Фестиваль «Стенограффия»: цель - менять мир

04 ноября 2016, 17:34
Версия для печати Версия для печати

С 4 по 6 ноября с 20.00 и до 06.00 четыре здания в центре Петербурга станут холстами для теневых картин, созданных в рамках фестиваля «Стенограффия». На фасадах Русского географического общества, Российской национальной библиотеки и двух зданий Мошкова переулка уже появились портреты великих писателей, путешественников, ученых, а также известные полотна и новые световые объекты. Еще одна точка — акватория Мойки близ Синего моста, в которой появятся светодиоды, имитирующие звезды и созвездия.

Проект «Стенограффия» родом из Екатеринбурга, где он проводится с 2010 года. В последние годы он вышел за пределы Свердловской области и вот добрался до Петербурга. В наш город он хочет возвращаться и в будущем — об этом представители фестиваля рассказали горожанам на презентации в пространстве «Пальма». В зале старинного особняка они продемонстрировали пластины из оргстекла с нанесенными на них изображениями и показали, как в итоге рождаются проекции — портреты Пушкина, Миклухо-Маклая, каноническое изображение Геракла... Рисовать портреты на прозрачной поверхности приходится в искаженном, «сплющенном» виде, чтобы пропорции итогового изображения на стене были соблюдены. 

Также гости презентации увидели и опробовали на себе проект, который петербуржцы увидят только в следующем году — проекция экрана с игрой в автомобильные гонки. Организаторы «Стенограффии» мечтают, чтобы в следующем году горожане смогли устроить соревнование на одном из разводных мостов.

О том, как развивается проект «Стенограффия», и из чего он состоит, в эфире [Фонтанки.офис] рассказал руководитель фестиваля Константин Рахманов.

- Константин, расскажите, что такое «Стенограффия», и чем она будет отличаться от других увеселительных мероприятий Петербурга на этих выходных?

- «Стенограффия» – фестиваль уличного искусства и граффити родом из Екатеринбурга. Несколько активных человек придумали его семь лет назад, решив, что городу не хватает красок и веселого настроения. Мы захотели сделать его лучше, ярче – для тех, кто в нем живет и ходит каждое утро на работу изо дня в день, видя серые дома и бетонные заборы.

- То есть это была инициатива «снизу», решение свободных художников.

- Я сам рисую уже около 16 лет. Начинал, понятно, нелегально: где-то во дворах, на гаражах. И в определенный момент понял, что хватит нелегального бомбинга, хочется сделать своему родному городу что-то приятное. Хочется его выделить: есть Москва, есть Петербург, а есть – Екатеринбург. Самая главная задача, которую ставили, создавая фестиваль, — сделать наш город столицей уличного искусства. И я думаю, что за семь лет у нас это получилось. Екатеринбург уже стали так называть.

- Но кто-то же, особенно власти, считают подобное творчество мазней! Во всяком случае, в нашем городе очень проблемно, особенно в центре, сделать граффити на стенах — даже самое прекрасное и высокохудожественное. Сталкивались ли вы с такими проблемами? Приходилось ли что-то долго и упорно согласовывать? Как вы определяли объекты, на которых будут граффити?

- Начну с последнего вопроса. Я очень много гуляю по Екатеринбургу и фотографирую интересные объекты. Я не беру новые отремонтированные фасады — наше внимание привлекают будочки, заборы, а фасады – только если они находятся в плохом состоянии, либо там что-то уже написано, и мы можем это облагородить и сделать красивую картинку, которая будет нравиться и жителям дома, и администрации города. После этого, конечно же, идет согласование – с собственником или, если здание жилое, – с жильцами квартир. Следующий этап – это управляющая компания и, конечно же, администрация города, которая собирает комиссию: на ней присутствует глава города, главы профильных комитетов и главный художник города. А мы презентуем проект.

- Это же целый развернутый менеджмент!

- Да, у нас сейчас на седьмой год сформировалась большая команда, которая занимается организацией фестиваля.

- То есть, согласовать граффити — серьезная задача везде, и дело не в том, что у нас в Петербурге власти несговорчивые.

- Конечно. В этом году в фестивале участвует больше городов, и каждый город по-своему согласовывается. Петербург это вообще отдельная история. Мы поэтому и не рисуем здесь аэрозольными красками на объектах, а придумываем что-то новое, что никто и никогда на улице не делал.

- Скажите несколько слов про динамику: в 2010 году фестиваль появился — какое количество объектов было изначально, и как оно росло?

