:30