«Дягилев P.S.»: балеты Бежара, Чебурашка Герда, выставка "ОбличьЯ", фильм о Нурееве

22 ноября 2016, 18:07
Версия для печати Версия для печати

Фестиваль «Дягилев P.S.», который проходит в эти дни в Петербурге, знакомит с наиболее интересными образцами мировой хореографии, выставляет эпатажные маски известных художгников XX века, останавливает мгновения танца, представляет нового Курентзиса, неизвестного Нуреева и неожиданного Прельжокажа с Жюльет Бинош и Ксенией Кутеповой.

Одетый в черное блестящее боди, гремящий двухъярусными жемчужными бусами на плоской груди, мужчина заманивает к себе тех, кто жаждет свидания, — кажется, что в логово любви, а на самом деле — в руки грабителей и убийц... Это не очередное описание криминальных событий в Петербурге, хотя подобные преступления действительно не редкость для новостных лент. Это сюжет пугающе актуального одноактного балета «Чудесный мандарин» Балета Мориса Бежара (Лозанна), только что дважды показанного на сцене БДТ в рамках фестиваля «Дягилев P.S.».

Балет «Чудесный мандарин», по мнению нынешнего руководителя труппы «Балет Мориса Бежара» Жиля Романа, – один из самых сильных в творчестве мэтра, который с помощью танца исследовал человеческое подсознание с его комплексами и страхами, для этого добавив к балетной пластике более откровенные движения и пантомиму. К сожалению, это произведение, как и другие балеты Бежара, могут увидеть немногие: незадолго до смерти мастер запретил исполнять свои произведения тем танцовщикам, которые не работали с ним лично. Поэтому то, что «Дягилев P.S.» привозит в Петербург (и уже не в первый раз) постановки лозаннского театра — значительное явление.

Бежар поставил балет «Чудесный мандарин» на музыку Белы Бартока еще в 1992 году, вдохновившись фильмами Фрица Ланга, в особенности его лентой «М», который изначально имел название «Mörder unter uns» («Убийца среди нас»). Соблазняющие, но не выходящие за рамки приличия движения танцовщика-трансвестита контрастируют сначала с порывистыми действиями первой жертвы, затем с растерянностью второй и, наконец, со зловещей механистичностью загадочного третьего гостя — Мандарина. Восточный гость пугает соблазнителя: сначала он не реагирует на ласки, а затем, после нападения, проявляет чудеса «неубиваемости». Но история все же находит свою трагическую развязку, и Мандарин погибает.



Фото: IliaChkolnik/Дягилев P.S.

Представляя программу нынешнего фестиваля, его художественный руководитель Наталья Метелица подчеркнула, что «Дягилев P.S.» подразумевает отнюдь не «сплошное удовольствие для глаз», но «поводы для размышлений», являясь «особым культурным пространством». Она признала, что какие-то фрагменты программы могут шокировать.

В один вечер с «Чудесным мандарином» коллектив из Лозанны показал бежаровские «Этюд для дамы с камелиями» — трагедию покинутой умирающей женщины и миниатюру «Бхакти III» о любви и мироздании (на индийскую музыку), а также балет Жиля Романа Anima Blues, главной героиней которого стала Одри Хепберн как символ женственности, которая, по мнению автора, не чужда и мужчинам.



Фото: FrancetteLevieux/Дягилев P.S.

Кроме «Балета Мориса Бежара (Лозанна)» в программе фестиваля «Дягилев P.S.» выступление Белого театра танца (Польша), который привез в Петербург три одноактных спектакля в постановке Изадоры Вайс: «Федра» на музыку Малера, «Девушка и смерть» на музыку Шуберта и «Тристан и Изольда» на музыку Пендерецкого и Гринвуда. Причем пан Пендерецкий лично приехал в Петербург на премьеру, которая состоится 22 октября на сцене Александринского театра.

Также в рамках фестиваля в Шереметевском дворце можно посмотреть две выставки. На первом этаже, сразу за гардеробом, открыта экспозиция «Застывшее движение» фотографа Луис Гринфилд. Ее работы впечатляют изяществом в передаче пластики танцовщиков, полета окутывающих их полупрозрачных тканей или извилистых линий декораций.



