
«Союзники» на экранах: Брак по оружию

В прокате – «Союзники» Роберта Земекиса: шпионский триллер с Бредом Питтом и Марион Котийяр.
Роберт Земекис за свою режиссерскую биографию снимал и научную фантастику («Контакт»), и исторические мелодрамы («Форест Гамп»), и ужастики («Байки из склепа»), и мультики («Полярный экспресс») и просто веселое бойкое кино для всех («Назад, в будущее»). Он как будто коллекционирует жанры, хочет попробовать себя во всех возможных форматах. Досадное упущение — шпионского кино не снял еще. Теперь этот пробел заполнен.
По сюжету «Союзников», в Марокко пребывает канадский разведчик Макс Ватан. Там он встречается со своим напарником, героем французского сопротивления Марианной Босежур. Вместе они должны притвориться верными супругами и убить немецкого посла. Задание они успешно выполняют, но в процессе совместной работы между разведчиками случается любовь. А после возвращения из Марокко в Лондон герои вовсе женятся. Тут и начинается настоящая фабула «Союзников» – шпионский триллер с поисками «крыс» и двойными агентами.
В «Союзниках» более всего смущает то, что обычно восхищает: обилие цитат, отсылок. Сама структура сюжета — долгий зачин, явление роковой красотки, позднее начало развития основной фабулы — передает привет Бондиане. Всякий раз, когда Питт открывает рот, чтобы выразиться на языке Вольтера (а на нем он говорит примерно столько же, сколько по-английски), мгновенно вспоминается эпизод из «Бесславных ублюдков», в котором его персонаж притворяется итальянцем. Вся линия, связанная с Марокко, напрямую отсылает к классической «Касабланке» и даже попросту цитирует ее (упоминается, что Босежур играла «Марсельезу» в присутствии немецких офицеров — то есть пересказывается эпизод из знаменитого нуара). В нюансах — та же история: персонаж Питта читает «Брайтонский леденец» Грэма Грина перед сном, например. Это обилие сносок делает живую и симпатичную, в общем, историю — такие Земекис как раз умеет делать лучше всех — суховатой и грубой, библиотечной. Вообще не его формат.
Этому «каталогу», конечно, добавила драйва шумиха с разводом Питта и Джоли — желтые газеты про новый фильм Земекиса принялись трубить раньше всех. Но сомнительная это, скажем так, движуха. Фильм заслуживает большего.
Примитивность и умозрительность «Союзников» только усугубляет выбор актеров — слишком уж очевидный. Питт и Котийяр здесь играют по накатанной колее — ровно то, что играть привыкли. На крупных планах, с долгими взглядами в объектив. Земекис еще и злоупотребляет сильными выразительными средствами, которые порой превращают действие в какой-то телеспектакль: постельную сцену сопровождает песчаная буря в пустыне, роды происходят под бомбежкой Лондона, во время вечеринки на гостей летит подбитый немецкий бомбардировщик. Тут вообще многовато акцентов — так что даже самые удачные ходы оказываются завалены излишним пафосом, с которым они поданы. Не говоря уже о том, что оператором здесь выступает Дон Берджесс, давний соавтор Земекиса, более всего известный по работе над «Человеком-пауком» и третьим «Терминатором».
Понятно, что Земекис в «Союзниках» пытается сработать как интеллектуал на поле народного жанра. Замах здесь на того же Грэма Грина — одного из лучших писателей двадцатого века, принципиально писавшего детективы и триллеры. Грин владел языком и сюжетом, был чудесным стилистом. Земекис снимает по принципу «раз на раз не приходится»: мастерство есть, но включается оно от случая к случаю. Из «Союзников» на выходе не получился Юлиан Семенов. Хотя с Земекиса всё, конечно, как с гуся вода. Ну, не совсем получилось со шпионским кино — получится, например, с экранизацией. Их он тоже не снимал.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

«Эддингтон» с Хоакином Фениксом и Педро Паскалем: Почему новый фильм Астера не смог собрать хаос Америки в целое
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 октября 2025 - Кураторы «Послания к человеку» рассказали, как изменилось кино «в расколотом мире»
- 17 октября 2025 - Археологи нашли близ Усть-Луги старейшую «крепость» эпохи неолита — ее построили «пришельцы»
- 16 октября 2025 - С соседями подружиться не получилось. Книжный «Фаренгейт 451» переезжает в третий раз
- 15 октября 2025 - «Послание к человеку» откроют в Петербурге «Слоны-призраки» Вернера Херцога
- 15 октября 2025 - В Корпусе Бенуа заметили протечки — Русский музей проводит осмотры
Статьи
-
16 октября 2025, 18:29С 17 по 25 октября Петербург снова станет столицей документального, игрового, анимационного и экспериментального кино: публику соберёт 35-й Международный кинофестиваль «Послание к человеку». В рамки Международного, Национального и экспериментального конкурсов, а также 11 спецпрограмм уместились более 170 фильмов из 43 стран мира. Рассказываем про самые важные показы фестиваля.
-
15 октября 2025, 16:30Петербург 15 октября узнает имена победителей II Международного конкурса молодых оперных исполнителей имени Ф. И. Шаляпина. Третий тур и гала-концерт пройдут на сцене Большого зала Филармонии. Накануне маэстро Фабио Мастранджело провел с финалистами и председателем жюри конкурса Вероникой Джиоевой открытую репетицию этого концерта на новой площадке своего театра — в Концертном зале на Английской набережной, где только-только завершилась реставрация
-
14 октября 2025, 21:16Музей-макет исторического центра Санкт-Петербурга «Петровская акватория», здания, корабли и жители которого были спешно «эвакуированы» на склад из-за внезапного досрочного расторжения договора аренды с новыми владельцами ТРК «Адмирал», нашел новое пристанище. «Фонтанка» поговорила с директором уникального проекта о том, как миниатюрный Петербург пережил переезд, что было утрачено из-за сжатых сроков и где теперь (и когда) искать полюбившуюся экспозицию.
-
13 октября 2025, 18:17
-
06 октября 2025, 14:55