
«Ледокол» Хомерики на экранах: Два капитана

В прокате – «Ледокол», фильм-катастрофа, снятая тишайшим российским режиссером Николаем Хомерики. Вопреки своей репутации, он все-таки смог сделать из сюжета про дрейф корабля нечто большее: ретро-драму о конце советской эпохи и начале больших перемен.
В самом факте того, что Николай Хомерики снял фильм-катастрофу, кроется ирония. Режиссер имеет оперативный псевдоним «Коля — одна копия»: его аккуратные неспешные ленты примечательны еще и своей тотальной несмотрибельностью. Его стиль — медленный ритм, меланхолия в сюжете и композиции; если ирония, то очень отстраненная; минимум выразительных средств, максимум тишины и мрачных картинок. Такое кино из царства Снежной Королевы. О нем удобно и легко рассказывать, но выдержать непросто: прозвище, что и говорить, красноречивое. Последняя его полнометражная лента, «Сердца бумеранг», в самом деле вышла одной копией.
При этом Хомерики явно и давно ходил вокруг массовой продукции и облизывался. Снял два сериала для телевидения – «Тайны города Эн» и куда более заметный «Синдром дракона». Но это была не столько работа с материалом, сколько его преодоление: обе ленты выделялись запутанным сюжетом, смешением временных пластов и очень-очень нестандартным визуальным решением.
«Ледокол» поспешили записать в главную тенденцию года — режиссеры элитарные «отправляются в народ» и снимают блокбастеры. Уже идет «Дуэлянт» Мизгирева, скоро появится «Союз-7», спродюсированный Бакуром Бакурадзе, автором на сто процентов, а никак не мастеровитым дельцом. Но явления эти, конечно, совершенно разноплановые. В «Дуэлянте» Мизгирев все-таки еще и автор сценария. А сюжет «Ледокола» сочинили Алексей Онищенко и Андрей Золотарёв. Хомерики уже работал с готовым материалом.
Сценарий, надо отдать должное его создателям, придуман как минимум старательно, словно по книжке какого-нибудь американского коучера. В основе — реальные события: действительно, в 1985 году ледокол «Михаил Сомов» (тут он переименован в «Громова») застрял во льдах. Капитан корабля с оригинальной фамилией Петров между жизнью члена команды, упавшего за борт, и опасным проходом рядом с айсбергом выбирает первое. За что отстраняется (по доносу старпома, конечно) от должности и отправляется в отставку. На смену ему летит новый грамотный управленец из Москвы. Но вертолет, на котором он прибыл, ломается, ледокол оказывается затерт льдами — и вся команда во главе с двумя капитанами начинает дрейфовать.
Действительно, сценарий «Ледокола» – аккуратная и чистая работа. С цитатами из классики – очевидного «Титаника» и куда менее заметного «Потёмкина». С выпуклыми, что называется, характерами и внятным повествованием. С дописанными сюжетными линиями. Попади он в руки любого другого, технического режиссера, получилась бы просто хорошо сделанное кино. Но Хомерики этот материал воспринимает как пространство сопротивления. И раскручивает его в совершенно неожиданную сторону.
«Ледокол» Хомерики — это ретро. Оператор Федор Лясс снимает не столько действие или характеры, сколько предметы. Основные выразительные средства тут — сильные общие планы и панорамы льдов, воды и снегов (что логично). Плюс — что куда интереснее — бесконечный поток мира советских вещей. «Ледокол» порой напоминает музей советского дизайна. Главные герои тут — не капитаны, боцманы и матросы, а кубик-рубик, совершающий героический переход через Северный Полюс; календарь с Пугачевой как признак проходящего в дрейфе времени; знаком приближающихся перемен становится не конфликт мировоззрений (капитан-аппаратчик против юного бунтаря), а магнитофон и кассета, которую перематывают авторучкой. Даже убогий застой демонстрируется в виде «Бриллиантовой руки» – ее раз за разом со скуки пересматривает команда. Поединок старого и нового решается на уровне музыки — в начале и конце, фоном застойного спокойствия команды выбран «Учкудук, три колодца»; знаком больших перемен становятся на экране цоевские «Огурцы» и «Время есть, а денег нет».
