Прощай, наш солнечный клоун!
2 ноября перед началом гастролей в Ростове-на-Дону в гостинице артистов цирка умер великий клоун Олег Попов.
В закоулках нашей памяти, да что там — в наших сердцах Солнечный клоун Олег Попов существовал всегда. Его исчезновение с отечественных арен казалось временным недоразумением. Его жизнь – исключительный пример творческого долголетия. Если принять во внимание, что Олег Попов впервые вышел на манеж в 1951 году, то любые подсчеты дают в итоге удивительный для активных выступлений возраст и не менее уникальный стаж артиста цирка. За это время он успел получить своего «Золотого клоуна» в Монте-Карло и стать лауреатом многочисленных фестивалей. Его эквилибр на свободно висящей проволоке до сих пор может считаться образцом мастерского сочетания чисто цирковых навыков с задачами коверного. Тонкий, порой философский юмор вместо бытовавших тогда нарочитых клоунских грубостей сделали его любимцем публики как в России, так и за рубежом. Уже на излете 80-х годов он пользовался славой одного из лучших клоунов планеты. Но впереди была еще долгая деятельная жизнь и настоящий артистический финал.
После возвращения в Россию Олег Константинович существовал вне времени и возраста. С момента его первого приезда после 25-летнего перерыва прошло чуть менее полутора лет, но его «послужной список» за это время мог бы составить честь любому действующему артисту. Длительные гастроли в Санкт-Петербурге и Саратове, участие в жюри премии молодых цирковых талантов «МастерОК» в Сочи, начало гастролей в Ростове-на-Дону, готовящиеся гастроли в Москве и Самаре. Казалось, все, а прежде всего и сам Солнечный клоун махнули рукой на паспортные данные: если уж выступать, так выступать.
Уже первой, мимолетной встречи с российской публикой в рамках вручения цирковой премии «Мастер» в Сочи в 2015 году оказалось достаточно, чтобы понять – Попов любим на родине невероятной любовью. Зритель готов закрыть глаза на его возраст, простить долгие годы отсутствия и любить по-прежнему преданно и бережно.
Его первый выход на арену цирка в России после долгой эмиграции случился в Петербурге, в день открытия вновь отреставрированного Цирка Чинизелли на Фонтанке. Немалая заслуга в том – тогдашнего художественного руководителя цирка Вячеслава Полунина и тогдашнего директора Росгосцирка Вадима Гаглоева, сумевших убедить прежде несговорчивого кумира.
На открытии собирался быть Президент, но в цирке по-настоящему ждали только Олега Попова. И когда президент внезапно отменил свой визит и вожделенные места, уже почти отданные чиновникам, достались цирковым, их радости не было предела. Это было правильное возвращение к своей публике – цеховые артисты, как никто, знали историю и могли понять цену этого возвращения.
Погас свет в цирке, замерло на манеже пятно прожектора. Сектор с цирковыми артистами и вся публика в зале затаили дыхание – и то, что казалось невозможным, стало реальностью. Олег Попов вышел на арену со своим знаменитым на весь мир номером «Лучик» – в котором он с детской доверчивостью пытается поймать световое пятно, а оно убегает.
Уже тогда стало ясно: Попов приехал в Россию, оставив позади горечь долгих лет расставания, обиды и потери, приехал — чтобы здесь, на родине, среди своих любящих зрителей слиться с манежем, вдохнуть полной грудью запах опилок и цирковых кулис. Саксофон выводил мелодию знаменитой песни Фрэнка Синатры «Мой путь», а любой, знающий слова, подставлял текст — про то, что уже близок конец и финальный занавес, но «я жил со всей полнотой», «делал всё по-своему» и «честно выполнил всё», – и рождалась пророческая история, в которой со всей неумолимостью отражались скитания Лучика и Солнечного клоуна, как на манеже, так и в жизни.
После номера цирк ревел и бушевал, а Олег Попов, стоя на арене, совершенно опустошенный и смущенный от шквала окативших его эмоций и апплодисментов, поклялся, казалось бы, нереальной клятвой: пообещал, что будет выступать, пока хватит сил. Тогда не верилось, что 85-летний человек готов расстаться со своей очень удобной, отлаженной жизнью в Германии и переселиться вновь на непредсказуемые пространства российского цирка. Ведь его бесспорный статус легенды вполне подходил для того, чтобы спокойно почивать на лаврах.
