Ћовец мгновений: Ђ“еатр ¬иктора ¬асильеваї в Ѕорее

27 марта 2013, 13:21
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

¬ галерее «Ѕорей» открылась и продлитс€ до 6 апрел€ фотовыставка «“еатр ¬иктора ¬асильева». » дело совсем не в том, что на снимках петербургского театрального фотографа ¬иктора ¬асильева запечатлены звезды – Ћебедев, ¬ладимиров, ‘рейндлих, Ѕо€рский, —оловей, ѕолунин с √ородецким, ’абенский, ¬ишнева и «ахарова, Ѕо€рска€ и  озловский. ј в том, что на этих развешенных по стенам оттисках сохранились не только лица, но атмосфера и энерги€ времени, и гипнотическа€ маги€ кулис. Ёто тот случай, когда, как сказано в «ќбыкновенном чуде», живое стало еще более живым.

Ќа выставке представлено менее сотни фотографий. ј между тем, ¬иктор ¬асильев – один из самых востребованных театральных фотографов города – снимает более сотни кадров ежедневно. ћожно смело сказать, что он ходит в театры чаще самых заправских критиков – его, сухопарого немолодого мужчину с камерой, можно увидеть на премьерах во всех театрах ѕетербурга. ќн – автор лучших фотосессий с театральных праздников, потому что любит красоту и умеет снимать театр красиво. Ќе «гл€нцево», не «гламурно» – там герои выгл€д€т силиконово-искусственно, – а именно с позиций красоты жизни, красоты естественности.

¬иктор ¬асильев в своей мастерской в “еатре им. Ћенсовета. 1985 год
¬иктор ¬асильев в своей мастерской в “еатре им. Ћенсовета. 1985 год

‘ото: ѕресс-служба “еатра им.Ћенсовета

ћне самой много раз приходилось замечать, как ¬иктор ¬асильев, нацелив объектив, ждет, когда человек забудет о присутствии фотографа, расслабитс€, станет самим собой, – тогда раздастс€ несколько щелчков, и потом в соцсет€х, в закрытых и открытых сообществах, в прессе по€в€тс€ новые прекрасные театральные мгновени€: а ты и не знал, насколько они хороши, и не узнал бы, не случись р€дом человека с камерой. ¬ данном случае, человека вполне конкретного.

«’удожник призван изобразить не оригинал, а отношение к нему», – сказал ѕабло ѕикассо. ќн, конечно, имел в виду картины, но, сколько € ни думала о фотографе ¬икторе ¬асильеве, ежедневно получа€ от него фотографии самых разных спектаклей, каждый раз увер€лась, что дело именно в отношении – в любовном отношении к театру, к артистам, к театру жизни. ¬иктор не признает себ€ фотохудожником, увер€ет, что театральна€ фотографи€ – разновидность репортажа. Ёто, конечно, не так. ѕросто человек, обладающий даром снимать театр, – это предельно скромный фотохудожник.  оторый не вып€чивает своего видени€, а стремитс€ сн€ть лучшее из того, что сделано другим художником. “о есть, пространство дл€ собственного творчества – ничтожно мало, но оно существует, и в том, чтобы не нарушить этической грани, пройти по канату, не свалившись ни в хладноносую репортажность, ни в самовып€чивание, и есть великое мастерство театрального фотографа вообще. Ќо в данном случае, вполне конкретного.

„то любопытно, крестной мамой ¬иктора ¬асильева в его театральной карьере случайно (как оно обычно и бывает) стала јлиса Ѕруновна ‘рейндлих.  ак рассказал сам ¬иктор автору этих строк на открытии первой в его жизни выставки: «¬се началось с того, что € переехал из ћосковского района в  алининский, и понадобилось мен€ть работу. ј у жены знакомые работали в спец—ћ” ”правлени€ культуры. ѕусть, говор€т, к нам приходит – зарплата у нас прилична€. ј эта бригада работала тогда в “еатре им. Ћенсовета. я тогда уже увлекалс€ фотографией – и договорилс€ с реб€тами-осветител€ми, что останусь на спектакль и поснимаю у них из ложи. ѕотом сделал фотографии, принес реб€там в театр. » тут к нам вошла јлиса Ѕруновна с девушкой-художником: что-то у нее поломалось в гримерке – то ли розетка, то ли выключатель, надо было починить. Ќу, € ее попросил автограф оставить на фотографи€х – € же ее в основном снимал. ќна расписалась. ј где-то через день ко мне уже подошли от администрации, спросили: «¬ит€, а ты не хочешь репетицию «¬ишневого сада» поснимать?».  онечно, € согласилс€.  ак можно было отказатьс€?! “ам же јлиса Ѕруновна играла, репетировал сам ¬ладимиров. Ќе получитс€, думаю, так не получитс€. ј оказалось, что получилось. ќни говор€т: «ј поработать можешь по совместительству?» я пошел к руководству, мне дали справку на полмес€ца, тогда на совместительство требовалось разрешение. Ќу и отсн€л репетиции «¬ишневого сада». ѕотом сделали огромный премьерный щит».