- Пять лет у нас все происходило только в Екатеринбурге. Динамика была хорошая – по проектам, по эскизам, которые презентуют нам художники. Мы в начале года объявляем тему, либо темы, они очень абстрактные: «теплые стены», например. Плюс обязательно есть свободная тема. Нам присылают проекты, мы их отбираем, в диалоге с художниками подбираем к конкретному проекту место и локацию. Пять лет фестиваль жил в Екатеринбурге и Свердловской области. Плюс мы «десантировались» в ближайшие города – Верхняя Пышма, Нижний Тагил, – создавали там объекты.

Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийск

Фото: Предоставлено организаторами фестиваля

В прошлом году познакомились с отличными ребятами — это программа социальных инвестиций «Родные города», инициаторами которой выступила "Газпром-нефть", и у нас совпали цели. В нашей программе появились Оренбург, Ханты-Мансийск, Новый порт и мыс Каменный — это вообще Заполярье, два поселка на краю земли, где живет примерно 100-150 человек в одной локации. Наши художники и организаторы туда добирались на вертолете.

Новый порт, Заполярье
Новый порт, Заполярье

Фото: Предоставлено организаторами фестиваля

- Это они, жители обратились к вам с просьбой что-то у них сделать, или вы на них вышли? Или вообще Газпром-нефть?

- Эти точки появились в связи с проектом «Родные города»: у них есть города присутствия, где ведется производство, и для того, чтобы люди оттуда не уезжали, нужно их чем-то завлечь. И, наверное, «Стенограффия» — как раз это звено, которое должно завлекать людей, делать их жизнь ярче, чтобы они, грубо говоря, не спивались там.

- Сколько у вас сейчас в данный момент локаций?

- Сейчас добавились Омск и Санкт-Петербург.

- Теперь переходим к Петербургу. Что у нас будет удивительного?

- Мы не хотели рисовать здесь аэрозольными красками. Здесь, во-первых, каждый дом – это какая-то история, памятник архитектуры, здесь в каждом доме жил кто-то известный. И кто мы такие, чтобы внедряться в это здание?

- Но у нас же тоже можно найти много сарайчиков, заборчиков.

- Масштаб нужен, чтобы люди видели! Мы разработали уникальный проект — мы будем рисовать светом. Над обычной архитектурной подсветкой мы ставим небольшой трафарет, который тщательно порезан, сквозь него проходит свет, и в результате на здание падает тень. Но все начинается с идеи: нельзя просто так нарисовать, что угодно. У нас к каждому дому есть тематическая привязка. Например, на здании Русского географического общества на Гривцова мы показываем портреты путешественников, ученых. Выглядит волшебно. Второй объект — это Российская национальная библиотека, угол Невского и Садовой.



Фото: Предоставлено организаторами фестиваля

- Там, конечно, портреты писателей?

- Да. Плюс сейчас монтируемся на перекрестке Дворцовой набережной с переулком Мошкова. Там два здания стоят одно напротив другого. Один из проектов называется «Материальный свет»...

- Это что такое?

- Это очень классная история. Мы подумали, что свет может быть осязаемым. Его можно порезать, или, например, он может «загнуться» в окно.

- А вы предупредили тех, к кому свет будет в окно «забираться»?

- Это нежилые здания. И еще один проект со светом и с тенями: в Петербурге на зданиях очень много ниш, которые образуют рамки. И мы хотим в эти рамках показать известные картины.

- Классические полотна?

- Да. Плюс будет проект, который мы монтируем в эти выходные — это звездное небо. В Петербурге небо постоянно затянуто, и люди не видят звезды. Мы решили подарить их жителям города. Мы будем опускать в Мойку около Синего моста диоды, которые выглядят. как звезды. Мы составим несколько созвездий из около 400 диодов. Получится большой отрезок звездного неба. Выглядит это волшебно.

- Если в Петербурге все просто: фестиваль закончится – свет выключат, то как поступают в других городах – вы закрышиваете все ваши объекты? Или они остаются людям?

- Объекты остаются навсегда. Но мы понимаем, что уличное искусство живет определенный срок: здание начинает разрушаться, штукатурка осыпается, влияют погодные условия — снег, жара, солнце, дождь... Кстати, мы в прошлом году запускали с программой социальных инвестиций «Родные города» с Газпром-нефтью проект по восстановлению работ уличного искусства. Написали перечень, обратились в администрацию, чтобы зафиксировать список работ, которые должны жить всегда. Восстанавливать будем, либо приглашая художников, которые делали объекты, либо самостоятельно.

- Каковы перспективы вашего проекта?

- Мы «захватываем» все новые города, вдохновляем людей. Нужно ставить себе цель менять мир. Вот у нас примерно такая цель.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру» 

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Драматург, рыцарь, один из символов британского театра — кем был ушедший Том Стоппард

Том Стоппард (Томаш Штраусслер при рождении), британский драматург, умер 29 ноября 2025 года. Весь мир пытается осмыслить потерю, вспоминает его работы. Так кем же он был и что привнес в мир?

Статьи

>