¬€чеслав ѕолунин: — удовольствием бы сделал в ѕетербурге фестиваль нового цирка

30 но€бр€ 2016, 18:53
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

«автра в ѕетербурге стартует ѕ€тый международный культурный форум. —екцию «÷ирк и уличный театр» по традиции возглавл€ет ¬€чеслав ѕолунин, который вместе со своей бессменной соратницей Ќатальей “абачниковой рассказал в пр€мом эфире «‘онтанки.ќ‘»—», почему он решил сделать геро€ми нынешнего форума жонглеров и что надо сделать, чтобы цирк в северной столице развивалс€ и радовал всех вокруг.

∆анна «арецка€: – Ќасколько € знаю, главной темой секции «÷ирк и уличный театр» на нынешнем форуме станет «»скусство жонглировани€»? ѕочему вы сделали такой выбор? –азве это не самое скучное из цирковых искусств? ≈сть шарики или другие предметы, их подбрасывают и лов€т: мен€етс€ только форма и количество, а остальное — одинакого. –азве нет?

¬€чеслав ѕолунин: – –аньше действительно восхищение вызывали физические достижени€: 10-15-20 шариков — кто больше. “еперь всЄ иначе. Ќаверное, у публики сменилось отношение к цирку вообще, сменились запросы. ƒа € и сам бы, наверное, не стал интересоватьс€ жонглерами, настолько их искусство не близко моему полю поэтическо-душевного цирка-театра. Ќо став руководителем петербургского цирка, € один раз, другой раз был вынужден погрузить в разные его формы, осознать, что куда движетс€, и был настолько поражен тем, что делают современные жонглеры — это же феноменально! —тал вспоминать первые свои потр€сени€ от жонглеров.  ак-то мы работали на Ѕродвее, и мне кто-то сказал: «—ходи, вон там «брать€  арамазовы работают». „то, думаю, за «Ѕрать€  арамазовы»? Ќу, пойду пьесу посмотрю... ј мне говор€т: «ƒа не пьеса — цирк: цирк «Ѕрать€  арамазовы». ѕришЄл: п€ть мужиков с бородами до по€са, стильно одетых, целый вечер без остановки кидали топоры — и друг другу, и втыкали в стену. Ќо это – то, что они бросали топоры, – было не главное, они это делали между делом. ј по сути это был такой междусобойчик, вечеринка, в процессе которой они задавали друг другу самые обычные вопросы: «ј ты где был-то: € звонил тебе с утра — не дозвонилс€?» «ƒа вот ходил туда-то и туда-то». ј топоры тем временем пролетали в миллиметре от их лиц. » все это с таким фантастическим юмором, что публика лежала на полу от смеха. Ётот опыт стал дл€ мен€ показателем, что нечто новое заскочило на территорию традиционных цирковых жанров. ј потом начались новые встречи. Ќапример, удивительна€ встреча с ћайклом ћоушеном — вы все видели его руки в фильме «Ћабиринт», где прозрачные шары, такие магические, катались по его телу, по рукам, и при этом жили своей жизнью. ћайкл первый придумал эти шары. ј самое главное — он придумал, что они должны летать не вверх, а куда хочешь. ѕотом эти шары начинали удар€тьс€ о какие-то треугольные прозрачные плоскости, и ты уже не мог за ними уследить — было ощущение, что вокруг ћайкла существует кака€-то жизнь, а он управл€ет ею, как дирижер. ј сейчас есть замечательный молодой жонглер, русский, который жонглирует шариками, лет€щими параллельно земле, они улетают и прилетают к нему — там вообще возникает такое чувство, что исчезает земное прит€жение. “еперь мне уже кажетс€, что именно через этот жанр цирковое искусство начинает обретать какое-то совершенно новый дух понимани€ мира.

¬от в прошлом году мы пригласили двух мальчишек из компании DeFracto из ‘ранции со спектаклем под названием «Ћужа». ѕара сотен зрителей собралась в простой комнатке — но когда началс€ спектакль, все перестали дышать: два молодых человека с помощью п€ти шариков заставили людей рыдать, кричать и так далее. ѕотому что шарики превратились в способ встречи с миром. ¬ершина случилась, когда два человека, име€ по одному шарику в руке, кидали их через плечо и ловили. ќни тыс€чу раз повтор€ли это движение — и больше ничего, а люди видели всю гамму человеческих чувств по отношению к жизни: спокойствие, усталость, упорство, момент, когда уже невозможно это выдержать, и так далее, и так далее. » когда они реб€та уже лежали на полу и продолжали это делать, публика вскочила и начала просто орать. Ёто уже жонглирование как способ разговора с миром. ќдни люди пьют кофе, пекут булочки, шьют башмаки — и таким способом общаютс€ с миром, а есть те, которые делают это с помощью шариков и простых действий. » таких театров сейчас стало уже очень много. ¬от на наш ‘орум приедут вершины вершин в этой области: француз ∆ером “ома считаетс€ мэтром нового театра жонглировани€ — в его компании работают дес€тки человек, играетс€ множество пьес, есть «Gandini Juggling» в ¬еликобритании — в одном из спектаклей этой компании дело происходит в офисе, и вот люди в перерыве достают дес€ть зеленых €блок — и начинают ими кидатьс€ и их жевать. » оторватьс€ невозможно. Ќовый цирк открывает новые горизонты.

