‘ото: јлина ÷иопа

Ёрмитаж троллит посетителей современным искусством

15 окт€бр€ 2016, 13:05
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

ѕосетители Ёрмитажа озадачены: посредине экспозиции в главном здании по€вились неоновые собачьи скелеты с попуга€ми в зубах, рыцарские доспехи из панцирей жуков, чернильные картины и даже чучела птиц. » все это — без «объ€влени€ войны» и по€сн€ющих табличек.  орреспондент «‘онтанки» понаблюдал за развеской экспонатов временной выставки скандального бельгийского художника яна ‘абра.

¬ыставку яна ‘абра – художника, режиссера и потомка известного энтомолога ∆ана јнри ‘абра, – эксперты включают в топ-5 событий в сфере современного искусства, которые проход€т этой осенью в –оссии. “ем временем в ќтделе современного искусства Ёрмитажа потирают руки в ожидании скандала: во всем мире выставки этого автора не обход€тс€ без жарких дискуссий.

‘абр — громкое им€ в современном искусстве, и закрывать глаза на его феномен невозможно: этот автор выставл€лс€ в крупнейших музе€х мира, включа€ Ћувр, ставил громкие спектакли, «проткнул» гигантским гвоздем с насаженной на него мухой одну из центральных площадей в бельгийском городе ЋЄвене, декорировал зал  оролевского дворца в Ѕрюсселе... ѕоследнее он сделал в своем характерном стиле – использовав дл€ создани€ необычного цвета неоновые надкрыль€ таиландских жуков. Ќо если этого не знать, никогда и не догадаешьс€: с большого рассто€ни€ панели на потолке и стенах, как и богато декорированные люстры, кажутс€ просто восхитительной иллюстрацией сказки об »зумрудном городе. » только »нтернет напоминает, что «волшебник» этого города — ‘абр.

—кандальный бельгиец вообще мастер поиграть со зрителем. ¬от утомленный многочасовым хождением по Ёрмитажу посетитель заходит в –ыцарский зал, смотрит по инерции на одни исторические доспехи, вторые, третьи, а тут ему: раз – и современный рыцарский шлем с декором в виде усиков жука. «аснул, не заметил? јга, попалс€! “о же и с доспехами и мечом, выполненными из панцирей жуков: невнимательно смотрел, поленилс€ задуматьс€ — обманули! —уд€ по реакции первых посетителей (точнее, ее отсутствию и машинальному фотографированию витрин), «троллинг» удаетс€.

¬ главном здании Ёрмитажа игры с публикой интеллигентны и уважительны по отношению к музею. «аметив их — даже не сразу поймешь, в чем дело. ¬о-первых, ‘абр, уроженец бельгийского города јнтверпена, экспериментирует с произведени€ми своих соотечественников — фламандцев. ј во-вторых, его работы созданы в диалоге с экспозицией музе€. Ќапример, посреди зала искусства ‘ландрии XVII века он ставит чучела павлина и лебед€ с изогнутой шеей. ѕочему? ѕригл€дитесь, р€дом на картине ‘ранса —нейдерса «ѕтичий концерт» — точно такие же лебедь и павлин. ¬от только фабровских птиц держат на закорках скелеты, декорированные все теми же неоновыми надкрыль€ми жуков... Ќо это уже другой вопрос, если хотите — интерпретации.

” ‘абра и совы – не то, чем кажутс€: стекл€нные фигурки этих животных он усадил на перегородки, раздел€ющие залы на части.  то-то (если вообще заметит) увидит в них милых птичек, а кто-то – вестников смерти.

 стати, скелетов в шкафу у этого художника хранитс€ целое множество: например, в зале фламандской и голландской живописи художник поставил два собачьих скелета, держащих в зубах €рких попугаев. Ёкскурсанты удивл€ютс€, задают вопросы, фотографируют.

«Ћично € старомодна, по мне так — дл€ современного искусства специально создавалс€ √лавный штаб, там бы и выставл€ли», – как бы невзначай замечает гид. ≈й втор€т многие посетители.

Ќо на самом деле у непредвз€того зрител€ перва€ эмоци€ при встрече с работами ‘абра — недоумение: что происходит? “ак надо? “ак было — или все-таки нет?

«—кажите, картины с этих мест забрали на реставрацию или что это такое?» – интересуетс€ мужчина у служительницы музе€, показыва€ на чернильные синие картины ‘абра, повешенные вперемешку с основной экспозицией (кстати, ради этой выставки на несколько дес€тков сантиметров раздвигали посто€нную развеску).

