Рецепт молодости: не погружаться в спячку!

15 ноября 2016, 15:18
Версия для печати Версия для печати

17 ноября Театр балета им. Л.Якобсона отметит свой полувековой юбилей в Эрмитажном театре. О величайшем хореографе-новаторе XX столетия, работавший в стиле модерн, о том, как его идеи сохраняются и продолжаются сегодня в театре его имени и недавней премьере «Спящей красавицы» рассказывает «Фонтанка».

Художнику уникального таланта, создателю множества оригинальных пластических миров Леониду Якобсону довелось творить во времена, менее всего благоприятствовавшие самовыражению. Едва ли не каждое его сочинение прорывалось на сцену с боем. Автор балетов-событий «Шурале», «Спартак», «Клоп», «Двенадцать», «Страна чудес» (все – в Мариинском театре) только в последние годы жизни получил возможность осуществить заветную мечту – иметь собственную труппу, чтобы экспериментировать в излюбленном им жанре миниатюры. Неисчерпаемые художественные ресурсы этого, может быть, самого сложного жанра, блистательно продемонстрировал его спектакль, который так и назывался «Хореографические миниатюры» (1958). Однако лишь в 1966 году Якобсону удалось добиться организации при Ленконцерте балетной труппы с дорогим его сердцу названием «Хореографические миниатюры».

Леонид Якобсон
Леонид Якобсон

Фото: предоставлено пресс-службой Театра им. Л.Якобсона

Первая программа «Хореографических миниатюр» («Классицизм. Романтизм», «Роден», «Русские миниатюры», «Жанровый триптих») имела оглушительный успех, но это только прибавило сложностей коллективу. Сегодня трудно представить, что такие шедевры, как одноактные балеты «Свадебный кортеж», «Клоп», «Экзерсис ХХ», миниатюра «Минотавр и нимфа» и другие, были запрещены и увидели огни рампы лишь после жестоких схваток с партийными невеждами.

Легендарная «пятилетка» «Хореографических миниатюр» – это прощальный фейерверк творческого гения Якобсона, это рождение уникального авторского балетного театра. Но, как ни прискорбно, это еще и история борьбы не на жизнь, а на смерть художника и власти, закончившаяся преждевременной кончиной Мастера, унесшего в могилу уйму не реализованных замыслов. Остались выпестованные им артисты. Мастер умел раскрывать таланты и всех подопечных числил солистами. Мощным заключительным аккордом якобсоновского периода «Хореографических миниатюр» прозвучали триумфальные гастроли в Москве в 1975 году и первый выезд за рубеж. Об успехе своей труппы на Западе Якобсон узнал уже в больнице, выйти откуда ему было не суждено.

Детище Якобсона осиротело в том же 1975-м, однако, творческий «задел» хореографа был столь мощным, что труппа продолжала жить и развиваться. Четверть века ею руководил Аскольд Макаров – любимый артист Якобсона, создавший в его балетах образы Али-Батыра, Спартака, Маяковского. Следующие десять лет коллектив возглавлял Юрий Петухов – экс-премьер Михайловского театра, зарекомендовавший себя еще и интересным балетмейстером. С 2011-го на посту худрука – экс-премьер Мариинского театра Андриан Фадеев.

Сцена из одноактного балета
Сцена из одноактного балета "Иберия" (2013): хореограф Антон Пимонов - один из наиболее продолжателей идей Леонида Якобсона

Фото: предоставлено пресс-службой Театра им. Л.Якобсона

В пост-якобсоновские десятилетия сформировалась творческая программа театра, отразившаяся в его названии. При Макарове он стал «академическим», при Петухове к титулу прибавилось имя Якобсона. Время заставило учиться объединять такие несовместимые, на первый взгляд, понятия, как «академизм» и эксперименты Якобсона: в период кризиса 1990-единственной «палочкой-выручалочкой» в жестких экономических тисках оказалась классика, гарантирующая кассовые сборы. С тех пор в репертуаре театра соседствуют три направления: шедевры Якобсона, новые сочинения современных хореографов и классика: «Лебединое озеро», «Жизель», «Шопениана», «Пахита», «Щелкунчик» и другие.

Репертуарные «полюсы» присутствуют и в юбилейной программе труппы. В Эрмитажном театре 17 ноября будут представлены шедевры Якобсона. А накануне петербуржцы могли познакомиться с новой работой коллектива в жанре высокой классики, но при этом работой весьма рискованной, ведь замахнулись аж на «Спящую красавицу»! Впрочем, театр сделал «ход конем»: не покушаясь на знаменитый спектакль Мариинского театра, пригласил на постановку французского хореографа, бывшего премьера парижской Оперы Жана-Гийома Бара.