» тут карьера ¬асильева как театрального фотографа вполне могла бы и закончитьс€, едва начавшись, потому что разрешение на совмещение не продлили, а уходить в театр на посто€нную работу – с 200 рублей на 80 при наличии семьи и маленького ребенка, даже при большой любви к сценическому искусству, было неверо€тно. ќднако монтажником ¬иктор проработал недолго, следующее место работы хоть и было на заводе, јдмиралтейском, но это было уже место фотографа. ’от€ снимать приходилось детали производства и, разумеетс€, передовиков – дл€ досок почета в цехах, и два раза в год – к 1 ма€ и 7 но€бр€ – гигантские портреты ударников целого завода. ј еще – подводные лодки в ѕрибалтике, —евероморске, Ѕаку.

«» в это же врем€, – рассказывает ¬иктор ¬асильев, – то есть, в году 80-м, шел € мимо “еатра им. Ћенсовета, а там премьера, «—пешите делать добро» по пьесе ћихаила –ощина. —прашиваю: «ѕустите мен€ поснимать?» ћен€ пустили. ќтсн€л € пленку 36 кадров. ј после спектакл€ подходит замдиректора, говорит: если что-то получилось, приноси, нам нужен такой же премьерный щит, как был после «¬ишневого сада», а работать некому. я принес. » мне снова предложили работать по совместительству. “огда уже на основной работе мне дали справку на год. » € начал работать».

¬прочем, совместителем ¬иктор ¬асильев оставалс€ уже недолго. “еатр зат€нул. ј однажды случайно отсн€л своим ««енитом-¬» балет «ћакбет» в ћјЋ≈√ќ“е и рискнул показать хореографу Ќиколаю Ѕо€рчикову съемку. Ѕыл приглашен тут же, без дополнительных разговоров. ќказалось, что и отменным балетным фотографом ¬асильев тоже может быть. ѕосле снимал и дирижеров как штатный фотограф ‘илармонии. ј в 1983-м по€вилс€ еще один родной театр в жизни – ћалый драматический. “ам ¬иктор ¬асильев служит по сей день. ќттуда уходил в “еатр им. Ћенсовета, потом, в 2000-м, вернулс€. —егодн€ по фотографи€м ¬асильева можно воссоздать спектакли Ћьва ƒодина последнего дес€тилети€ – их тыс€чи. ÷ветных. Ќо не утративших глубины, игры светотени, напр€женности действи€.

÷ветным фотографи€м на выставке посв€щен один зал – против трех черно-белых. ѕричем, ¬иктор рассказывает, что именно по€вление цветных фотографий – тех самых, которые печатались машинами в многочисленных фотоцентрах – едва не спровоцировало его прощани€ с театром. «ѕленка же настроена на дневной свет, а тут софиты, и кадры получались желтыми. » у оператора, разумеетс€, не было желани€ что-то переделывать, ему легче было лишний детский альбом какой-нибудь напечатать. Ќу и € решил, что, раз не могу обеспечить качество продукта, надо уходить».

ѕроблема «желтых кадров» разрешилась, когда аналоговые машины сменились цифровыми и оператор стал видеть изображение того, что печатал. Ќу а потом и вовсе наступил век цифры.

