Умер режиссер-нонконформист Евгений Юфит

14 декабря 2016, 11:03
Версия для печати Версия для печати

В Петергофе 13 декабря умер режиссер Евгений Юфит. Отцу неореализма, автору «Убитых молнией», «Прямохождения» и других культовых лент было 55 лет.

Для нонконформизма Юфит — фигура исключительная. В Советском союзе была неофициальная живопись с бульдозерными выставками. Существовала неофициальная литература с самиздатом. Был, наконец, рок-клуб с неофициальными группами. Кино независимым быть не могло по определению. Монополией на него владело государство. Нельзя было просто так взять и снять фильм: сначала утверди в Госкино сценарий, потом протащи через цензуру съемочный процесс, докажи право на собственное монтажное решение. Юфит был единственным, кто эту монополию нарушил. Единственным советским независимым кинорежиссером.

Он жил в Ленинграде как в Балтиморе, Лондоне или Сан-Франциско. Не замечая никакой власти. Был важной фигурой в панк-тусовке, рисовал картины (последняя прижизненная выставка открылась в прошлом году в NameGalery). Просто брал в руки камеру и снимал смешные независимые короткометражки с мужиками, которые дерутся в лесу и на пустырях. Он единственный доказал, что снимать кино — такое же естественное и простое действие для художника, как марать бумагу, пачкать холсты или дубасить по гитаре.

В девяностые Юфит стал синонимом понятия «культовое кино». Перешел на Ленфильм, стажировался у Сокурова, снимал полный метр: «Папа, умер Дед Мороз», «Убитые молнией», «Деревянная комната». Его фильмы показывали на главных международных кинофестивалях — в Локарно и Роттердаме. Он оказался плоть от плоти своих зарубежных коллег. Русским Линчем, Уотерсом, Кассаветисом и всеми остальными в одном лице. Неофициальное искусство пожинало плоды своей славы.

Последний полнометражный фильм Юфита, «Прямохождение», был снят на студии СТВ в 2005 году. После него режиссер начал вести жизнь затворника. В полной мере реализовавшись в «большом кино», он не нашел своего места в «тучных нулевых». Писал картины, активно выставлялся. Постоянно говорилось о том, что он планирует вернуться к съемкам, что пишет сценарий, ищет натуру. Нового фильма он так и не снял.

Иван Чувиляев, «Фонтанка.ру»

Зимний нон-фикшн: власть алгоритмов, чайки-мародеры, советская мода и опасные тапочки — книжные новинки сезона

На новогодних праздниках мы читали большие романы, разбирали покупки и подарки, или, может быть, просто смотрели на дождь (снега-то не было). Тем временем издатели вышли с каникул, и год начался с целого «созвездия» интересных нехудожественных книг. Насколько быстро алгоритмы убьют свободу творчества и самовыражения? Зачем на Балканах в доме с новорожденным ребенком жгут изношенную обувь? Где брали модные вещи наши бабушки? Это и многое другое узнаем из зимних книжных новинок.

Статьи

>