Однако за короткий отпущенный ему срок Олег Попов многим поколениям артистов преподнес урок беззаветного служения и преданности своему делу. Уже в феврале 2016 года он прибыл в Петербург с полноценной программой и отыграл полноценные шестьдесят представлений, не давая себе ни поблажек, ни отдыха. О том, что Олег Попов приехал в Россию работать серьезно, не довольствуясь прежним багажом, шептались в цирке: даже после утомительного представления униформисты расстилали рабочий ковер, и Попов уже почти ночью отправлялся репетировать новый номер со своим скотч-терьером по кличке Чудо.
Название представления, на первых взгляд шаблонное, несло в себе манифест Попова. «Пусть всегда будет солнце» было его заветом и завещанием себе и каждому. Его репризы были лишены трюков как таковых и выстроены словно освещающие душу лучики доброты. Солнечный клоун учил утратившую завод куклу жонглировать, возвращал к жизни бабочку, убитую злым проходимцем, спасал спускающуюся из-под купола цирка на парашюте милую пятнистую крысу и умел подружиться с солнечным лучиком. Каждый выход на манеж Олега Попова был актом служения, как бы пафосно это ни звучало, искусству цирка, в котором он всегда хотел видеть неисчерпаемый источник радости.
Его преданность выбранному делу вплоть до самоотречения не позволяла ему просить отдыха даже тогда, когда здравый смысл требовал обратного. Летом этого года он провел три долгих дня в жюри конкурса молодых талантов «МастерОК», проводившегося в рамках вручения международной цирковой премии «Мастер». В страшной духоте летнего сочинского театра быстро сникали журналисты, иностранные члены жюри, участники премии «Мастер», на сцене сменялись юные артисты, зал жужжал, как большой улей, но Попов не покинул свой пост, отсмотрев изнурительную долгую конкурсную программу до конца. В этот момент он был нужен цирку, был нужен его будущему в лице маленьких артистов, и никакие уговоры не заставили его сделать даже перерыв.
Может быть это и хорошо, что четверть века назад Олег Попов уехал из страны. Он избежал судьбы тоскующего по манежу директорствующего клоуна, не успел стать участников цеховых распрей, не заразился меркантильным духом коммерческих цирковых шоу. Его чувство цирка осталось незыблемым с тех самых времен, когда отечественный цирк создавал свои лучшие произведения. И в сердцах зрителей он навсегда остался клоуном, коверным, появление которого освещает улыбкой всё пространство под куполом В том, что он успел вернуться к своему зрителю, есть высшая справедливость цирковых богов: он сделал то, что должен был сделать — принес и оставил, как дар своей, российской публике то, чего ей именно сейчас более чем когда-либо не хватает: безотчетную детскую радость жизни как таковой и веру в то, что поймать свой солнечный Лучик дано каждому. А еще — ощущение единства и даже братства всех своих зрителей.
«Вот, что я скажу. Мне бы, конечно, не хотелось, чтобы этот удивительный сон, в котором столько чудес, когда-нибудь заканчивался. Но, если это произойдет, я знаю точно: на каких бы мы языках ни говорили, какие мы ни были разные, Солнце у нас одно на всех». (Олег Попов)
Ирина Селезнёва-Редер, специально для «Фонтанки.ру»
Куда пойти 4 — 6 октября: клёны в Ботаническом, день Битлов в «Севкабель Порту» и рисунки в Михайловском замке
Новости
- 04 октября 2024 - В Петропавловской крепости увековечили одного из основоположников советской космонавтики Бориса Раушенбаха
- 01 октября 2024 - «Ужасный» портрет в гостиной итальянского старьевщика оказался работой Пикассо
- 29 сентября 2024 - В Петербурге скончался профессор Консерватории Аркадий Климовицкий
- 29 сентября 2024 - На «Арсенале» открыли постоянную площадку «Театрального проекта 27» для подростков
- 28 сентября 2024 - В Михайловском саду петербуржцам подсветили и напели «Обратную сторону дворца»
Статьи
-
02 октября 2024, 17:33Конный портрет 1856 года кисти прусского художника Франца Крюгера заказал Александр II в память об отце. Когда-то огромный портрет (размер картины — 4,55 на 2,99 метра) Николая I украшал Большой Мраморный (Николаевский) зал Зимнего дворца, но большую часть XX века провёл накатанным на вал, а имя автора вовсе забылось. «Фонтанка» побывала в хранении и пообщалась с хранителем музейных предметов первой категории фонда изобразительного искусства и авторской графики Музея политической истории России Екатериной Костиной, которая вводит заново обретенный предмет в научный оборот и продолжает его изучать.
-
30 сентября 2024, 20:55
-
30 сентября 2024, 12:48
-
28 сентября 2024, 22:19