—обственно, к фотографи€м ¬иктора ¬асильева сложно что-то добавить. ќни – не приложение к театру или спектаклю, они – самодостаточны. Ёто тот иконографический материал, который позвол€ет по одному кадру разгадать суть образа. ј если одного и того же артиста ¬иктор снимает на прот€жении дес€тилетий – то и рассмотреть роли как этапы актерского пути. ¬от на выставке в одном из залов есть четыре портрета артиста ћƒ“ ѕетра —емака в рол€х: в спектакле «—частье мое…» в 1984-м, с Ќатальей јкимовой, в «Ѕесах» в 1991-м, с —ергеем ¬ласовым, в спектакле «ѕод в€зами» в 1998-м, с ≈вгением Ћебедевым, и в «Ћире» в 2006-м. » это уже цела€ иконографи€ – опиши их внимательный критик-профессионал, и получитс€ половина, если не больше, актерского портрета. ¬идео расскажет о рол€х значительно меньше. “еатр у нас еще не научились снимать – там дай бог с режиссурой разобратьс€ в общих чертах, а уж в том, что касаетс€ актерских образов, – беда.  амера фотографа-профи, выхвативша€ заветный крупный план, даст несоизмеримо больше понимани€ о внутренних движени€х, развитии целой роли. ¬ообще, по фотографи€м ¬иктора ¬асильева очень легко объ€снить, что такое русский психологический театр – театр глубинного погружени€ в образ, до полного самоотречени€, до грани возможностей разума и чувств. “е, кто видел Ћизу Ѕо€рскую на фотографи€х ¬асильева, никогда не зададут вопроса, а хороша€ ли она театральна€ актриса. ќчевидно, что перед нами јктриса. Ѕольша€. “аков эмоциональный потенциал васильевских оттисков.

„то тут добавить? ћне – пожалуй, и нечего, кроме особой благодарности устроител€м выставки, заместителю художественного руководител€ ћƒ“ Ќелли јхмадуллиной и куратору, театроведу ¬ладимиру  антору. ј вот подошедша€ к нам на вернисаже заведующа€ музеем “еатра им. Ћенсовета ¬ера ћатвеева рассказала, как недавно в театр приезжала театральный фотограф с мировым именем Ќина јловерт. Ёто ее сменил ¬иктор ¬асильев на должности штатного фотографа «Ћенсовета». ѕрошла гость€ по музею, остановилась у стендов со снимками спектаклей «»нтервью в Ѕуэнос-јйресе» и «Ћюди и страсти» – там работы обоих фотографов вперемежку... » сразу заметила: «ј вот такой момент € и не поймала, не угл€дела». Ќу а когда оказалась у витрины с множеством портретов »гор€ ¬ладимирова на репетици€х (это уже только ¬иктор ¬асильев), то и вовсе руками всплеснула: «ј что ж € шефа-то не снимала на репетици€х?!» ј витрина эта стекл€нна€ вс€ утыкана пальцами зрителей, сколько ни вытирай – »горь ѕетрович там такой живой, что невозможно удержатьс€ от соблазна дотронутьс€. » первой в этом эффекте ос€заемости ¬асильевских фотографий призналась јлиса ‘рейндлих – ее пальцы на этом стекле первыми остались.

 стати, вот тут мы заспорили: когда лучше фотографии получаютс€ – когда фотограф погружен в спектакль эмоционально, или когда хладнокровен? ¬иктор ¬асильев сказал, что когда слишком уж очарован тем, что видишь в объектив, качество страдает. » тут же призналс€, что, когда јлису Ѕруновну фотографировал, мурашки бежали по спине, и руки дрожали. « ачество тогда страдало, конечно», – смущенно произнес мастер.

¬ этом году, в июне, ¬иктору »вановичу ¬асильеву исполнитс€ 60 лет. » хочетс€ верить, что открывша€с€ в «Ѕорее» выставка – начало цикла подобных вернисажей, российских и европейских. —ам же фотограф поделилс€ идеей сн€ть спектакли ћƒ“ с тех ракурсов, с которых их не видит зритель. «¬от, например, в «“рех сестрах» Ћьва ƒодина действие врем€ от времени происходит в доме, а зритель видит только то, что можно разгл€деть в оконные и дверные проемы стены. Ќо там же – цела€ жизнь: стол, танцы, гитара, любовь. » у мен€ закралась мысль сн€ть тот ракурс – и € даже попробовал это сделать во врем€ гастролей в  иришах. ј можно же еще устроить съемку сверху или из бокового выхода на авансцену («из дерев€шки», как говор€т работники театра)».

 ак видите, в хладнокровном отношении к профессии ¬иктора ¬асильева уличить трудно. Ќо, как сказал еще один фотограф с мировым именем, на сей раз француз јнри  артье-Ѕрессон: «‘отографировать может только тот, кто сумеет выстроить на одной оси глаз, голову и сердце».

∆анна «арецка€, «‘онтанка.ру»

 

— зеленым подбоем и кровавым карманом Ч Ёрмитаж показал спасенный кафтан ѕетра I

¬ реставрационно-хранительском центре Ёрмитажа в —тарой деревне представили результаты многомес€чного труда: использу€ новейшие технологии и оборудование, музейщики вернули Ђтоварный видї одному из Ђсаксонскихї кафтанов основател€ ѕетербурга.

—татьи

>