Фото: Lois Greenfield

О том, как Луис ведет свою работу, она рассказывает сама в подписях под фотопортретами.

«Останавливая время на 1/2000 секунды, камера выхватывает момент, который нельзя увидеть невооруженным глазом».

«Я снимаю лишь один кадр из фазы движения, и прошу танцовщицу повторить этот жест снова и снова. И нет двух моментов, похожих друг на друга».

Автор, приехавшая в Петербург на вернисаж своей выставки, пояснила, что снимает не хореографию — но мимолетные проявления характера, настроения танцовщиков. Результат емко описывает подпись к одному из снимков: «Каллиграфия, созданная телом в движении». Увидеть эту выставку можно до 5 декабря.

Еще одна выставка, которой только предстоит открыться для публики 26 ноября, займет практически полностью второй этаж Шереметевского дворца. Это грандиозная экспозиция «ОбличьЯ. Больше, чем реальность». Масштабный межмузейный проект посвящен феномену маски и трансформации целей ее использования — от религиозных ритуалов до средства самовыражения художников. Авторы концепции играют в игру с окружающим пространством, заставляя дворцовые полы «вставать на дыбы» под углом 30 градусов (исключительно с помощью декораций, интерьеры не пострадали). Экспонаты — от древних масок до эскизов театральных костюмов и самих костюмов — предоставлены Этнографическим музеем, Русским музеем, Музеем В.В. Маяковского, Музеем Сергея Параджанова, Музеем Анны Ахматовой, взяты из фондов Музея театрального и музыкального искусства, а также предоставлены из архивов самих авторов.

В частности, один из парадных залов полностью отдан под гигантские разноцветные костюмы из перформанса Андрея Бартенева «Снежная королева» начала 1990-х. До самых люстр высятся вращающиеся громады «Сосульки», «Первой снежинки», «Чебурашки Герды», «Царевны-лягушки» и «Царевны лебедя», оклеенных изображениями котиков, логотипами стирального порошка и другими объктами поп-арта.

 

Этот смелый проект — лишь одно из последних (на данный момент) звеньев в цепи развития культуры, которая будет представлена также произведениями Малевича, Маяковского, Бурлюка, Гончаровой Татлина, Параджанова, Сергея Бугаева-Африки и многих других. Увидеть эту выставку можно будет до 14 февраля.

С этого года фестиваль занялся издательской деятельностью — 23 ноября в 17.00 в Музее актеров Самойловых пройдет презентация уникального издания рукописи Сергея Григорьева «Оригинальный русский балет, 1932-1952», главным героем которой стал полковник де Базиль (Василий Воскресенский), сохранивший часть репертуара и труппы Сергея Дягилева после его смерти.

Среди других событий фестиваля — концерт оркестра MusicAeterna Пермского академического театра оперы и балета. 23 ноября в Большом зале Филармонии коллектив под управлением одного из самых актуальных современных дирижеров – Теодора Курентзиса – исполнит музыку Сергея Прокофьева к балету «Ромео и Джульетта».

Есть в программе и кинопоказы. На студии «Лендок» 24 ноября в 20.00 пройдет показ документального фильма «Рудольф Нуреев. Остров его мечты». А в Кино&Театре «Англетер» 27 ноября в 18.00 состоится российская премьера фильма «Полина» знаменитого хореографа Анжелена Прельжокажа. В повести о молодой балерине, мечтающей танцевать на сцене Большого театра, снимались в том числе Жюльет Бинош и Ксения Кутепова.

Алина Циопа, Фонтанка.ру 

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Куда пойти 22–24 ноября: Рерих, Петров-Водкин, древний лед Антарктиды, лекция про росписи Консерватории, NЮ

В предпоследние выходные осени сходите на премьеру балета оскароносного композитора в Михайловском театре, послушайте произведения современных композиторов, побывайте на выставке Рериха в Главном штабе Эрмитажа и прослушайте лекцию о старинных росписях на стенах Петербургской консерватории в библиотеке «Старая Коломна».

Статьи

>