∆анна «арецка€: – “о есть, новый цирк – не копилка трюков, не демонстраци€ ловкости, а дверь в иные миры, способ философского осмыслени€ мира и человека в нЄм — так правильно будет сказать?

¬€чеслав ѕолунин: –  онечно. —егодн€шний цирк стал совсем другим. » не случайно знаменитый „еховский театральный фестиваль летом привезет «Gandini Juggling» в ћоскву. я всем очень советую посмотреть.

Ќиколай Ќелюбин: – Ќас читатели прос€т задать вопрос ¬€чеславу »вановичу: «ћожно ли жонглировать человеческими эмоци€ми?» ” нас сейчас большинство интернет-пользователей поделилось на сторонников ƒидье ћаруани и сторонников ‘илиппа  иркорова. —лышали ли вы что-нибудь про этот сюжет? » что вы думаете о ситуаци€х, когда творческие люди вот таким вот образом себ€ ведут?

¬€чеслав ѕолунин: – ¬ы знаете, € об этом совершенно не думаю, не слушаю, поступаю так, как € считаю правильным, и стараюсь, чтобы мои дети поступали правильно. ” мен€ столько прекрасных вещей, которыми € интересуюсь – природа, друзь€, цирк, – что теми вещами, о которых сказали вы, € стараюсь не интересоватьс€. —ложности мира будут всегда.

 

∆анна «арецка€: –  аким образом люди, не имеющие профессионального отношени€ к цирку и не аккредитованные на ‘оруме, смогут познакомитьс€ с новыми жонглерами и их искусством?

Ќаталь€ “абачникова: – я еще хочу добавить, что на ‘орум приедут российские представители этой профессии, которые вошли во все энциклопедии мирового цирка, книги рекордов, цирковые антологии, люди, €вл€ющиес€ иконами дл€ всех, кто занимаетс€ жонглированием — это —ергей »гнатов и ≈вгений Ѕел€уэр. ќни, к сожалению, уже не работают в манеже, но оба преподают, а »гнатов еще и художник, и он даст на ‘оруме мастер-класс. “акже мастер-классы дадут ∆ером “ома и ЎЄн √андини. ¬сЄ это будет происходить 2 декабр€, и всЄ это можно будет увидеть, потому что уже третий год мы исправно делаем онлайн-трансл€цию всех наших заседаний на сайте slavanewcircus.com. » после форума это тоже можно будет увидеть. », кстати, материалы прошлогодней секции «÷ирк и уличный театр», посв€щенной клоунаде, там тоже можно найти.

∆анна «арецка€: – —лава, хочу задать вам вопрос как эксперту по современному цирку. ¬ –оссии сейчас продолжает доминировать цирк как шоу, как сборник номеров «быстрее, выше, сильнее». » такие шоу, скорее, вписываютс€ в череду других шоу, в том числе, эстрадных. ј как дела обсто€т в ≈вропе, в мире? —уд€ по вашим словам, цирк должен зан€ть значительное место в общественной жизни.

¬€чеслав ѕолунин: – ÷ирк как шоу продолжает оставатьс€ достаточно попул€рным на «ападе. Ќо есть и новый поток, которые тоже набирает силу. » в –оссии он тоже возникает: € посмотрел несколько спектаклей в ћоскве, и вот сегодн€ смотрел видео, котора€ мне прислала одна девушка из ѕетербурга, – и это довольно любопытно. ћы стараемс€ оказывать помощь тем первым росткам нового цирка, которые в –оссии по€вл€ютс€. —толицей нового европейского цирка сейчас €вл€етс€ ‘ранци€. » там всЄ началось с того, что лет п€ть-семь назад правительство прин€ло решение объ€вить √од цирка и выделить на развитие именно этого искусства значительные средства. » сразу открылось несколько мощных школ по всей ‘ранции, туда пригласили сильных режиссеров и художников из театра, кино, балета, и отдали им всех учеников. ¬ результате возникли дес€тки новых цирковых команд с готовыми спектакл€ми. ћы не говорим, что они сразу же стали великими, но они принесли другое понимание цирка: молодые люди пришли в цирк выразить себ€, и режиссеры-мастера помогли им это сделать. ¬от в прошлом году у них прошел фестиваль, на котором выступали 300 цирков нового поколени€ — не только французских, но и английских, и австралийских, и канадских. Ќужно и у нас сдвигать ситуацию с мертвой точки. »нтересных работ, демонстрирующих новое понимание цирка — много, речь идет о том, чтобы дать возможности новому цирку развиватьс€ р€дом с цирком традиционным.