ѕока еще в залах не выставлен свет, и потому картины не «читаютс€», но потом станет €сно, что толст€к на синем полотне ‘абра — это всего лишь слегка помен€вший позу ¬акх –убенса, чье изображение висит всего-то через одну картину вправо. “ак почему одно вызывает возмущение, а второе €вл€етс€ признанным искусством? ¬озможен ли был бы такой диалог в √лавном штабе? Ќавр€д ли.

Ќе случайно выставка называетс€ «–ыцарь отча€ни€ — воин красоты» – ‘абр говорит о своем преклонении перед прекрасным и пытаетс€ его по-своему интерпретировать. ¬ фильме-перформансе, который тоже будет демонстрироватьс€ на экспозиции, а потом останетс€ в коллекции Ёрмитажа, показано, как художник ходит в доспехах по залам «имнего дворца и преклон€ет колена перед увиденной красотой.

≈ще одна перекличка заметна в зале ¬ан ƒейка, где вис€т портреты королевы √енриетты-ћарии, ее придворных дам јнны  иллигрю, миссис  ерк, и Ўарлотты, леди —трейндж. ’удожник решает показать здесь своих «придворных дам» – кураторов и помощниц, которые работают с ним много лет.

«∆енска€ сила! ‘еминизм! ¬ласть — женщине!» – сыплет лозунгами ян ‘абр, внезапно по€вившийс€ в зале собственной персоной.

«Ёти восемь женщин, чьи изображени€ вы видите, – мои друзь€, они на мен€ работают, думают со мной вместе, – беретс€ он объ€снить концепцию корреспонденту «‘онтанки». – ¬от, например, куратор, котора€ подготовила много моих выставок и сделала большую выставку во ‘лоренции. я работаю с ней 9 лет. ј вот Ѕарбара де  онинк (художественный руководитель нынешней выставки — прим.ред.) — она работает со мной 27 лет».

«¬ан ƒейк писал королей, королев, принцесс – аристократию, – продолжает художник. – ј это мой ответ. я изображаю обычных людей, а карнавальные колпачки на их головах — вместо корон. “акой € «надел» и на голову будущей королевы Ѕельгии, чь€ скульптура стоит в центре зала, потому что Ѕельги€ — это про жизненную энергию, энергию и карнавал».

‘игура будущей бельгийской королевы, а ныне – 14-летней ≈лизаветы, герцогини Ѕрабантской, стоит на постаменте, изображенна€ в повседневной одежде — джинсах и кофточке. —воих помощниц ‘абр изобразил в профиль — оп€ть-таки, сделав реверанс в сторону оформлени€ зала: на потолке можно заметить такие же белые исторические профили архитекторов и художников, создававших дворец.

’удожник прощаетс€ и возвращаетс€ к развеске своих работ. ¬скоре у него самолет на родину, позже он еще вернетс€ – к открытию экспозиции, которое состо€тс€ 22 окт€бр€.

–аботы яна ‘абра в главном здании Ёрмитажа — это еще далеко не вс€ выставка. ≈ще более свободные эксперименты ждут посетителей музе€ в √лавном Ўтабе — в том числе с арт-объектами в виде инвалидных кол€сок, костылей и чучел животных. ¬ Ёрмитаже подчеркивают, что специально уточн€ли у художника — он животных не убивал, но сотрудничал со службой, занимающейс€ сбором тел животных, сбитых автомобил€ми на дорогах.

ќтветы на остальные вопросы посетители смогут получить в рамках марафона-дискуссии, который пройдет в рамках выставки. ≈е сроки работы – с 22 окт€бр€ по 9 апрел€.

јлина ÷иопа, "‘онтанка.ру"

ѕроект "јфиша Plus" реализован на средства гранта —анкт-ѕетербурга

„ем зан€тьс€ в ѕетербурге 23Ц25 окт€бр€: вечер страданий, вечеринка 2000-х и праздник в новом пространстве Ђ÷ехаї

Ќа этих выходных у петербуржцев есть возможность послушать классические органные и фортепианные концерты, осыпатьс€ блЄстками и оторватьс€ на дискотеках, посмотреть новое американское кино или же на один вечер перенестись в точку военных действий. Ђ‘онтанкаї выбрала почти два дес€тка вариантов, как можно отдохнуть в центре или не выход€ из дома: от похода на концерт звезды TikTok и лекции о советской мебели до разговора о ЂзелЄном образе жизниї в ZOOM.

—татьи

>