
Приключения Алисы в Мюзик-Холле

Одна из самых больших театральных площадок Петербурга начала череду предновогодних показов для детей с премьеры – в Мюзик-Холле предъявили свое прочтение волшебных путешествий кэрролловской Алисы. Философические акценты литературного первоисточника оказались снивелированы, зато мюзикл подкупает зрителей хореографией, музыкальным текстом и роскошными костюмами, что для публики в итоге оказалось куда важнее.
Афиша «Алисы в стране чудес» заявляет спектакль в качестве мюзикла для всей семьи. И режиссеру Ирине Фокиной, которую мы знаем по работе на фестивале «Опера – всем», пришлось решить очень сложный вопрос адаптации двух «странных» шедевров Льюиса Кэрролла под целевую аудиторию. Задача была не из легких: «Алису» растаскали на цитаты философы и психологи, еще с советских времен пользуется огромной популярностью издание этих сказок, предназначенное для физиков и математиков и сопровождаемое подробным научным комментарием, по объему значительно превосходящим сам литературный бестселлер. Кучу аллюзий с современностью не могла не найти в многоплановом тексте фрондирующая с любой властью интеллигенция. Даже советский мультик с Алисой, говорящей голосом Марины Нееловой, получился весьма глубокой штучкой. В общем, «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» зашифрованы в геноме любого читающего человека как нечто сложное, требующее чтения исключительно между строк и на детей рассчитанное едва ли в последнюю очередь.
И вот – семейный мюзикл. Притом не в уютном и многое прощающем камерном пространстве, а на огромной сцене Мюзик-Холла, где гораздо более органичными казались бы оратории с многоярусной хоровой поддержкой. На выручку режиссеру пришли ставшие ныне спасением и для академических театров видеопроекции, а также мастерство известнейшего российского сценографа Петра Окунева. В результате в помощью видеоинсталляций зритель увидел вполне реалистичные зазеркальные глубины и стал свидетелем оригинально решенного полета-телепортации Алисы из реальности в сказочные дебри. А по просторам мюзикхолльной сцены действующие лица лихо рассекают на платформах, которые представляют собой то роскошные подиумы, то сводчатые мосты, а то и универсальную чугунную кухню с пылающим костром.
Особенность жанра и прописная истина: мюзикл – это в первую очередь музыка. И она в «Алисе» как минимум добротная – запоминающаяся и одновременно оптимистическая и весьма деликатная, лишенная «ярких» и безвкусных сочинительских приемов. За плечами композитора Владимира Баскина – большой опыт работы в кино и сериальном производстве, балеты и самые разные музыкальные постановки, но главное – школа прославленного преподавателя Бориса Тищенко, который, в свою очередь, учился у самого Шостаковича. Завидная, согласитесь, эстафета.
Но все равно: о том, хороша или плоха музыка и режиссура, зрители смогут судить только по окончании спектакля. А расположить аудиторию к себе нужно с самого начала, тем более, если речь идет о семейном просмотре. Создатели «Алисы» особо не мудрствуют и сразу демонстрируют безотказный прием: в первой картине, пока все не пообвыклись, на передний план выдвигается живой огромный и пушистый рыжий котяра, который в своей «роли», как и подобает животным, выглядит весьма органично. Внимание детей автоматически переключается на котика, а малыши так и вовсе не могут удержаться от радостных возгласов, умиляя родителей и администраторов в зале.
Возможно, все это и не совсем по режиссерским правилам, но первоначальная цель достигнута, в необъятном зале воцаряется уютная атмосфера детской, а дальше – дело за актерами. Из «столпов» петербургской сцены в «Алисе» занята лауреат «Золотой маски» Елена Терновая, чья Герцогиня в значительной мере отвечает за комическую составляющую спектакля. Из популярных имен в постановке заняты Антон Авдеев (Шляпник) и Александр Чернышев (Джокер). Но больше всего зрителям полюбилась сама Алиса: молодая артистка Мерем Магомедова не только блестяще исполнила свою партию – ей также приходилось быть по сути связующей нитью между эпизодами повествования и вставными музыкальными номерами. Быть главной ответственной за целостность представления – очень важная миссия, которая удалась исполнительнице почти на сто процентов.
И отдельными важными фигурами спектакля стали, как и полагается, Красная и Белая королевы (Юлия Асоргина и Анна Денисова). Впечатляющий вокал исполнительниц был выгодно и крайне эффектно подчеркнут фантасмагоричными, иначе не скажешь, костюмами от кутюрье Алины Герман. Она одела всех персонажей спектакля – от Алисы и Кролика до второстепенных, но получившихся изумительными Осьминога, Медузы и Бармаглотов. Но Королевы визуально затмили всех, а мариинское сопрано Анна Денисова в экстравагантном одеянии настойчиво навевала ассоциации с Леди Гага – так что самой важной части аудитории, состоящей из пап, тоже скучать не пришлось. И еще: редко говорят теплые слова в адрес балета и миманса. Так вот, в мюзикхолльной «Алисе» эти артисты универсальны: балет не только танцует, но и поет.
В итоге петербургский зритель получил прекрасный мюзикл — и действительно для семейного просмотра, который также стал собственным производством Мюзик-Холла, а не прокатным проектом со стороны. Ближайшие представления спектакля – 10 и 11 декабря, после которых «Алису в стране чудес» можно будет увидеть уже в январе.
Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»

Приключения души. Каким получился новый роман Виктора Пелевина «A Sinistra»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 сентября 2025 - «Голографическая магия», цифровая вьюга и робо-протезы. Фестиваль Digital Rain рассказал о программе
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
Статьи
-
16 сентября 2025, 11:32Произведения искусства принадлежат не только вечности, но и своему времени. И иногда больше говорят о сути эпохи, чем хроники или сводки новостей. «Фонтанка» рассказывает о петербургских музейных экспонатах, которые отражают бурные и страшные времена — а посетители могут этого и не знать.
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
12 сентября 2025, 14:26Здание кинотеатра «Прибой» — вернее, его реинкарнация после разрушения и долгого кропотливого строительства, — наконец, открылось в качестве долгожданного Центра современного искусства имени Сергея Курехина. И хотя это абсолютно новое строение, только по общим чертам планировки которого можно угадать его былые контуры, оно вызывает ностальгические воспоминания о многих часах, проведенных на SKIFах, — бесшабашных, драматичных и доходящих до предела эмоций нойзовых музыкальных выступлениях, показах разных причудливых мод и многом другом.
-
10 сентября 2025, 18:47
-
08 сентября 2025, 12:35