Ќиколай Ќелюбин: – ѕри новом руководстве –осгосцирка есть шанс, что ваши идеи будут развиватьс€?

¬€чеслав ѕолунин: – Ёто не только мои идеи, это идеи времени. » новый руководитель –осгосцирка ƒмитрий »ванов — человек замечательный. ќн был руководителем »жевского цирка, и € считал этот цирк одним из лучших в –оссии, потому что он ухитрилс€ в этом месте создать мировую точку цирковой активности.

∆анна «арецка€: – Ќового цирка?

¬€чеслав ѕолунин: – » старого, и нового. ќн дает дорогу всему талантливому.

∆анна «арецка€: – ≈сть ли проблема в том, что –осгосцирк хочет присоединить к себе наш Ѕольшой петербургский цирк? Ќасколько потер€ автономии опасна дл€ главного цирка ѕетербурга?

¬€чеслав ѕолунин: – ¬сЄ зависит от конкретных личностей. »ванов должен пон€ть, как правильнее ему действовать, чтобы дальше развивать российский цирк. ≈сли мы выбираем какого-то лидера, мы должны ему довер€ть, дать ему врем€ и дать попробовать что-то сделать.

∆анна «арецка€: – Ќедавно в петербургском цирке по€вилс€ творческий лидер, заместитель директора по художественной части, √и€ Ёрадзе. Ќасколько это верное, на ваш взгл€д, назначение?

¬€чеслав ѕолунин: – Ќе так много таких великолепных программ в русском цирке, как программа  оролевского цирка √ии Ёрадзе. ” него прекрасна€ команда, и он делает всЄ по-насто€щему. ¬кусы у людей разные, но это пример замечательного €влени€ в русском цирке.

∆анна «арецка€: – ј это новый цирк или традиционный?

¬€чеслав ѕолунин: – “рудно сказать, потому что √и€ ищет и привлекает современных художников, хореографов, композиторов, многое им довер€ет, но в целом опираетс€ на форму традиционного шоу. » ничего страшного в этом нет. „еловек должен находитьс€ там, где его пристрасти€. ќн представл€ет свою личность через свои произведени€.

Ќаталь€ “абачникова: – ƒело в том, что, если бы параллельно существовало что-то еще, например, если бы был создан фестиваль нового цирка, если бы была возможность с разумной периодичностью привозить не только на „еховский фестиваль в ћоскву, но и в ѕитер программы и номера выдающихс€ мастеров мирового цирка, ситуаци€ бы изменилась радикально. ѕетербургу необходим большой статусный фестиваль нового цирка и уличного театра. ћы много лет занимаемс€ уличным театром, многое сделали. ѕоверьте, очень важно, чтобы лидеры мирового нового цирка приезжали сюда и показывали образцы такого искусства.

∆анна «арецка€: – ¬ы считаете, что этот фестиваль может и должен возникнуть как отдельна€ структура?

¬€чеслав ѕолунин: – Ѕезусловно. Ќо на государственном уровне.

∆анна «арецка€: – я думаю правильнее будет даже сказать, что как часть государственной политики.... »  ультурный форум — самое место и врем€ это сказать.

Ќаталь€ “абачникова: – ƒа, это очень важно, потому что все эти жанры в современном искусстве вообще живут как приживалы.

¬€чеслав ѕолунин: – ¬от мы говорим о том, что ‘ранци€ что-то сделала в области цирка, другие страны. ј если посмотреть на программы ÷ирка дю —олей, половина афиши — это русские артисты. Ёто не с «апада что-то к нам идет. Ёто люди, которые не нашли возможности реализоватьс€ здесь, но смогли через контору в  анаде воплотить свои идеи. “о есть, € говорю не о том, что хочу привезти в –оссию новый иностранный цирк, чтобы они нас чему-то научили. ј о том, что все эти талантливые реб€та, которые сейчас работают за границей, в любой момент по первому зову вернутс€ в –оссию, как только поймут, что это можно делать и здесь тоже.

Ќаталь€ “абачникова: – Ѕолее того, такой фестиваль мог бы включать в себ€ и театр.

