
«Союзники» на экранах: Брак по оружию

В прокате – «Союзники» Роберта Земекиса: шпионский триллер с Бредом Питтом и Марион Котийяр.
Роберт Земекис за свою режиссерскую биографию снимал и научную фантастику («Контакт»), и исторические мелодрамы («Форест Гамп»), и ужастики («Байки из склепа»), и мультики («Полярный экспресс») и просто веселое бойкое кино для всех («Назад, в будущее»). Он как будто коллекционирует жанры, хочет попробовать себя во всех возможных форматах. Досадное упущение — шпионского кино не снял еще. Теперь этот пробел заполнен.
По сюжету «Союзников», в Марокко пребывает канадский разведчик Макс Ватан. Там он встречается со своим напарником, героем французского сопротивления Марианной Босежур. Вместе они должны притвориться верными супругами и убить немецкого посла. Задание они успешно выполняют, но в процессе совместной работы между разведчиками случается любовь. А после возвращения из Марокко в Лондон герои вовсе женятся. Тут и начинается настоящая фабула «Союзников» – шпионский триллер с поисками «крыс» и двойными агентами.
В «Союзниках» более всего смущает то, что обычно восхищает: обилие цитат, отсылок. Сама структура сюжета — долгий зачин, явление роковой красотки, позднее начало развития основной фабулы — передает привет Бондиане. Всякий раз, когда Питт открывает рот, чтобы выразиться на языке Вольтера (а на нем он говорит примерно столько же, сколько по-английски), мгновенно вспоминается эпизод из «Бесславных ублюдков», в котором его персонаж притворяется итальянцем. Вся линия, связанная с Марокко, напрямую отсылает к классической «Касабланке» и даже попросту цитирует ее (упоминается, что Босежур играла «Марсельезу» в присутствии немецких офицеров — то есть пересказывается эпизод из знаменитого нуара). В нюансах — та же история: персонаж Питта читает «Брайтонский леденец» Грэма Грина перед сном, например. Это обилие сносок делает живую и симпатичную, в общем, историю — такие Земекис как раз умеет делать лучше всех — суховатой и грубой, библиотечной. Вообще не его формат.
Этому «каталогу», конечно, добавила драйва шумиха с разводом Питта и Джоли — желтые газеты про новый фильм Земекиса принялись трубить раньше всех. Но сомнительная это, скажем так, движуха. Фильм заслуживает большего.
Примитивность и умозрительность «Союзников» только усугубляет выбор актеров — слишком уж очевидный. Питт и Котийяр здесь играют по накатанной колее — ровно то, что играть привыкли. На крупных планах, с долгими взглядами в объектив. Земекис еще и злоупотребляет сильными выразительными средствами, которые порой превращают действие в какой-то телеспектакль: постельную сцену сопровождает песчаная буря в пустыне, роды происходят под бомбежкой Лондона, во время вечеринки на гостей летит подбитый немецкий бомбардировщик. Тут вообще многовато акцентов — так что даже самые удачные ходы оказываются завалены излишним пафосом, с которым они поданы. Не говоря уже о том, что оператором здесь выступает Дон Берджесс, давний соавтор Земекиса, более всего известный по работе над «Человеком-пауком» и третьим «Терминатором».
Понятно, что Земекис в «Союзниках» пытается сработать как интеллектуал на поле народного жанра. Замах здесь на того же Грэма Грина — одного из лучших писателей двадцатого века, принципиально писавшего детективы и триллеры. Грин владел языком и сюжетом, был чудесным стилистом. Земекис снимает по принципу «раз на раз не приходится»: мастерство есть, но включается оно от случая к случаю. Из «Союзников» на выходе не получился Юлиан Семенов. Хотя с Земекиса всё, конечно, как с гуся вода. Ну, не совсем получилось со шпионским кино — получится, например, с экранизацией. Их он тоже не снимал.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Куда пойти 4 — 6 июля: VK Fest, «ЭтоЭтно» и вторая часть проекта о Бродском
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 04 июля 2025 - БДТ отреставрирует Каменноостровский театр — там около года не будет спектаклей
- 03 июля 2025 - В «Свином рыле» открывают выставку работ солиста Мариинского театра Евгения Никитина
- 02 июля 2025 - Крепость «Корела» вошла в состав Выборгского объединённого музея-заповедника — теперь ее отреставрируют
- 02 июля 2025 - Михаил Швыдкой: «Было бы куда честнее вернуться к цензуре»
- 30 июня 2025 - Начались съемки продолжения «Дьявол носит Prada». Мерил Стрип, Энн Хэтэуэй и Эмили Блант вернутся!
Статьи
-
03 июля 2025, 07:11Увидеть Петербург петровского времени своими глазами — с не дошедшими до наших времен церквями и каналами, о которых не знают даже коренные, с роскошными парусниками в невских водах, с легендарными ассамблеями и фейерверками, загорающимися в ночном небе, с движущимися работниками и каретами, — все это было возможно в музее-макете «Петровская Акватория» на верхнем этаже торгового центра, в который выходит станция метро «Адмиралтейская». Однако с 7 июля врата в петровский Петербург закрываются: музей попросили освободить помещения прямо посреди туристического сезона. 31 июля в 10 утра представитель арендодателя придет с проверкой.
-
01 июля 2025, 17:00В июле зрительским интересом будут заправлять исключительно российские телесериалы: Константин Плотников в роли Петра Великого в исторической драме «Государь», масштабная экранизация романов Веры Камши — «Этерна», магический реализм 90-х в сериале Романа Михайлова «Путешествие на солнце и обратно», Мария Аронова в школьной комедии «Олдскул». А из зарубежных телепроектов зрители ждут возвращение «Декстера» и космодрамы «Основание».
-
30 июня 2025, 20:28Эрмитаж открыл в Николаевском зале выставку «К барьеру!», посвященную поединкам и дуэлям — от древнегреческого Ахилла до танцовщика Сержа Лифаря, — на ней можно увидеть оружие, точь-в-точь как-то, на котором стрелялись Пушкин с Дантесом и Лермонтов с Мартыновым, узнать, какие мелочи становились поводами для дуэлей и почему древние греки выясняли отношения другим путем.
-
29 июня 2025, 20:28
-
04 июля 2025, 23:26