
За что уволили директора петербургского цирка?

В последний вечер культурного форума выяснилось, что визит федеральных чиновников в Петербург не обошелся без кадровых решений. Вечером 3 декабря стало известно об увольнении директора Цирка на Фонтанке Михаила Смородкина.
Руководитель учреждения, при котором оно стало приносить не убытки, а доход, покинет свое место 5 декабря по приказу учредителя – министерства культуры. По словам самого Смородкина, которые приводит ТАСС, причиной увольнения стало нежелание директора выполнять волю минкульта, которая выражается в присоединении петербургского цирка к «Росгосцирку», федеральной организации, централизованно управляющей всеми государственными цирками страны.
Заместитель министра культуры Александр Журавский поспешил заявить, что уволенному предложат несколько вариантов дальнейшего трудоустройства на выбор, и что петербургский цирк войдет в систему Росгосцирка, которой в настоящий момент руководит бывший директор Ижевского цирка Дмитрий Иванов, «на правах широкой автономии».
Но чем это обернется для петербургского цирка по факту? Ведь, как известно, Росгосцирк – в больших долгах, и на то, чтобы их покрыть, Госдуме было рекомендовано направить более полумиллиарда рублей. Выиграет ли Петербург в качестве программ после присоединения – тоже большой вопрос: как ни крути, у Петербурга и у регионов разный опыт насмотренности цирковых программ и, соответственно, разные требования.
Споры на тему грядущего лишения петербургского цирка самостоятельности продолжаются уже не первый месяц, «Фонтанка» писала о том, как этот вопрос обсуждался на коллегии министерства культуры. Тогда за сохранение самостоятельности петербургского цирка выступил депутат Государственной Думы Сергей Боярский.
Внезапное увольнение Михаила Смородкина в разговоре с «Фонтанкой» депутат Боярский назвал «жестом исподтишка» и объяснил, какие события этому предшествовали.
«3 декабря на коллегии Министерства культуры должен был рассматриваться вопрос присоединения, причем рассматриваться по-тихому, туда не пригласили даже представителей Цирка на Фонтанке – ни представителей профсоюза, ни директора. Меня туда тоже не пригласили, но я как депутат имею право ходить, где хочу, и, узнав об этих планах, пришел туда подготовленный, с документами, которые показывают вредоносность этой идеи, с письмами поддержки цирковой общественности, с громкими именами в цирковой среде. Также у меня был протокол собрания, которое прошло вчера по моей просьбе в коллективе, потому что я знал, что будет коллегия, и хотел узнать, может быть, мнение изменилось – но нет, люди подписались единодушно против такого присоединения, понимая, что равно так же против него выступают все те, кто что-то разбирается в цирковом деле и системе работы Росгосцирка. Готовясь отстоять эту позицию, я передал материалы министру. Видимо, они ему настолько не понравились, что вопрос был снят с рассмотрения. Через несколько часов по моей информации был вызван из семейного круга директор цирка, обвинен во всех грехах в плане саботажа приведения в жизнь воли министерства и уволен – за честность, справедливость и четкую позицию, социально ориентированную. Этот поступок я считаю трусливым, беспардонным, и, безусловно, ошибочным».
При этом с выводами о том, кто стоит на пути поглощения петербургского цирка системой, в минкульте, похоже, поторопились. Как пояснил Сергей Боярский, Михаил Смородкин хоть и разделял его опасения в вопросе присоединения, но основным «ядром» протеста, аккумулировавшим вокруг себя подписи и обращения, был вовсе не он, а руководитель профсоюза Виктор Коняхин.
«Будущему директору будет очень тяжело, – предположил в разговоре с «Фонтанкой» Сергей Боярский. – Можно уволить директора, но уволить 200 человек в одночасье – нереально. Политика террора идет вразрез с современным пониманием выстраивания отношений в любой системе – не только в частной компании, но и в государственной корпорации, тем более – в сфере культуры».
Возвращаясь к своему общению с министром культуры Мединским и его заместителями, Боярский вспоминает, что поначалу ощутил, что взаимопонимание налаживается, почувствовал готовность действительно отложить решение вопроса, проработать его более тщательно, создать рабочую группу.
«Но после такого жеста исподтишка… У меня в скором времени появится очень много тем, на которые я хотел бы поговорить в части деятельности министерства – особенно в Петербурге», – предупредил он.
Алина Циопа, Фонтанка.ру

Приключения души. Каким получился новый роман Виктора Пелевина «A Sinistra»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 сентября 2025 - «Голографическая магия», цифровая вьюга и робо-протезы. Фестиваль Digital Rain рассказал о программе
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
Статьи
-
16 сентября 2025, 11:32Произведения искусства принадлежат не только вечности, но и своему времени. И иногда больше говорят о сути эпохи, чем хроники или сводки новостей. «Фонтанка» рассказывает о петербургских музейных экспонатах, которые отражают бурные и страшные времена — а посетители могут этого и не знать.
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
12 сентября 2025, 14:26Здание кинотеатра «Прибой» — вернее, его реинкарнация после разрушения и долгого кропотливого строительства, — наконец, открылось в качестве долгожданного Центра современного искусства имени Сергея Курехина. И хотя это абсолютно новое строение, только по общим чертам планировки которого можно угадать его былые контуры, оно вызывает ностальгические воспоминания о многих часах, проведенных на SKIFах, — бесшабашных, драматичных и доходящих до предела эмоций нойзовых музыкальных выступлениях, показах разных причудливых мод и многом другом.
-
10 сентября 2025, 18:47
-
08 сентября 2025, 12:35