Приключения Алисы в Мюзик-Холле

07 декабря 2016, 19:17
Версия для печати Версия для печати

Одна из самых больших театральных площадок Петербурга начала череду предновогодних показов для детей с премьеры – в Мюзик-Холле предъявили свое прочтение волшебных путешествий кэрролловской Алисы. Философические акценты литературного первоисточника оказались снивелированы, зато мюзикл подкупает зрителей хореографией, музыкальным текстом и роскошными костюмами, что для публики в итоге оказалось куда важнее.

Афиша «Алисы в стране чудес» заявляет спектакль в качестве мюзикла для всей семьи. И режиссеру Ирине Фокиной, которую мы знаем по работе на фестивале «Опера – всем», пришлось решить очень сложный вопрос адаптации двух «странных» шедевров Льюиса Кэрролла под целевую аудиторию. Задача была не из легких: «Алису» растаскали на цитаты философы и психологи, еще с советских времен пользуется огромной популярностью издание этих сказок, предназначенное для физиков и математиков и сопровождаемое подробным научным комментарием, по объему значительно превосходящим сам литературный бестселлер. Кучу аллюзий с современностью не могла не найти в многоплановом тексте фрондирующая с любой властью интеллигенция. Даже советский мультик с Алисой, говорящей голосом Марины Нееловой, получился весьма глубокой штучкой. В общем, «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» зашифрованы в геноме любого читающего человека как нечто сложное, требующее чтения исключительно между строк и на детей рассчитанное едва ли в последнюю очередь.

И вот – семейный мюзикл. Притом не в уютном и многое прощающем камерном пространстве, а на огромной сцене Мюзик-Холла, где гораздо более органичными казались бы оратории с многоярусной хоровой поддержкой. На выручку режиссеру пришли ставшие ныне спасением и для академических театров видеопроекции, а также мастерство известнейшего российского сценографа Петра Окунева. В результате в помощью видеоинсталляций зритель увидел вполне реалистичные зазеркальные глубины и стал свидетелем оригинально решенного полета-телепортации Алисы из реальности в сказочные дебри. А по просторам мюзикхолльной сцены действующие лица лихо рассекают на платформах, которые представляют собой то роскошные подиумы, то сводчатые мосты, а то и универсальную чугунную кухню с пылающим костром.

Особенность жанра и прописная истина: мюзикл – это в первую очередь музыка. И она в «Алисе» как минимум добротная – запоминающаяся и одновременно оптимистическая и весьма деликатная, лишенная «ярких» и безвкусных сочинительских приемов. За плечами композитора Владимира Баскина – большой опыт работы в кино и сериальном производстве, балеты и самые разные музыкальные постановки, но главное – школа прославленного преподавателя Бориса Тищенко, который, в свою очередь, учился у самого Шостаковича. Завидная, согласитесь, эстафета.

Но все равно: о том, хороша или плоха музыка и режиссура, зрители смогут судить только по окончании спектакля. А расположить аудиторию к себе нужно с самого начала, тем более, если речь идет о семейном просмотре. Создатели «Алисы» особо не мудрствуют и сразу демонстрируют безотказный прием: в первой картине, пока все не пообвыклись, на передний план выдвигается живой огромный и пушистый рыжий котяра, который в своей «роли», как и подобает животным, выглядит весьма органично. Внимание детей автоматически переключается на котика, а малыши так и вовсе не могут удержаться от радостных возгласов, умиляя родителей и администраторов в зале.

Возможно, все это и не совсем по режиссерским правилам, но первоначальная цель достигнута, в необъятном зале воцаряется уютная атмосфера детской, а дальше – дело за актерами. Из «столпов» петербургской сцены в «Алисе» занята лауреат «Золотой маски» Елена Терновая, чья Герцогиня в значительной мере отвечает за комическую составляющую спектакля. Из популярных имен в постановке заняты Антон Авдеев (Шляпник) и Александр Чернышев (Джокер). Но больше всего зрителям полюбилась сама Алиса: молодая артистка Мерем Магомедова не только блестяще исполнила свою партию – ей также приходилось быть по сути связующей нитью между эпизодами повествования и вставными музыкальными номерами. Быть главной ответственной за целостность представления – очень важная миссия, которая удалась исполнительнице почти на сто процентов.

И отдельными важными фигурами спектакля стали, как и полагается, Красная и Белая королевы (Юлия Асоргина и Анна Денисова). Впечатляющий вокал исполнительниц был выгодно и крайне эффектно подчеркнут фантасмагоричными, иначе не скажешь, костюмами от кутюрье Алины Герман. Она одела всех персонажей спектакля – от Алисы и Кролика до второстепенных, но получившихся изумительными Осьминога, Медузы и Бармаглотов. Но Королевы визуально затмили всех, а мариинское сопрано Анна Денисова в экстравагантном одеянии настойчиво навевала ассоциации с Леди Гага – так что самой важной части аудитории, состоящей из пап, тоже скучать не пришлось. И еще: редко говорят теплые слова в адрес балета и миманса. Так вот, в мюзикхолльной «Алисе» эти артисты универсальны: балет не только танцует, но и поет.

В итоге петербургский зритель получил прекрасный мюзикл — и действительно для семейного просмотра, который также стал собственным производством Мюзик-Холла, а не прокатным проектом со стороны. Ближайшие представления спектакля – 10 и 11 декабря, после которых «Алису в стране чудес» можно будет увидеть уже в январе.

Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»

Драматург, рыцарь, один из символов британского театра — кем был ушедший Том Стоппард

Том Стоппард (Томаш Штраусслер при рождении), британский драматург, умер 29 ноября 2025 года. Весь мир пытается осмыслить потерю, вспоминает его работы. Так кем же он был и что привнес в мир?

Статьи

>