Сцена из балета
Сцена из балета "Спящая красавица" (2016),

Фото: предоставлено пресс-службой Театра им. Л.Якобсона

Но можно ли в Петербурге забыть о шедевре Чайковского-Петипа, живущем на Мариинской сцене со дня рождения в 1890 году? Месье Бар забывать и не собирался. Его спектакль в точности следует драматургической структуре оригинала, сохранены даже ценные дополнения, сделанные Фёдором Лопуховым (вариация Феи Сирени в Прологе) и Константином Сергеевым (вариация принца Дезире в третьем акте). И все же, при всем ощутимом уважении к первоисточнику, это спектакль по «по Петипа», а «почти по Петипа». В канонический текст вкраплены новые пантомимные сцены, «подправлены» прежние, злобная карга Карабосс превращена в танцующую на пуантах черную фею, а главное – внесены ощутимые изменения в хореографию. В результате неспешное действие стало более динамичным, современным, а великолепное зрелище в стиле барокко, несмотря на пышное декоративное убранство, – более камерным. Знатоки «Спящей красавицы», наверно, вздохнут о многофигурном вальсе первого акта. Но и заменивший его танец с более скромным составом исполнителей интересен по композиции. Постепенно развивая начальную вальсовую тему, Бар выдвигает на первый план музыку Чайковского, позволяя насладиться ею в полной мере.

Постановка французского хореографа рассчитана на данную труппу, не обладающую многочисленным кордебалетом. Да и нововведения заметят разве что профессионалы. Для обычной публики новая «Спящая красавица» – настоящий подарок к Новому году. На двух премьерных спектаклях музыка звучала не в записи, а в живом исполнении Санкт-Петербургского симфонического оркестра под управлением Петра Грибанова. Декорации и костюмы Ольги Шаишмелашвили радовали глаз свежестью и гармонией красок. А молодая труппа, пополнившаяся в последние годы выпускниками разных балетных школ России и мира, убедила добротным воплощением разнообразных пластических образов.

Сцена из балета
Сцена из балета "Спящая красавица" (2016)

Фото: предоставлено пресс-службой Театра им. Л.Якобсона

Стилистически единый кордебалет без промаха воспроизвел «геометрию» танцев фей и нереид. Солисты во главе с феей Сирени – Дарьей Ельмаковой, излучающей непоколебимую веру в благоприятный исход событий, достойно справились с разнохарактерными партиями. Не разочаровали и исполнители главных ролей. Андрей Сорокин – Принц Дезире блеснул танцевальным мастерством, полетностью прыжков с бесшумными приземлениями, четкостью пируэтов. Второй исполнитель этой партии, красавец Степан Демин облагородил танец изяществом манеры, изысканностью жеста. Различными получились и две Авроры: Алла Бочарова подкрепила уверенную технику балеринским апломбом, а Елена Чернова в своей первой, да еще столь сложной главной партии заставила простить некоторые погрешности исполнения натуральный юношеским очарованием и трепетностью своей героини.

Рядом с премьерами стоит поставить Андрея Гудыму в небольшой пантомимной роли Каталабюта. Силой таланта и изощренного мастерства, помноженными на влюбленность в материал, артист вылепил обаятельно-комичный образ слишком рьяного и потому незадачливого царедворца.

Сотрудничать с иностранными балетмейстерами (Дитмаром Зейфертом, Ласло Шереги) начал еще Аскольд Макаров. Спустя десятилетия опыт продолжил Андриан Фадеев. Отзывы специалистов и дружное одобрение зрителей свидетельствуют: спектакль будет жить.

Ольга Розанова, специально для «Фонтанки.ру»

 

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Ленин — трикстер и наш Люк Скайуокер: Музей истории религии открыл выставку к 100-летию со смерти вождя

Казалось бы, где мировые религии и где вождь пролетариата? Однако ГМИР предлагает нетривиальный взгляд на Ильича, отказавшись и от мавзолейной серьезности, и от иронии концепта «Ленин-гриб». Здесь Ленин — «одомашненный» герой мифа. Вы увидите музейные экспонаты («иконы» с Лениным, графику с видами ленинских мест), незаконченную вышивку с Лениным, найденную дома сотрудником музея при подготовке выставки, и редчайшую агитационную эмалированную кастрюлю 1920-х годов. Выясните, что Владимир Ульянов был ироничным любителем гаджетов — технических новшеств своего времени, а псевдоним Ленин выбрал, скорее всего, случайно.

Статьи

>