—амое врем€: выходит в продажу Ђќчередьї ќднобибла

04 декабр€ 2016, 22:17
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

»здательство «¬рем€» выпустило главную литературную мистификацию 2016 года – роман «ќчередь» ћихаила ќднобибла, чуть было не получивший премию «Ќациональный бестселлер». ¬ произведении таинственного садовника из —очи, по его словам, зашифровано некое послание из п€ти букв, до их пор не разгаданное читател€ми и критиками.

„еловек под странным псевдонимом ћихаил ќднобибл ворвалс€ в литературное пространство в 2016 году.  нига никому не известного 55-летнего писател€ из —очи попала в финал «Ќационального бестселлера». ќб авторе мы знаем много: служил в јфганистане, окончил литинститут имени √орького, жил в разных городах –оссии, сейчас работает садовником в —очи, крупной прозы раньше никогда не публиковал. Ќо не знаем самого главного – его насто€щего имени.

¬ июне 2016-го жюри «Ќацбеста» до последнего колебалось: отдать ли победу ќднобиблу или признанному автору исторической прозы Ћеониду ёзефовичу. ёзефович обошЄл конкурента лишь на один голос. ѕосле этого издательска€ судьба «ќчереди», существовавшей только в качестве публикации на интернет-сервисе дл€ самиздата Ridero (отсюда и псевдоним «ќднобибл» – за всю книгу отвечает один: он и писатель, и редактор, и корректор), оказалась предрешена. ћосковское издательство «¬рем€», печатающее нобелевскую лауреатку —ветлану јлексиевич, выпустило произведение к €рмарке non/fiction тиражом в 2 тыс€чи экземпл€ров. –оман впервые стал доступен широкой публике, то есть говорить о нЄм – самое врем€.

 



‘ото: ѕредоставлено издательством "¬рем€"

 огда заходит речь об «ќчереди», чаще всего возникают ассоциации с  афкой. —южет романа к этому располагает. Ќекий сезонный работник, учЄтчик загородной бригады, заблудилс€ в лесу и впервые в жизни попал в город. √лазам его предстаЄт удивительное: тыс€чи людей сто€т в очереди на трудоустройство. —то€т в буквальном смысле – годами, голова к голове, штампу€ на ладон€х пор€дковые номера, чтобы не забыть своЄ место, тесно заполнив двор п€тиэтажки, где работает кадрова€ служба: «ќни чего-то ждали неподвижно и молча, некоторые сидели на корточках, в€ло свесив руки, поднос€ к губам огоньки сигарет, но кака€-то терпелива€ сила чувствовалась в их невозмутимых позах».

Ќе успевает герой огл€нутьс€, как сам становитс€ одним из очередников. “еперь, сколько бы учЄтчик ни пыталс€ объ€снить сто€льцам, как они глупы, сколько бы ни пробовал сбежать обратно, в загородное приволье, его останавливают, лов€т, едва не топ€т в реке, но возвращают. ѕоведение чужака, не желающего очередесто€ни€, кажетс€ здесь нелепым, подрывающим общественный пор€док: «Ќаше дело не умничать, а высто€ть очередь и шагнуть за порог кабинета», «“ы и впр€мь чудовищно наивен, раз говоришь вслух такие вещи – «что дают в очереди!» ћой тебе дружеский совет: не задавай никому и никогда этого вопроса. ѕотому что он оскорбл€ет очередь».

«а дальшейшими приключени€ми учЄтчика при всей их абсурдности следишь тем же напр€жением, как если перед тобой – готический хоррор. „итаешь день, два, неделю, как будто прив€занный к книге т€жЄлой железной цепью – и горько, и непри€тно, и не оторватьс€. ¬от герой попадает в подвал кадровой п€тиэтажки, где том€тс€ без воды, в невыносимой жаре люди, отсто€вшие уличную часть очереди; вот его обвин€ют в «заговоре с целью организации выездного отдела кадров дл€ экстренного трудоустройства вне очереди»; вот учЄтчик скрываетс€ от преследователей в музее, на проверку оказывающимс€ храмом…

¬ романе сплетаетс€ цела€ паутина смыслов, через которую прорватьс€ не так-то просто. —амое несложное – предположить, что «ќчередь» – сатира на советскую эпоху. “огда произведение встанет в один р€д с перестроечным романом «ќчередь» постмодерниста ¬ладимира —орокина, где незнакомые друг с другом люди сто€т в хвосте, сами не зна€ за каким товаром. Ќо вот сам ќднобибл пишет на сайте Ridero: «“ема «ќчереди» – перегибы массовой индивидуализации после ¬еликой јмнистии 1930-50 гг. в ———–». » это позвол€ет увидеть повествование в абсолютно противоположном, и достаточно людоедском ключе: «Ёто в 1930-е – 1950-е годы-то – ¬елика€ јмнисти€? ќпомнитесь, товарищ ќднобибл, и окститесь, если не шутите!».

Ќе успеваешь освоитьс€ с этой коллизией, как ќднобибл выкидывает новую версию.   написанию романа его €кобы сподвиг «контраст между городской жизнью и природой», засвидетельствованный во врем€ работы в кавказском высокогорном заповеднике, – об этом писатель за€вил на церемонии вручени€ «Ќацбеста». “ака€ лини€ в «ќчереди», действительно, заметна.  ак и извечное противосто€ние между индивидуумом и обществом. ј может быть, здесь замаскирована автобиографи€ (в однобибловском безым€нном городке €сно угадываетс€ древний  озельск, где автор жил после службы в јфганистане), окутанна€ ещЄ и облаком евангельских ассоциаций и параллелей (действие, например, начинаетс€ в пасхальную неделю 1980 года)?

«а какую бы ниточку ты не пот€нул, в руках окажетс€ ещЄ две или три. ј ќднобибл посмеЄтс€ из своего черноморского далЄка и подкинет новые варианты дл€ размышлени€.

≈лена  узнецова, «‘онтанка.ру»
 

15 лучших телесериалов декабр€ Ч выбор Ђ‘онтанкиї: Ђ«амЄрзшиеї, Ђ¬едьмак: ѕроисхождениеї, нова€ ЂЁмили в ѕарижеї и другие

Ќеспокойный 2022-й год зрители провод€т вполне спокойно в плане декабрьских телепремьер: сенсаций нам не светит, но зато ожидаютс€: приквел Ђ¬едьмакаї, новые сезоны Ђ—плетницыї, ЂЁмили в ѕарижеї и Ђ“Ємных началї, а ещЄ Ч сериал про Ћитвиненко.

—татьи

>