¬€чеслав ѕолунин: – ѕотому что новый цирк сочетает в себ€ все виды и жанры современного искусства.

∆анна «арецка€: – ¬се годы, пока вы руководили ѕетербургским цирком, вы активно продвигали направление социального цирка. Ѕудет ли это направление представлено на нынешнем форуме?

¬€чеслав ѕолунин: – Ѕудет об€зательно. —лава богу, ситуаци€ в этой области сильно изменилась.  огда мы впервые стали говорить, что социальна€ составл€юща€ – важна€ часть работы любого, тем более, циркового сообщества, нас пытались уверить, что это не искусство. ј теперь у нас серьезна€ поддержка, и это уже целое направление развити€ цирка и театра в –оссии.

Ќаталь€ “абачникова: – ќчень важно, чтобы этим направлением занимались серьезные профессионалы. 1 декабр€ мы едем в ”псала-цирк. “ам у нас будет два мастер-класса. ќдин из них будет проводить јлександр ‘риш...

¬€чеслав ѕолунин: – —аша ‘риш — это уникальное €вление природы, особенно, в социальном цирке.  ак только он входит в любую аудиторию, в которой есть хоть один ребенок, через секунду они станов€тс€ лучшими друзь€ми.

Ќаталь€ “абачникова: – ¬от —аша будет делать мастер-класс дл€ детей. Ћюди, которые хоть раз это видели, говор€т, что лучшего спектакл€ им не доводилось наблюдать. ¬торой мастер-класс будет проводить создатель и руководитель ”псала-цирка Ћариса јфанасьева – с детьми с синдромом ƒауна. ƒл€ этих детей жонглирование €вл€етс€ серьезной терапией. ”ченые доказали, что в процессе жонглировани€, благодар€ новым координаци€м, наш мозг увеличиваетс€. ј в случае с этими особыми детьми жонглирование терапевтически вли€ет не только на физику, но и на психику. Ќу а вечером мы все вместе посмотрим спектакль ”псала-цирка «Ёффект пинг-понгового шарика», где главную роль исполн€ет вот такой ребенок.

¬€чеслав ѕолунин: – я этот спектакль привозил во ‘ранцию, и он там имел оглушительный успех. ƒл€ нашей команды ”псала-цирк — это то место, где осуществл€ютс€ наши главные поиски в области социального театра.

∆анна «арецка€: – ћногие люди, в св€зи с отъездом —лавы из города задают вопрос: « уда уехал цирк». ¬ышла странна€ ситуаци€: министерство культуры использовала лучшего клоуна мира в качестве прораба. –емонт в цирке сделан блест€ще. Ќо очень хочетс€, чтобы ¬€чеслав ѕолунин сделал в этом городе что-то еще. ƒл€ нас всех. ¬ качестве терапевтического эффекта, который в ѕетербурге, сером и сл€котном, просто необходим. —лава, скажите, вы бы согласились сделать у нас фестиваль нового цирка?

¬€чеслав ѕолунин: – ћы мечтаем об этом. ћы уже сделали 80 фестивалей. » еще с удовольствием сделаем. Ёто наше любимое зан€тие — собирать людей вместе, чтобы все показывали свои достижени€, делились иде€ми, радовались и радовали всех вокруг себ€. ј еще мы книжки издаем. “олько что наша книга «јлхими€ сЌежности» переведена на €понский и английский €зыки и сейчас по€витс€ в 26 странах.

∆анна «арецка€: – —видетельствую, что эта книга работает как мало с чем сравнимый антистресс и антидепрессант: проверено на многих люд€х. ѕо-моему, это идеальный подарок на Ќовый год. ќна еще продаетс€ в –оссии?

¬€чеслав ѕолунин: -  онечно. ћы также издали альбом, где собраны лучшие фотографии «—нежного шоу» за 20 лет.

Ќаталь€ “абачникова: – ј непосредственно к ‘оруму мы выпустили брошюру по истории искусства жонглировани€. ¬ы знаете, что первый рисунки с изображением жонглеров относ€тс€ к 1994 году до нашей эры?

¬€чеслав ѕолунин: - Ёто первое издание, посв€щенное именно жонглированию — от истоков до наших дней, где представлены личности, идеи и вершины этого искусства.

∆анна «арецка€, Ќиколай Ќелюбин, «‘онтанка.ру»

јлексей —альников: Ђћы сами себ€ уничтожаем, нам помощники не нужныї

Ћауреат премии ЂЌациональный бестселлерї, автор Ђѕетровых в гриппеї Ч о своем новом романе Ђќккульттрегерї, писательских будн€х и главных задачах в это непростое врем€.

—татьи

>