По сравнению с этим говорящим (и еще как выразительно) миром вещей «блистательный актерский ансамбль» кажется лениво подобранным реквизитом. Актеры тут играют примерно то, что привыкли. Виталий Хаев выкладывает свой козырь — умение перевоплощаться в кого угодно; на сей раз гэкает и шокает, словно Папанов в упомянутом кинохите Гайдая. Александр Яценко дежурит на посту миролюбивого ушлёпка. Виталий Каморзин несет вахту в качестве простецкого дядьки из соседней парадной. Александр Паль выступает в партии пэтэушника с претензиями. Готовый материал, в общем. Главные партии — да, решены, скажем так, неординарно. Петр Федоров и Сергей Пускепалис разыгрывают поединок младореформатора и консерватора (вроде Жеглова с Шараповым — книжных, а не говорухинских). С Федоровым все ясно — других главных героев у нас для вас нет (см. «Дуэлянт»). С Пускепалисом любопытнее — записного добряка и тюфяка ставят на должность сухаря и злодея. Следить за тем, как действительно сильный актер с «не своей» ролью справляется, дико интересно. Пускепалис играет перемену: от бездушного застойного начальника к живому человеку. И делает, таким образом, весь фильм.
Словом, «Ледокол» – это не про совок и не про перестройку. Это такое толстовское высказывание про «скрытую теплоту». Про то, что в экстренных случаях любой робот становится человеком. Хомерики такой находкой пользуется — и с помощью игры Пускепалиса как раз и превращает ретро-катастрофу в кино про «рождение нации». Про то, как в пыльном мире кубиков-рубиков, «Бриллиантовой руки», плакатов с Пугачевой и «Учкудука» в радиоточке пробуждается живое, подлинное. Слишком человеческое, чтобы сохраниться надолго. Важный элемент ретро — ностальгия. Обычно на экране ее испытывают по предметному миру: сифонам, мороженому, гэдээровской мебели. Здесь тоска – не по шмотью, а по душе, уж простите за пафос, о которой классики наши так много говорили, а мы вот стесняемся. А Хромерики взял и высказался. И это уже немало.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Куда пойти 18–20 июля: Ночь музыки в Гатчине, фестиваль уличных театров «Елагин Парк» и сериал в кино
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 18 июля 2025 - В Александровском дворце показывают после реставрации еще три зала парадной анфилады — отсюда царская семья отбывала в ссылку
- 17 июля 2025 - Драма о семье экстрасенсов и фантастика про бандитов из 1990-х. Минкульт рассказал, на съемки какого кино даст субсидии
- 17 июля 2025 - Умер режиссер фильмов «Завтра была война» и «Мастер и Маргарита» Юрий Кара
- 16 июля 2025 - Вышел тизер финального сезона «Очень странных дел» — надвигается последняя битва, а с ней и тьма
- 16 июля 2025 - В Сети вышел сериал о 90-х «Путешествие на солнце и обратно». Режиссер рассказал «Фонтанке», как прошли согласования
Статьи
-
16 июля 2025, 00:03Еще со школьных времен мы привыкаем к спискам летнего чтения — но это как тихий час в детском саду: бесит, только пока обязательно, а потом вспоминается в мечтах. Кто бы уложил нас сейчас посреди дня вздремнуть на час! Кто бы заставил летом вместо работы читать медленную, великолепную прозу, похожую на нагретый солнцем мед! Теперь никто, придется самим как-то справляться. И давайте признаемся: сил на Толстого, Джойса и Пруста мало у кого хватит, да и половина лета уже позади, так что можно выбрать что-нибудь менее объемное. Например, шесть недавно вышедших книг с захватывающим сюжетом и теплой атмосферой.
-
05 июля 2025, 23:26
-
11 июля 2025, 08:30
-
04 июля 2025, 08:30